Блокнот
05.11.2014
Ностальгия «по-Дамгартенски»
...Заиграл духовой оркестр и, грохнув деревянными скамьями, несколько сотен человек вытянулись во фрунт. Не претендуя на синхронность, но собранно и многоголосно, под сводами старого ангара зазвучало торжественное песнопение.

— «Что это?», — шепнул я на ухо нашей переводчице Петре, в прошлой жизни — учительнице русского языка.

— «Это Гимн ГДР!». В глазах почтенной фрау блестели слезы...

Так выглядела официальная часть открытия очередного, 13-го по счету, фестиваля любителей авто — мото — старины Эпохи Соцлагеря.

Услышь я о чем-то подобном, — счел бы корявой просоветской пропагандой. В нашем понимании Объединенная Германия навсегда избавилась от порочного «наследия Берлинской стены», предала остракизму сексотов Штази, покарала зацелованного Леонидом Брежневым Эриха Хонеккера. Короче, бесповоротно порвала со своим «неблаговидным прошлым».

То, что наша съемочная группа увидела на бывшей базе ВВС Группы советских войск в окрестностях приморского городка Рибниц-Дамгартен, в пыль разметало этот стереотип. Как залп НУРСов, пущенный из-под крыла многоцелевых МИГ-29, базировавшихся, аккурат, на этом самом аэродроме.

Обильная и повсеместная символика DDR, ребятня в голубых пионерских галстуках, оркестр, исполняющий мелодию «Смело товарищи в ногу». А что? Имеют полное право: этот марш был популярен в Германии еще во времена Веймарской республики.

И все это — без какого-то эпатажа и стёба. Абсолютно органичная, не выставляемая напоказ благосклонность к социалистическому прошлому стала сегодня характерной чертой имиджа «восточных» немцев.

И если бы эту черту демонстрировало только старшее поколение, до сих пор пересчитывающие цены из евро в алюминиевые монетки ГэДэЭРовской чеканки. Так ведь нет: основной частью участников фестиваля в Дамгартене были мужчины и женщины (!) в диапазоне от 20 до 40 лет. Плюс их дети: от ползункового до вполне пубертатного возраста.

Целью нашего пребывания на празднике «технической ностальгии», организованном «Technischen Museums Flugplatz Pütnitz», были съемки очередного телевизионного цикла «Колеса Страны Советов». Вернее — нескольких сюжетов для серии под названием «Перекрестные связи». Этот фильм рассказывает о машинах стран Восточной Европы, поставлявшихся в СССР. И, напротив, о советских автомобилях, экспортировавшихся в государства соцлагеря.

Надо было снять всего-то минут пятнадцать исходного материала. Но, сработал синдром «шведского стола»: и это хочется попробовать, и это... и еще вот то...

Отсняли мы материала с большим избытком и с избыточным запасом. Так что, когда пришло время «расписывать» видеокассеты, мозг покрылся мелкими кракелюрами.

Трабанты. «Траби». Сколько же их тут! Сотни! И великолепно отреставрированные ранние модели Р50. И более известные — с индексом «601». Имеются даже прародители благочестивого семейства: картонно-деревянные DKW F8. Присутствуют «Траби» на все вкусы: с палатками на крыше, вытянутые до состояния «стрейч», предельно упрощенные армейские «кюбели».

Двухтактные машинки из города Цвиккау никогда не поставлялись в СССР. Но, тем не менее, пристрастно испытывались на Дмитровском автополигоне НАМИ. Как и многие другие образцы авто-техники из ГДР, ПНР, ВНР, ЧССР. Подробности — в нашем фильме.

«Barkas В-1000». В ГДР он выполнял множество обязанностей: возил людей и грузы, транспортировал больничных пациентов и тушил пожары.

С началом вывода советских войск из Восточной Европы «Баркас» приобрел небывалую популярность. В таких «самоходных домиках» семьи военнослужащих возвращались на Родину, захватив нажитое на чужбине невеликое богатство. Это — ещё один сюжет «Перекрестных связей».

«Вартбурги» первого поколения в СССР были малоизвестны. Зато в ГДР эти малолитражки стали символом «свободы выбора». Разноцветные седаны, купе, универсалы и кемперы создавали иллюзию потребительского изобилия. Правда, их технические данные не вдохновляли: три цилиндра, «мопедный» треск мотора и динамика разгона, располагавшая к лирическому созерцанию окрестностей.

А вот фары от следующей модели «353» освещали путь советским «Москвичам — 412» и «-2140». Что поделать: не умели тогда в СССР делать стильную прямоугольную светотехнику головного света.

«Робуры» всех поколений. «Ифы» те, что W50 и L60. Коммунальные «Мультикары»... Как не снять эти машины, трудившиеся на стройках коммунизма и очищавшие от миазмов улицы советских городов.

Чего только не было на фестивале восточно-европейских олдтаймеров, чье общее количество превысило 2500 единиц!

Польские «Жуки» и «Нысы», венгерские «Икарусы» и «Дутры», чешские «Шкоды» и «Татры». Они тоже стали героями нашего сериала. К собственным съемкам добавлялись кадры кинохроники и художественных картин. Если кто-то забыл, — грузовые «Шкоды» снимались в «Кавказской пленнице» и «Человеке-амфибии», микроавтобусы «Ныса» — в «Приключении Электроника» и «Тайне мадам Вонг». А самосвалы-«Татры» стали постоянными героями хроникальных зарисовок о строительстве БАМа и сибирских газопроводов.

Продолжаем экскурсию по экспозиции фестиваля ОСТ/ОЛД-таймеров.

VOLVO 244 DLS — «лимитед эдишн», выпущенный для ГэДэЭровской властной верхушки. Тираж — всего 1000 экземпляров.

Ленинградский «К-700», в свое время самый мощный в мире пропашной трактор. Вот ведь: и смех, и грех. На бескрайних целинных землях эти монстры не прижились: некому, нечем, да и негде их было ремонтировать. А на гораздо более скоромных полях Восточной Германии «Кировцы» пришлись ко двору. Точнее — к хутору.

Тактический комплекс «Луна-М» на базе внедорожника ЗИЛ-135ЛМ. Даже ракета сохранилась. Хотя, как мы надеемся, без топлива и боеголовки.

УАЗ-469 с откидными боковыми стеклами. Такой апгрейд проводился на ремонтных предприятиях Народной армии ГДР.

Инвалидная мотоколяска Simson Duo. По уровню технической мысли — практически соответствует советскому «мотопротезу» «Киевлянин». Но исполнение существенно иное: аккуратное и тщательное. Немецкая, однако, работа...

Машины, служившие в народной полиции Восточной Германии. Хотя среди них имеются и «Вартбурги», и «Трабанты», но предпочтение отдавалось советским «Волгам» и «Жигулям». Помощнее были русские автомобили, да и попредставительнее.

«Гвоздем программы» стал «Москвич-408». Он приехал своим ходом из подмосковного Подольска и был передан в дар «Technischen Museums Flugplatz Pütnitz». Прошел слух: эта машина снималась в «Бриллиантовой руке»! Именно из её багажника выпадал связанный контрабандистами Семен Семенович Горбунков.

Смеем возразить: машина не именно та, а точно такая же. Но от этого ценность презента не намного снизилась. Важен не статус подарка, а сам его факт!

Общая любовь к техническим раритетам сближает людей разных наций, возрастов и соцгрупп намного эффективнее, чем многословная риторика политических деятелей. Собственно, именно об этом и рассказывает фильм «Перекрестные связи» из сериала «Колеса Страны Советов».

Будут в сериале затронуты и другие темы:

— История семейства автомобилей марки «Волга»...

— Перманентный многолетний конкурс на звание «Грузовик всея Руси»...

— Поиск оптимального расположения двигателя и ведущего колеса.

Премьерный показ третьего по счету 4-х серийного цикла «Колеса Страны Советов. Были и небылицы» состоится на телеканале «Звезда» с 10 по 13 ноября. Время начала демонстрации — 18 час. 30 мин.

Желаем приятного просмотра!
Торстен Майэр, директор «Technischen Museums Flugplatz Pütnitz» . Начальник очень строгий, но чрезвычайно обаятельный.
Останки советской базы ВВС. Еще видна пара барельефов Героев Советского Союза.
Надпись «Слава КПСС» на стене солдатского клуба. Во времена Третьего Рейха здесь располагалась котельная.
Оркестр играет «Средь нас был юный барабанщик…» Строевая песня марксистов-«спартаковцев» начала ХХ века.
Один из множества биваков. При высочайшей плотности размещения – идеальная чистота!
«Траби» Р50 на фоне флага ГДР.
Семейная идиллия: муж меняет лампочку, жена листает журнальчик…
Палатка на крыше – не экзотика, а типовой аксессуар автотуристов.
Очень красивый КрАЗ. Может даже – слишком…
Такой дорожный знак на здешних дорогах не лишний. Кроны деревьев смыкаются над шоссе.
Один из множества «Баркасов». Состояние – как с конвейера!
Путешествия на автомобиле были в ГДР национальным видом отдыха.
С виду – «Феррари», да и только! Моторчик бы этому «Вартбургу» вчетверо помощнее…
Саксенринг Р3. «Газик» по-ГэДэЭровски.
Айн, цвай, полицай! Пусть и на заслуженном отдыхе.
Колеса – это так надо?! Или просто так получилось?
Доноры «Москвичей». «Вартбург 353» поделился своими фарами с «412-м».
Это IFA Framo? Или Barkas V901?
Парный заплыв: ТПК против перворазрядницы!
Видать какой-то «батяня – комбат» на этой «НИВЕ» рассекал.
«Кировец» и походный полевой стан. По совместительству – мобильный гаштет.
Этому «Газону» не меньше 57 лет: на боковине капота проштамповано «Завод им. Молотова».
«Ява» - то немногое, что получали советские граждане от могучей автоиндустрии ЧССР.
Ракетный комплекс «Луна-М». Неизвестно как там «спецчасть», но шасси в полном порядке.
Инвалидная мотоколяска Симсон. Бедненько, но чистенько.
Тот самый «Москвич»! Ну, пусть не тот, но точно такой же…
УАЗ с откидными «боковушками» - немецкий эксклюзив. В Союзе таких не делали.
Мостоукладчик МТ-55 чешской разработки. Вот так и собирались до Ла-Манша дойти…
Ранний «Мультикар». На заднем плане – бензозаправщик IFA G5.
Роторный снегоуборщик на базе ЗИЛ-157. Снежный шлейф от него летел метров на двадцать.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер

Моя первая жизнь, как и положено выпускнику МВТУ им. Баумана, прошла внутри периметра оборонного «почтового ящика». Во второй, «постперестроечной», жизни я занялся производством научно-популярных телепередач, презентационных клипов и документальных фильмов «технической» ориентации. За 20 лет выдал в эфир и сдал заказчикам около 250 видеоработ различных назначений и форматов. В том числе — по автомобильной тематике. Среди них цикл программ «Подорожник» на 1-м канале, сериалы «Автомобили в погонах», «Погоня за Скоростью», «Колеса Страны Советов». Издал несколько развивающих детских книжек. Член Международного Союза Журналистов и Союза писателей РФ.

популярное