До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
29.02.2016
Военпред для «членовоза»
История разработки, производства и эксплуатации автомобилей для истеблишмента СССР досконально изучена, разобрана на фрагменты и популяризирована в сотнях публикаций различной степени достоверности. Казалось, тема исчерпана, истощена и закрыта...

Но! В процессе работы над сериалом «Колёса Страны Советов» мне довелось войти в творческий контакт с человеком, имевшим непосредственное отношение к созданию «больших чёрных ЗИЛов». И поведал он мне о том, что доселе не попадало ни на телеэкраны, ни на страницы интернетовских ресурсов.

В традициях детективного жанра назовем его оперативным псевдонимом: «подполковник ЭС». Служил он военпредом, прикомандированным к режимному, «шестому механосборочному» цеху ЗИЛа.

Здесь уместно сделать краткое информационное отступление.

Предполагаю, что не всем известно, кто такие «военпреды» и чем они занимались в рамках своих должностных обязанностей. В этой связи надобно отвесить глубокий поклон гражданину Сердюкову А.Э., который предпринял немалые усилия для принижения института военной приёмки и предания его забвению. А ведь они, военпреды, занимались исключительно полезным делом: жестко и бескомпромиссно контролировали качество продукции оборонного назначения.

Практически на каждом промышленном предприятии Советского Союза существовали представительства заказчика, укомплектованные офицерами в звании от старшего лейтенанта до майора. Ну, а как по-другому? Вот, к примеру, завод железобетонных изделий. Он ведь не только стеновые панели для пятиэтажных «хрущёвок» отливал, но и покрытие для аэродромных взлетно-посадочных полос производил. А тут требуется особый контроль и учёт. Состав цементного раствора и диаметр арматуры сверялся с ГОСТом, геометрические размеры плит скрупулёзно измерялись.

Структура военных представительств выстраивалась логично и рационально. Во главе каждого из них стоял старший военпред в звании подполковника. Директор завода был ему не указ: ты своему ОТК (отделу технического контроля) руки выкручивай и снятием квартальной премии грози. А для нас, служивых, есть только один начальник и командир: районный инженер! Таким странным термином именовался полковник, следящий за деятельностью целого территориального «куста» военных представительств. Причём — самого различного профиля: в его ведение могли входить и авиационные заводы, и приборные, и электромеханические, и автомобильные.
Так вот, про автомобильные.
Гимн советскому автопрому. ЗИЛов на всех хватит!
В советские времена на ЗИЛе военпредам было чем заняться: многотысячными партиями шли в Советскую Армию «157-е» и «131-е» машины. К ним присоединялись выкрашенные в цвет «хаки» гражданские «130-е» грузовики: войскам требовались автомобили для повседневных хозяйственных нужд. Впрочем, на их же базе производились многочисленные «спецагрегаты» для всех видов и родов вооруженных сил.
Шестой цех.
Но «цех № 6» — тема особая! Здесь строили лимузины для небожителей Страны Советов. В простонародье эти автомобили высшего класса именовались «членовозами» — значительная их часть обслуживала членов Центрального Комитета КПСС и высшее руководство государства.

«Подполковник ЭС» (впрочем, тогда на его плечах мерцало лишь по три малых звёздочки) прибыл на ЗИЛ в самом начале 80-х годов прошлого столетия. Первым впечатлением от нового места службы стало знакомство с реликтовыми «ЗИС-Сто Десятыми».
Монументальные ЗИСы. «Сталинские высотки» на колёсах.
Из Гаража Особого Назначения (сокращенно ГОН) на завод прибыли последние «Сталинские дредноуты», чтобы завершить здесь свой земной путь. ЗИЛовские ветераны не сдерживали слёз: безупречно-исправные, лакированные, без единой царапинки чудо-машины шли на слом.
Отправленные на заклание. Им бы ещё ездить и ездить…
«Подполковнику (Отставить! Тогда ещё — старлею!) ЭС» удалось порулить одним из мастодонтов эпохи культа личности. Впечатление следующее: это не автомобиль, а корабль! Шофер — что командир на капитанском мостике. Кстати, довольно тесном. Управление «110-м» требовало особых навыков: даже выжимка педали сцепления осваивалась длительными тренировками.
Салон «Сталинского дредноута»: роскошь, достойная падишахов.
Оснащение салона поражало: все металлические ободки стёкол обклеивались тончайшим берёзовым шпоном, покрывались лаком и полировались до благородного блеска. Подсветка спидометра менялась в зависимости от скорости движения: от зелёной до красной. Сиденья под давлением сжатого воздуха набивались натуральным гагачьим пухом. Утилизация такой роскоши выглядела вопиющим кощунством!
ЗИС-115. Броневик Отца Народов. Изготовлено 32 экземпляра.
Стрессовую ситуацию разряжали байки заводских старожилов. Вот, такая, например, история пересказывалась в многочисленных вариациях...
Мотор одного из ЗИС-110 (а выпущено их было за 13 лет аж 2072 экземпляра!) на заводских испытаниях начал чуть-чуть «потряхивать». По крайней мере, так почудилось представителям ГОНа. «Цеховые» закусили удила: у вас, дорогие товарищи, глюки, и мы это докажем! Наполнили граненый стакан водкой и поставили его на блок цилиндров. Если хоть капля алкоголя прольётся — мотор безоговорочно отправляется на переборку.

Завели двигатель, прогрели, погазовали... Стоит верхний мениск жидкости в стакане, даже не шелохнется! Только мелкая рябь по нему пробегает. Ну, что тут поделать: подписали акт приёма-сдачи машины. А стакан, как и полагается, паритетно употребили.
Конвейер сборки ЗИС-110. Нонсенс: эксклюзивные машины серийного производства.
Я про эту историю у «подполковника ЭС» расспросил. Мол, правда или хохма? Враньё это, отвечал мне бывший военпред. Ну, сам подумай, откуда на заводе могла взяться водка?! Как её, родимую, через проходную-то пронести? Спирт в стакане был. Чистый, медицинский. Этого добра выделялось в те времена на производственные нужды в достатке. Ну, а в остальном — так всё и было. Продукт из стакана не выплеснулся, честь завода не пострадала.

Так вот, про честь завода.
К моменту прибытия нашего героя на Завод имени Лихачёва там осваивали выпуск новой модели — ЗИЛ-4104. Но и машины предыдущего, «114-го» поколения, были частыми гостями в «шестом цеху». Их пригоняли из Гаража Особого Назначения на ремонт и регламентные работы. Одна из таких машин пришла на переборку подвески. Выглядела подвеска вполне кондиционно, но представитель гаража настаивал на замене. Ну, а что тут спорить: любой каприз за ваши деньги. Перебрали, заменили. И вот что в неформальной беседе выяснилось: автомобиль на полном ходу влетел в плохо закрытый канализационный колодец. Тяжеленная чугунная крышка подскочила, врезала со всей дури по лонжерону рамы и срикошетила в задний мост. Машина, не сбавляя скорости, проследовала в пункт назначения, а после выполнения служебного задания была вывешена на подъёмнике. Тщательный осмотр днища показал, что последствия ДТП минимальные: задир на раме, царапины на картере моста. Но, требования к надежности «членовозов» были строжайшими: чуть что не так — починяй, меняй, регулируй!
Никаких повреждений не видно? Всё равно будем чинить!
Пунктуальность, с которой на ЗИЛе строились машины высшего класса, поражает. Они даже не «строились», а «возводились». Как соборы или линкоры!

С момента закладки рамы в стапель (слова-то какие: военно-морские!) шасси присваивался личный номер и заносился в паспорт. Каждый механизм, блок или агрегат также имел свою маркировку и был приписан к конкретному автомобилю. Взаимозаменяемости (типичной для конвейерного производства) не предусматривалось. Особенно остро эта «селективность» проявлялась при сборке кузова. Все его панели выколачивались вручную с последующей подгонкой одной к другой. Так что крыло от машины № 20 не подходило к машине № 21.
Своеобразно выглядело украшение кузова и салона декоративными элементами. Многочисленные хромированные шильдики, ободки, раскладки и молдинги устанавливались «по месту», для чего в уже покрашенном автомобиле дрелью засверливались отверстия под винтики. При этом механики были облачены в медицинские белые халаты, руки защищали нитяные перчатки, а ноги обувались в тапочки.
«Индпошив» «членовозов» был палкой о двух концах.

В условиях штучного производства правительственные машины имели безумно высокую себестоимость, которая в заводском бюджете компенсировалась за счет массовой и популярной продукции. Например, перманентно-дефицитных бытовых холодильников марки «ЗИЛ-Москва».
Но имелся и позитив: при производстве «больших черных ЗИЛов» строжайше контролировалась каждая технологическая операция. И тут военпредам предоставлялось бескрайнее поле деятельности. Без их росписи и личного штампа в паспорте автомобиля процесс возведения «членовоза» замирал. Штамп выглядел так: вытянутый по горизонтали ромб со звёздочкой, буквами ВП и условным номером военного представительства.

Этот «армейский знак качества» ставился не только на отечественных компонентах, но и на импортных. Не секрет, что в легковых автомобилях марки ЗИЛ использовались заграничные комплектующие. Например, тормозные системы английской фирмы Гирлинг. Каждый комплект проходил внешний осмотр и пристрастно испытывался на стенде. Только после этого продукция из туманного Альбиона проштамповывалась «ромбиком» военной приёмки.

Среди множества обязанностей военпредов числились проверки десятков параметров на соответствие Техническим Условиям. Ну, скажем, усилие, прилагаемое при открывании двери. А усилие это было таким, что не любой мог справиться. «Подполковник ЭС» поведал, как однажды при визите Советского лидера в США, здоровенный морпех-афроамериканец из президентского почётного караула попытался лихо распахнуть дверь ЗИЛа-4105. И — чуть руку из плеча не выдернул! Что не мудрено: весила эта дверь не одну сотню килограммов. Автомобиль-то был не простой, а бронированный, полной массой более 5 тонн! Таких машин (на заводе их звали «тяжёлыми») было выпущено 14 штук, и для своего времени они являлись эталоном безопасности.
В недрах «тяжелых» ЗИЛ-4105 скрывалась бронекапсула.
При производстве ЗИЛовских лимузинов применялись операции, немыслимые на конвейере. Вот, к примеру, заворачивается крестовой отверткой блестящий винт поручня в пассажирском салоне. После этого надлежало головку винта накрыть специальной оправкой и тюкнуть по ней молоточком. Зачем? Чтобы оставшийся на шлице винта малюсенький хромовый заусенец не оцарапал палец Объекта Государственной Охраны. Именно так официально именовались пассажиры автомобилей высшего класса. За их безопасность отвечало 9-е управление КГБ, а позднее — Управление охраны при Аппарате Президента СССР.

Кстати, по поводу Объектов Государственной Охраны. Они имели индивидуальные пристрастия и предпочтения, которые сотрудники «6-го» цеха были обязаны удовлетворять.

Так, например, Леонид Ильич Брежнев попросил (не сам, конечно, а через специально обученных людей) обшить салон своей «персоналки» тёмно-вишневым велюром. А все внутренние блестяшки анодировать «под золото». Красиво получилось, богато. Говорят, после смерти «дорогого Ильича» на эту машину положил глаз 1-й секретарь ЦК Компартии Азербайджана товарищ Алиев. В 1982-м году Гейдара Алирза-оглы назначили первым заместителем Председателя Совета Министров СССР, так что бывший брежневский лимузин даже не пришлось перегонять в Баку.
А вот Дмитрий Фёдорович Устинов, будучи в должности Министра обороны СССР, попросил оформить внутренности персонального ЗИЛа в тёмно-желтых тонах. И не только в пассажирском отделении, но и в водительском. Сзади салон отделали тонким шерстяным голландским «рубчиком», спереди — простёганной кожей цвета охры.

Устиновский лимузин имел ещё одну характерную деталь. Дмитрию Федоровичу, мужчине крупному и статному, было не с руки хвататься за поручень над боковым окном. Он предпочитал придерживаться на поворотах за рукоятку форточки-«ветрячка». Но мелковата она для него была. И сделали Министру обороны спецручку по спецзаказу. Вдвое более солидную, чем штатная. Под стать немалой ладони Маршала, которой он, рассказывали, в молодости подковы гнул.

Но всё это — яркие детали истории. А была ещё ежедневная сермяга.
Считается, что легковых ЗИЛов производилось в год по чайной ложке. Но это не совсем так. Автомобилей поколения «114/117» выпустили не менее полутора сотен.

Более поздние ЗИЛы-4104 и их модификации произведены в количестве около 200 единиц. Кроме лимузинов и укороченных седанов изготавливались автомобили спецсвязи, охраны, медицинской поддержки.
Имитация нападения на бронированный ЗИЛ-117. Гранатой хрен его возьмешь!
Трудовая деятельность у военпредов была насыщенной. Типовая приемо-сдаточная компания «членовоза» выглядела так. Сначала свою круглую печать ставил заводской ОТК. Затем к проверке подключались военпреды. Эта фаза длилась от недели до месяца — в зависимости от количества выявленных «косяков». Когда все «статические» проблемы были решены, переходили к динамическим испытаниям.

Пробег длиной в полторы тысячи километров (!) вскрывал немало производственных огрех. «Подполковник ЭС» вспомнил эпизод, который стоил ему первых седых волос. При обкатке очередного ЗИЛа появился чужеродный звук. Негромкий, но назойливый. Методом мозгового штурма отвергались потенциальные источники мерзкого зуммера: двигатель, коробка, ходовая...

В результате пришли к заключению: «сверчок» завелся в кузовных панелях, где-то под лобовым стеклом, в глубине торпедо. Поиски «генератора раздражения» затянулись на несколько дней, пока не обнаружили маленький «непровар» сварного шва. Края металлических деталей задевали друг о друга и вибрировали, вызывая выматывающий душу зуд. Устранение дефекта стоило немалых сил и нервов: по закону подлости он располагался в исключительно неудобном месте.
Сдача «членовоза» заказчику затягивалась на долгие недели...
Вернемся к циклограмме сдачи автомобиля заказчику. После заводских испытаний предстояли испытания совместные, с участием представителей служб ГОНа. По итогам этой дружеской встречи с мотористами, электриками и водителями появлялся список замечаний объёмом в два-три машинописных листа. Отсюда мораль: даже самая продуманная техническая документация не может учесть все нюансы. Ну, например, прокладка трубок топливной магистрали на сборочном чертеже жестко не регламентировалась. Опытный моторист-практик попросил увеличить зазор между шлангами, чтобы они ни при каких обстоятельствах не соприкасались. А то не дай бог перетрутся.
Придирка? Нет, предусмотрительность!

Испытательный марафон заканчивался совместным автопробегом с участием сотрудников ГОНа, ОТК и военного представительства. И только исколесив еще несколько сотен километров, машина передавалась на баланс КГБ.

Немного гаражной специфики.
Служившие в ГОНе и выполнявшие различные функции автомобили имели свои прозвища. «Основные» — это лимузины, закреплённые за Объектами Государственной Охраны. Среди их пассажиров — Генеральный Секретарь ЦК КПСС, руководители республиканских компартий, члены Политбюро, Председатель Совет Министров.
Имелись также «выездные», предназначенные, в основном, для встреч Высоких Гостей, прибывавших с визитами в СССР.
От «Скорпиона» до «Чёрного Доктора». Оцените широту номенклатуры 6-го цеха!
А еще были трудяги-работяги: «боковая» и «хвостовая». Их задача — держать строй кортежа, не допускать внедрения в него чужих автомобилей, пресекать попытки нападения.

«Хвостовая» — особая тема, отраженная в специфическом устном и стихотворном водительском фольклоре. «А ты, сынок, на хвосте ходил?», — этими словами начинался курс молодого бойца, проводимый ветераном ГОНа для прибывших на шофёрскую службу юных лейтенантов.

«Ходить на хвосте» — высший водительский пилотаж, отточенный изнурительными тренировками, оплаченный литрами пота и мириадами невосстанавливаемых нервных клеток. Тренировки выглядели так: на заднем бампере впередиидущей машины крепилось несколько накаченных автомобильных покрышек. Едущая сзади «хвостовая» постепенно сокращала дистанцию: два метра, метр, полметра... Скорость возрастала: 90, 100, 130...
В незримой связке пара машин наматывала десятки километров: на асфальте, на снегу, на голом льду. Поначалу «контакт» был неизбежен — для этого и висели на бампере смягчающие столкновения резиновые скаты.
Среди водителей Гаража Особого Назначения (заметим — специалистов экстра-класса!) считалось, что «членовозы» надежны, предсказуемы, управляемы. Вот если бы только не двигатель...
ЗИЛ-114. Машина, не создававшая проблем.
До 1978 года всё было хорошо: мотор ЗИЛ-114 (прямой потомок и наследник силового агрегата армейского грузовика УрАЛ-375) ни шоферам, ни механикам проблем не создавал. Затем, с переходом на производство новой модели ЗИЛ-4104, появилась обновленная версия двигателя: с двумя верхними распредвалами, увеличенным объёмом цилиндров и возросшей мощностью.
Но что-то пошло не так...

Мотор перегревался, две из восьми свечей постоянно «заливало», на асфальт выплескивались потоки кипящего антифриза. Причем — в самый неподходящий момент официального «протокола». Заводские конструкторы, потупив глаза, разводили руками, а механики ГОНа, выбиваясь из сил, демонстрировали профессиональные чудеса. Особенно тяжело приходилось в «южных» командировках: при температуре выше 25 градусов от двигателя ЗИЛа можно было ожидать любых подвохов. Мало того, что нужно было оперативно устранять неисправности, но еще и скрывать от любопытных глаз клубы черного дыма из выхлопных труб.
Индия. Жара. Только бы мотор не «взбрыкнул»!
Драматичная история приключилась во время визита Президента СССР в Соединенные Штаты Америки. За несколько минут до окончания официальной церемонии двигатель «основной» машины глохнет. К ней кидается «механик «ЭФ» (сохраним детективный стиль повествования) со своим ремонтным чемоданчиком. Отмахиваясь от сочувствующих («Свечи! Свечи меняй!!»), механик буквально выдернул из-под капота карбюратор и виртуозно заменил его на запасной. Через мгновение мотор ЗИЛа взревел, и, практически сразу к прессе вышли лидеры двух Сверхдержав.
Кульминация драмы. На крыльце - Рейган и Горбачёв. «Основная» уже завелась!
Позднее «подполковник «ЭС» допытывался у «механика «ЭФ»: «Как же ты, Сашок, про карбюратор догадался?»
— «Да мне что-то как бы наподдало, Палыч! Нутром почуял...», — доступно объяснял моторист.

В результате оказалось, что рационализаторы Московского карбюраторного завода внедрили какое-то полезное усовершенствование. Вследствие чего топливная аппаратура резко снизила свою работоспособность.
Супер-механик ГОНа. Интуиция или опыт? И то, и другое!
Экспресс-ремонт лимузина главы Советского Союза происходил под фото-вспышками десятков корреспондентов мировых СМИ. Реакция информационных агентств была разнонаправленной. От «Даже у Президента USSR машина никуда не годится» до «Только русские могут починить мотор на бегу и голыми руками».

Еще один конфуз случился с автомобилем ЗИЛ-41048. Это была модификация, оснащённая автоматической системой регулирования воздуха. Или, попросту — «климат — контролем». Но вместо того, чтобы плавно повышать или понижать температуру в салоне, аппаратура работала в жестком «релейном» режиме. Из дефлекторов попеременно шёл то ледяной, то перегретый поток воздуха. Объект Государственной Охраны то стучал зубами, то обливался потом. Что негативно отражалось на его настроении и, следовательно, на внешней и внутренней политике. Выпущенную в единственном экземпляре машину вернули из ГОНа на завод и переоборудовали под обычный кондиционер с ручным управлением.

Ситуация, прямо скажем, нелепая. В середине 80-х годов специалисты авиационных, приборных и ракетно-космических фирм уже умели «управлять теплом» с точностью до сотых долей градуса. Может, сотрудникам ЗИЛа имело смысл обратиться за помощью к коллегам по Военно-промышленному комплексу? Хотя, не факт, что это увенчалось бы успехом: непреодолимые межведомственные барьеры достигали в СССР неимоверной высоты.
ЗИЛ-4105 на испытаниях
В конце 80-х годов в «шестом механосборочном» цехе ЗИЛа наступил кризис жанра. На протяжении целого десятилетия модельный ряд «членовозов» практически не обновлялся. Изменения носили чисто косметический характер: круглые фары меняли на прямоугольные, горизонтальные «габаритки» – на вертикальные, одни молдинги убирали, другие – добавляли.
Три «советских царя» - три различных лимузина. Найдите отличия!
Фейслифтинг чудесным образом совпадал со сменой глав государства и лидеров компартии. ЗИЛ-4104 выпускался «под Брежнева», 41045 — «под Горбачёва», 41047 — «под Ельцина». Но, несмотря на внешние доработки, «большие чёрные ЗИЛы» морально старели. Предложения заменить двигатель на импортный, менее капризный и более экономичный, руководством завода серьезно не воспринимались.

Попытку изменить статус-кво предприняли в 88-м году. К открытию 19-й Всесоюзной конференции КПСС в авральном порядке подготовили два ходовых макета ЗИЛа-4102 — принципиально нового автомобиля высшего класса. Не хочется вдаваться в хорошо известные технические детали, но эти машины были реальным прорывом в царивших на производстве закостенелых догмах.
ЗИЛ-4102. «Взломщик закостенелых догм»
Чёрный и золотистый, напичканные современной электроникой, автомобили (прозванные заводскими острословами «Миша» и «Рая») на царствующую чету впечатления не произвели. Вскользь брошенная реплика Горбачёва «что-то не то...» на полном скаку затормозила перспективные работы. По злой иронии во время 19-й Всесоюзной партконференции была закрыта не только тема отечественных правительственных автомобилей, но и подписан смертный приговор Советской Власти...
Смотрины «членовоза эпохи перестройки» Высочайший вердикт: «…что-то не то»
Вот собственно и всё, что поведал мне «подполковник «ЭС», лучшую часть своей жизни отдавший службе в Гараже Особого Назначения и представительстве заказчика при «шестом механическом» цехе ЗИЛа.

Это он мне сам так сказал.

При подготовке материала использованы фото из автомобильного архивного фонда В.А. Киреева
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Денис Орлов
29.02.2016 19:25:05
Ну, что же, коснусь и я "особой темы".
И назову героя своей истории в том же духе: "водитель Е". Когда-то он был водителем основной машины, возил Самого... не будем уточнять кого именно.
Так вот, возвращаемся как-то мы с тест-драйва Mercedes-Benz M-Class, проходившего на горе Ахун, около Сочи. За рулём - водитель Е. Едем в аэропорт Адлера. Впереди ковыляет дачник - "Москвич-2140", с своей маленькой горой Ахун на крыше. Одни мы на дороге. Едем неспеша.
И тут заходит разговор - даже не о правительственных кортежах, а о многочисленных тогдашних хамских кортежах с мигалками. Наш водитель Е. заметил:
- Всё это бесполезный выпендрёж! Так, на самом деле, важную персону не защитить!
- А как? - тут уж нам стало интересно.
Водитель Е. оживился:
- Знаете, как происходит сопровождение? Вот, допустим, это (тут он ткнул пальцем в ветровое стекло) машина первого лица, основная, а мы (тут он оглядел сидевших в салоне, оценивая интерес) машина сопровождения...
Бедный хозяин "Москвича" не знал, что отныне он - водитель первого лица.
Но водитель Е. уже всё решил:
- Смотрите, вот мы его прикрываем сзади справа!
Наш M-Class черным монолитом навис над подрагивающим правым задним углом "москвичонка". Мы вытянули шеи, выверяя зазор.
- А теперь прикрываем сзади слева! - разошёлся водитель Е. Монолит сместился к левому углу.
ГОН брал своё. Обычно тихого и скромного водителя Е. было невозможно остановить. Он последовательно продемонстрировал приёмы прикрытия сзади, с боков и спереди. Можно представить, что творилось в этот момент в голове у несчастного дачника. "Москвичонок" то пугливо приседал, то норовил вырваться, то прикидывался придорожным шалманом. Ничего не помогало.
Вторую историю о водителе Е. я привёз с Дмитровского автополигона, с курсов контраварийного вождения, опять же, проводимых специалистами из Mercedes-Benz, После целого дня напряжённых и захватывающих тренировок нам устроили своего рода состязание - предложили пройти на время и без ошибок серию упражнений. В таком деле, настаивали наши учителя из Штутгарта, важнее всего психологический настрой. В чём мы вскоре убедились, когда самый уважаемый и опытный из нас завалил все конуса. Он человек непубличный, не привык, когда на него пялится целая толпа. А водитель Е. проехал всю дистанцию без единой помарки. ГОН, что ни говори!
И был дисквалифицирован немецкими организаторами за то, что все упражнения выполнил... не пристегнув ремень безопасности! Потому что у них, в Германии, водители правительственных кортежей пристёгиваются. Как, думаю, и из особо-важные пассажиры.
Ну и, уж коли зашёл разговор о Mercedes-Benz. До недавнего времени правительственные автомобили предоставлялись канцлеру ФРГ вместе с заводским водителем в ренту. Т.е., автомобиль оставался собственностью предприятия! Не знаю, возможно, теперь это уже не так.
Img26
01.03.2016 01:35:17
Пара замечаний.
1. Байка про стакан поразительно напоминает историю с монетой на торце, которую сильно до этого ставили на рядную "восьмерку" Horcha.
2. Я трижды пересекался с военпредами. Редкостные мне шакалы попадались, пожалуй, такая же скотская порода, как "куски" и каптерщики.
Нет, ну может - на ЗИЛе была какая-то неведомая мне разновидность..

"При этом механики были облачены в медицинские белые халаты, руки защищали нитяные перчатки, а ноги обувались в тапочки."
"Медицинский халат" - да, это знатно. Ведь были еще лабораторные халаты, парикмахеры, если мне память не изменяет - наверное, в "парикмахерских халатах"..
Обратите внимание - фото гастронома в Ташкенте. Люди, наверное, в гастрономических халатах...



А так хорошо написано, живо. Про особенности конструкции, различия 110го с Паккардом и т.д. - очень познавательно.
Нехватает только фотографий с тапочками и перчатками, ну, или я со слепу не разглядел...
630
01.03.2016 13:38:21
"Прикрываем сзади справа..." "сзади слева ... сбоку"

Абсолютно уверен, что ребята из ГОНа и соответствующих структур не зря хлеб кушают, но
почитал и почему то вспомнился разговор с человеком "по ту сторону бронированного стекла".

Давно было. Лето. Остров Тендра. Вечер. Сидим на берегу возле шлюпки с Алексеевым - ветераном о.Майский (кто не в курсе - база спецназа ВМФ, легкие водолазы). Он уже давно ушел со службы, но даже ребята, которые служили там в 70-80-х помнят его по выступлениям перед ними, а Тендра в советское время место "скачек" для "майских".

Я его тереблю на тему войны, разных случАев. Перепрыгиваем с тему на тему и, каким то образом, цепляем тему его встречи с Хрущевым. Он был явно не очень рад этому, но рассказал:
"Отрабатывали в Крыму с молодыми выход на берег и выдвижение в назначенную точку. Я им пять раз повторил - приблизился к дороге, посмотрел налево, посмотрел направо и, если никого нет, тогда перебегай! Нет, ...! Один в полном "обвесе" перебежал дорогу прямо перед кортежем Хрущева. Шло три ЗИС-110. ОН сидел в среднем. Ребята из сопровождения ох...удивились, но без стрельбы отловили моего нарушителя ПДД. Вызвали меня и я получил ... по заслугам. Вот так я встретился с Хрущевым".
Я спросил его - А если бы в тот момент стояла задача "ликвидировать". Он махнул рукой - На крымских серпантинах в 5-10 минут уложились бы.

Не совсем по теме, но для такого случая у админа сайта есть клавиша "Дел".
Крюковский Андрей
01.03.2016 14:22:31
Для Img26

Я сейчас Вам разъясню, чем отличаются подвиды белых халатов (а то, как Вы пишите, память уже изменяет).
Парикмахерские халаты - те, что в перхоти и волосах.
Ташкентские гастрономические - в пятнах бараньей крови и ошметках их плоти.
Медицинские - они насыщены парами спирта, что полностью соответствует вышеописанной методике тестирования ЗИЛовских моторов.
А вот если Вас облачить в халат, то он насквозь пропитается чёрной желчью. Как и Ваш пост на этом сайте.

С уважением, А.К.
P.S. Фото с тапочками и перчатками обещаю найти.
Img26
01.03.2016 17:22:27
1. Про халаты. Изучайте:
http://vsegost.com/Catalog/49/4935.shtml

http://vsegost.com/Catalog/24/2411.shtml

Вы уверены, что на ЗИЛе были медицинские халаты? Сможете доказать?
Вы сталкивались с военпредами? Или пересказ от бабушки с соседней лавочки?
.. Насыщение парами спирта - это крайне любопытно. Мне, как бывшему химику - вдесятеро.

2. Задайте себе вопрос: я написал статью в специализированный журнал. Что я хотел сказать? Что нового я сообщил читателям?
Я ни разу не спец в совавтопроме, так, мимо проходил. Но даже я со своими куцыми незнаниями ничего нового не обнаружил.

... Откройте старые "Игрушки для больных". Статью про "Цвет Победы", про то, как шить тент. Относительно недавние выпуски журнала Rolling Wheels, например, статью про сравнение Horch 830R и Dodge 3/4..
Ёлы-палы, ну неужели практически единственный журнал по олдтаймерам нужно превращать в издание для блондинок?

..Может, мне написать, что там мне сосед-сценарист рассказал... Или продюсер какой поведал.. В журнале "Кино"... Всем будет крайне интересно.
Крюковский Андрей
01.03.2016 18:52:26
Для img26 ЛИЧНО!


Да где же Вы раньше-то были!!!

Если бы мы с Вами вовремя слились в творческом экстазе, я успел бы в свою СТАТЕЙКУ ДЛЯ БЛОНДИНОК вставить выдержки из:

ГОСТ 25194-82. Халаты медицинские мужские. Технические условия ,
который Вы мне любезно предоставили.

Вот тогда бы мой пост наполнился истинным и строгим историческим содержанием, за который Вы так радеете.


Вопрос номер два: что я нового сообщил читателям?

Ответ: абсолютно ничего!

И шёл я на это сознательно, о чём честно сообщил в первом же абзаце своей статейки для блондинок.

Но вот ведь какая загогулина, как любил говорить Б.Н. Ельцин.

История, понимашш, состоит не только из ИНФОРМАЦИИ, но и из ЭМОЦИЙ. Я понятно выражаюсь?

Нет?

Тогда ещё раз: история (в том числе - история техники) интересна не только объективными фактами, но и субъективными толкованиями этих фактов. Для сухой сублимированной фактологии существуют справочники и монографии. Такого-то числа… столько-то лошадиных сил… вот этой гайкой ЗИС отличался от Паккарда.

Но 99% населения читать эти издания не станет. А им (поверьте – не только блондинкам, но и шатенам с брюнетами) тоже интересно, на чем, как и куда ездили наши предки.

Вот для них-то я пишу статейки и делаю фильмы. Которые, как я слышал, пользуются достаточно большой популярностью.


Ах, да, по поводу запрета на девальвацию «специализированных журналов». Вы не пробовали написать в академический сборник анекдотов «Свекловоды шутят»? Издательство «Аграрные вести», тираж 19 экземпляров. Что полностью покрывает читательский спрос.


Про военпредов. Нет, Вы не угадали. Не от бабушек с лавочки я от них слышал. Я с ними достаточно плотно общался во времена своей инженерной деятельности в одном из оборонных НИИ. И, знаете, как-то нормально общался. Ну, пусть они и не Роденовские Мыслители. Но не попадались мне среди них, как Вы пишете, «шакалы», «куски» и «каптёрщики». Может, что-то у Вас в консерватории было не так?


Ну, и в конце своего дружеского послания, я бы посоветовал Вам (как БЫВШЕМУ химику) обратиться к НЫНЕШНИМ невропатологам. А что? А вдруг смогут что-то подрегулировать в Вашем чувстве юмора?

Хотя…
Img26
01.03.2016 19:31:08
То есть, про доказательства применения медицинских халатов мы не услышим?
Перчатки и бахилы-то нашлись? На фото из сборочного цеха (в вашей статье) - женщина, похоже, в сапожках. Да и мужчина на переднем пассажирском сиденье - в туфлях.
Я ошибаюсь?
======================================================
"Вы не пробовали написать в академический сборник анекдотов «Свекловоды шутят»?" - Нет, не пробовал. Я стараюсь не рассуждать о том, чего не знаю. Напишешь - придется признать, что написал муйню. Таки стыдно будет..
А вы и по обвощеводству... тогось.. сбацать можете???

"... я бы посоветовал Вам .... обратиться к НЫНЕШНИМ невропатологам .... вдруг смогут что-то подрегулировать в Вашем чувстве юмора?" - ..не сочтите за труд, проконсультируйте (с эмоциями, как вы умеете). Уверен, вы и в неврологии спец. Вы - можете все:
Например, как Ыстинный Ынженер - объяснить мне значение термина "верхний мениск жидкости в стакане".

...Знаете, чем дальше - тем всё больше - мне нравится ваша статья. Мало юмора не бывает, правда?
Крюковский Андрей
01.03.2016 20:02:32
Ну, наконец-то, мы вышли на режим "сам дурак"!
Тут бы и завершить эту высоко интеллектуальную дискуссию.
Главного я добился: Вам понравилась моя статья.
В рядах Блондинок стало на одну персону больше!!!

А про юмор лучше всех сказал барон Мюнхгаузен: "Улыбайтесь, господа!
Серьезное выражение лиц ещё не есть признак ума! "
Впрочем, этот пустобрёх и врун для Вас явно не авторитет... :(
С уважением А.К.

P.S.
Про мениск - это в Википедию. .
Только, ради бога, не спутайте с другим похожим словом! :)
Img26
01.03.2016 20:13:15
А про юмор лучше всех сказал барон Мюнхгаузен: - Один из любимых персонажей. Хотя (думаю) - это не про юмор, ну да ладно, чисто ИМХО. Я вам другое процитирую, более уместное (на мой взгляд) в данном случае:

Надо думать, а не улыбаться,
Надо книжки трудные читать.
Надо проверять - и ошибаться,
Мнения не слишком почитать.

...Мелкие пожизненные хлопоты
По добыче славы и деньжат
К жизненному опыту
Не принадлежат.


Крюковский Андрей
01.03.2016 20:58:18
Коллега!
Мне тоже нравится (но не в каждом стихе) Борис Слуцкий.
И если Вы по жизни ориентируетесь на строчку "Надо думать, но не улыбаться..."
то я - на "Мнения не слишком почитать".
Короче: мы оба любим Слуцкого и Мюнхгаузена!
Мир, дружба, жвачка! :)
Денис Орлов
01.03.2016 21:37:35
А что, неплохо у вас получается!
Ну, а потом дружно вприпрыжку к Сорокину на выставку!
01.03.2016 22:03:47
Фейслифтинг чудесным образом совпадал со сменой глав государства и лидеров компартии. ЗИЛ-4104 выпускался «под Брежнева», 41045 — «под Горбачёва», 41047 — «под Ельцина».

Тут какая-то путаница:
1) ЗИЛ-4104 появился в 1978 году, когда никакой смены лидера не было, просто обновили 114-й.
2) ЗИЛ-41045 появился в 1983 году - при Андропове;
3) ЗИЛ-41047 появился в 1985 году - при Горбачёве.
Крюковский Андрей
01.03.2016 22:22:08
Согласен, есть некоторое хронологическое рассогласование.
Но начало производства и "постановка на серию" (хотя, в данном случае этот термин не вполне уместен) - разделяло несколько лет.
По крайне мере, действительно Брежнев ездил на "04", Горби - на "045", Ельцин - на "047"
Img26
01.03.2016 22:24:09
...если Вы по жизни ориентируетесь на строчку..
Это утверждение или вопрос?

Там есть еще - надо проверять... И - я не сторонник вырывать из контекста (как и в случае с Мюнхаузеном, кстати).
...Глянул ваш фильм "Погоня за скоростью" часть 1. И уже на 4й минуте фраза: "Книга инженера Кузнецова стала 1й настольной книгой российских автомобилистов" (не дословно, но по смыслу точно).
Насколько мне известно, 1е издание его "Курс автомобилизма" было в 1909м (?) году. Хотя я не видел издания ранее 13го года.
http://engine.aviaport.ru/issues/50/page02.html
Книга эта является этаким дайджестом "Подробного курса устройства автомобиля" Де Сонье - у меня есть обе, я сравнивал.
Гляньте - какие книги Де Сонье были изданы до этого..


Если автор напишет, что что g= где-то 3... где-то 5.., а не 9,8... - вы поверите его утверждению, что Земля - круглая?
..Я ведь - не про "сам дурак", за вас - не додумываю и советов типа "пойти к невропатологу" не даю. Мне это не интересно.
Я про бахилы и перчатки под фото, на котором мужик в сапогах лезет голыми руками в карб.
Про обычную, нормальную достоверность - для удовлетворения себя любимого прежде всего.
Впрочем - это лишь мое дилетантское мнение.

..Кстати, не знаете - каким образом Толстой и Пастернак обходились без смайликов? ... коллега...


Ну, а потом дружно вприпрыжку к Сорокину на выставку!
Боюсь, теперь у меня будут трудности с завозом екс-поната.
01.03.2016 22:37:40
"Насколько мне известно, 1е издание его "Курс автомобилизма" было в 1909м (?) году. Хотя я не видел издания ранее 13го года. Книга эта является этаким дайджестом "Подробного курса устройства автомобиля" Де Сонье - у меня есть обе, я сравнивал".

"Курс автомобилизма" Н.Г.Кузнецова издавался несколько раз: в 1909, 1911, 1913, 1915 и 1916 годах. Какие-то из этих изданий были "исправленными и дополненными", а какие-то - просто допечатанными тиражами.

При написании "Курса" Кузнецов использовал книги Бодри де Сонье, Шарля Лявилля, Томаса, Саломона и еще другие, включая даже книгу Заустинского "Воздухоплавательные двигатели".

А так все верно: Бодри де Сонье был хитом "нулевых" прошлого века, но потом его потеснил Кузнецов.
01.03.2016 22:55:12
"Согласен, есть некоторое хронологическое рассогласование.
Но начало производства и "постановка на серию" (хотя, в данном случае этот термин не вполне уместен) - разделяло несколько лет.
По крайне мере, действительно Брежнев ездил на "04", Горби - на "045", Ельцин - на "047"


С первым соглашусь, но это общеизвестный факт. Горбачев пользовался 41045 только вначале, весь остальной период - преимущественно 41047, который появился в 1985-м, когда он только пришел к власти.
Ельцин ездил на 41047 (или его бронированных версиях 4105 или 41052) до 1995 года, потом пересел на "Мерседес".

Иначе говоря, если сопоставить годы правления лидеров страны и обновление ЗИЛов, то получается, что:
ЗИЛ-4104 обновляли для Брежнева,
ЗИЛ-41045 - для Андропова,
ЗИЛ-41047 - для Горбачёва.
А для Ельцина только пытались забронировать ЗИЛ в Германии на фирме «Траско Бремен», но в ГОНе эти машины не приняли.

Так что у Вас, Андрей, все сдвинуто на одного-двух (+Черненко) лидеров.
Крюковский Андрей
01.03.2016 22:59:56
Для Ivan_16
Так где же противоречие?
Только в том , что я Черненко и Андропова из хронологии убрал? Как исчезающе малые величины.
01.03.2016 23:04:06
У Вас написано:

Фейслифтинг чудесным образом совпадал со сменой глав государства и лидеров компартии. ЗИЛ-4104 выпускался «под Брежнева», 41045 — «под Горбачёва», 41047 — «под Ельцина».

В реальности:
ЗИЛ-4104 обновляли для Брежнева,
ЗИЛ-41045 - для Андропова,
ЗИЛ-41047 - для Горбачёва.

А для Ельцина ничего не обновляли. При нём вообще "фейслифтингов" не было.
Крюковский Андрей
01.03.2016 23:50:36
Для Img26

Что не так с книгой? Я залез в собственный архив (2010 год) и вытащил закадровую фразу из "Погони...":

Господин в белом кителе – инженер-путеец Николай Кузнецов. Его «Курс автомобилизма» стал первой настольной книгой российских шоферов.

Вам что не понравилось? Что до этой книги были другие автомобильные учебники? Да, были. Но я нашел хорошую хронику с Кузнецовым, а никакого Де Сонье закрома РГАКФД не сохранил. Поймите, что я делаю кино, а не радиопостановки.

Вас возмутило, что в кадре – съемки, более ранние, чем дата публикации книги Кузнецова?
Ну-ну… Вы такое слово: «драматургия» слыхали?

Не допускаете, что можно показывать некий персонаж и рассказывать за кадром о его БУДУЩЕЙ деятельности? Или для Вас существует только принцип «китайского кино», в котором надлежит говорить исключительно о том, что показывается на экране? Поверьте, существуют и другие режиссерские приёмы.

Вы пишите: «…Кстати, не знаете - каким образом Толстой и Пастернак обходились без смайликов? ... коллега...»

А Вас, коллега, не смущает, что означенные персонажи не пользовались Интернетом? Так что будьте последовательны: отключите комп, пишите гусиным пером и перейдите на голубиную почту:):):)

То, чем Вы сейчас занимаетесь - суть «фарисейство».
Что есть синоним лицемерия.
Крюковский Андрей
01.03.2016 23:53:01
Для Ivan_16
Спасибо за коррекцию.
Но мне хотелось бы услышать мнение независимого эксперта.
Например, глубоко мною уважаемого Володи Киреева.
01.03.2016 23:59:09
Спасибо за коррекцию.
Но мне хотелось бы услышать мнение независимого эксперта.
Например, глубоко мною уважаемого Володи Киреева.


Достаточно знать года появления и производства разных моделей ЗИЛов, а также годы правления Брежнева, Андропова, Черненко, Горбачева и Ельцина. Все это есть в открытых источниках, надо только сравнить сменяемость лидеров страны с "фейслифтингами" ЗИЛов. Вот и всё.
02.03.2016 00:08:09
Его «Курс автомобилизма» стал первой настольной книгой российских шоферов.

Это действительно грубая ошибка. Книги по теории и практике автомобилизма издавались и до "Курса автомобилизма" Кузнецова - как российских авторов (Песоцкий, Фрезе, братья Орловские), так и переводы Бодри де Сонье. Причём, действительно первыми были Песоцкий и Фрезе в 1898 году. А так получается, что мы опоздали с "первой книгой" на 10 лет, что искажает историю российского автомобилизма.

Правильнее было бы сказать, что "Курс автомобилизма" - самая популярная книга среди российских шоферов, о чем говорит ее пятикратное переиздание. И она действительно изложена хорошим, понятным и доступным языком.
Крюковский Андрей
02.03.2016 00:09:34
Может, все-таки, не "вот и всё"?
Начало производства и начло эксплуатации Первым Лицом - не всегда совпадают.
Я не утверждаю, а только предполагаю.
Но, я не Историк, так что пусть нас рассудят Профессионалы. :)
Крюковский Андрей
02.03.2016 00:13:09
Тяжело с вами, с Непреклонными Историками...:)
Ну, а я вот считаю, что "самая популярная книга" и "настольная книга" - это синонимы!
Поспорим?
02.03.2016 00:26:52
"самая популярная книга" и "настольная книга" - это синонимы

Вполне, но не отходите от темы. Проблема в утверждении "первая настольная книга", а на это звание могут претендовать и Бодри де Сонье, и Орловские. Их книги всё же раньше появились.
Крюковский Андрей
02.03.2016 00:40:52
Мужики! (а, может быть, даже и дамы...)
Я за свою "Погоню за Скоростью" уже отмотал полный срок!
Кто только мне не тыкал, не шпынял, не выговаривал, не глумился...
Естественно, когда готовое кино уже вышло в эфир.
Делал я этот сериал на свой страх и риск, в условиях почти полной информационной блокады.
Помогали мне , в силу своих возможностей, только:
Денис Орлов, Володя Киреев, а также Отец и Сын (и, вместе с ними Святой Дух) Кирилловы.
А задача стояла глобальная - протащить по экрану историю отечественного автоспорта от царя-Гороха до наших дней.
Ошибок масса! Но что-то до сих пор эти ошибки никто не решился исправить на ТВ.
Так что - ешьте, что дают. Можете при этом морщиться, кривиться и пытаться вытолкнуть меня из своей священной песочницы.
02.03.2016 01:06:53
Так я наотматывал за свои материалы, может быть даже больше, чем Вы, Андрей, т.к. автомобильной историей занимаюсь уже больше десяти лет. И ничего - живу и продолжаю работать, искать новые темы, писать статьи, исправлять ошибки (и свои, и чужие), и не жалуюсь на жизнь, и не возоплю в интернете "А сделайте лучше!" Это вообще не аргумент в данном случае и ни к ЗИЛам, ни к Кузнецову Николаю Григорьевичу отношения не имеет.

А "ешьте, что дают" - это вообще даже комментировать не хочется. Надо уметь держать себя в руках.
Крюковский Андрей
02.03.2016 01:25:32
Так Вы и не комментируйте. Вы просто смотрите кино, в котором процентов 80 - это хроника, которую раньше никто не видел. Можете даже звук отключить, чтобы свою нервную систему, истощенную занятиями автомобильной историей, не бередить.
А "ешь, что дают" - это не указание. Это предложение. Колхоз - дело добровольное. Не хочешь моего отведать - смотри, что другие Афторы про национальную историю техники рассказывают.
Я тоже признаю свои ошибки. Но исправлять мне их сложнее, чем вам - такова уж специфика кинопроизводства.
Кстати, историей техники я занимаюсь на телеэкране не десять лет (чем Вы гордитесь), а все 25.
И никаких воплей с моей стороны в интернете нет. Есть спокойное предложение: сможешь сделать лучше - камера тебе в руки. Но не на словах сделай, а на экране. Потянешь?
Img26
02.03.2016 02:08:48
Поймите, что я делаю кино
Простите дурака. Не разобрался, что фильм - художественный.
Про смайлики - это так, мимоходом, не обращайте внимания. Просто как-то взбрело в голову, что смайлик в конце шутки характеризует качество шутки.
Но - спасибо вам, мастера культуры, за разъяснения.

Страницы: 1  2  3  

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер

Моя первая жизнь, как и положено выпускнику МВТУ им. Баумана, прошла внутри периметра оборонного «почтового ящика». Во второй, «постперестроечной», жизни я занялся производством научно-популярных телепередач, презентационных клипов и документальных фильмов «технической» ориентации. За 20 лет выдал в эфир и сдал заказчикам около 250 видеоработ различных назначений и форматов. В том числе — по автомобильной тематике. Среди них цикл программ «Подорожник» на 1-м канале, сериалы «Автомобили в погонах», «Погоня за Скоростью», «Колеса Страны Советов». Издал несколько развивающих детских книжек. Член Международного Союза Журналистов и Союза писателей РФ.

популярное