Блокнот
10.02.2017
Про Гайку и про Грузовик
Я думал, что она ушла навсегда…
Крайний раз видел её лет 25 назад, когда сын еще даже в школу не ходил. И вот – неожиданная встреча в процессе генеральной ревизии антресолей.

Это - про книжку 1959-го года издания, которую я в детстве постоянно перелистывал и чуть ли не наизусть знал её содержание. Название книжки: «КАК ГАЙКА ТОЛКНУЛА ГРУЗОВИК». Написал её широко известный (в узких кругах, естественно) прозаик Алексей Алексеевич Дорохов (1902-1981 гг.). Фронтовой корреспондент, журналист, автор многих научно-популярных книг для детей и подростков. Диапазон его просветительской деятельности широк: основы физики и химии, нормы этикета, всевозможные разделы техники, азы анатомии и физиологии. Имелось в послужном списке Дорохова и сугубо автомобильное произведение под названием «Из ворот выходит грузовик» (1956 г.). Это было тщательное, детальное, украшенное историческими отступлениями изложение процесса производства и эксплуатации грузовиков марки ЗИС. Данная книга¸ рассчитанная на школьников средних и старших классов, была написана в традиционном формате: много текста и пояснительных рисунков с достаточно вольными изображениями цехов, оборудования и заводской продукции.
А вот «КАК ГАЙКА ТОЛКНУЛА ГРУЗОВИК» - нетипичное явление для советской полиграфической индустрии конца 50-х годов. По форме – фотоальбом с лаконичными подписями. Синопсис – путешествие по территории ЗИЛа одушевлённой Гайки в поисках своего штатного места службы. Конкретно и наглядно. В оформлении альбома широко использовались элементы НЕкомпьютерной графики, называвшейся в те времена ретушью и фото-коллажем. Целевая аудитория – ребята шести-восьми лет. Книга вышла в цикле «Школьная библиотека» и, по словам очевидцев, оставалась на балансе общеобразовательных учебных заведений до середины 70-х годов!

Не стану разводить слезливо-ностальгическую мокроту на тему: «Вот какие ТОГДА издавали книги для детей». Про что тут говорить, если и без слов всё ясно.
Давайте посмотрим на фотоальбом про Гайку с точки зрения истории техники.

На первом же фото мы видим электрокар, загруженный контейнерами (на заводском сленге – «кроватками») с гайками. Модель межцехового транспортного средства установить удалось не сразу.
Но с помощью кадровых сотрудников ЗИЛа была разыскана фотография данного изделия. На ней значится: «Электрокарр (именно так – с двумя «р») по типу БЕКЕР». Видимо, имеется в виду ЗИЛовская копия самоходной тележки компании Baker Electric грузоподъемность 5 тонн. Поначалу на территории ЗИСа работали оригинальные машины этого производителя. С каждым последующим ремонтом фирменных деталей становилось всё меньше. И, в конце концов, локализация дошла до 100%.
Интересно, что именно такой электрокар с характерным рулевым штурвалом изображен на полотне «Электрокарщица» кисти заводского живописца Владимира Климентьевича Жука. Кстати, в последствии, ставшего весьма популярным художником, известным и признанным во многих странах мира.
Вернемся к нашей книжке. Гайки, перевозимые электрокаром, здоровенные, не меньше, чем с резьбой М72. Возможно, это крепеж ступицы колеса?

В сопроводительном тексте указано: «блестящая медная гайка». Похоже на литературный вымысел: гайки из цветных металлов такого размера в конструкции ЗИЛ-164 не применялись.
Листаем альбом дальше. Гайка-путешественница шагает по центральной аллее Завода имени Лихачёва. Навстречу движется автопоезд во главе с тягачом ГАЗ-905. Такие короткобазные трудяжки использовались ещё с довоенных времён. К 50-м годам они утратили аутентичный вид: измятые в межцеховых лабиринтах крылья от полуторки ГАЗ-АА заменили на гнутые стальные листы.
На фото – «переходная модель»: фары пока ещё закреплены на поперечном кронштейне. Позднее этот ГАЗовский рудимент был удалён: светотехнику переместили на крылья. На передней оси – цельнорезиновые катки. После апгрейда их заменили на пневматики. Мини-тягачи могли транспортировать до четырех тонн полезной нагрузки с максимально разрешенной скоростью 12 км/ч. На передке – гос.номер общесоюзного образца. Значит, данное транспортное средство имело право двигаться по дорогам общего пользования. Ну, за пивом, например, можно было смотаться в обеденный перерыв. Путь был недолгим - киоски «Пиво-Воды» находились в шаговой доступности от проходных. Названия у них были народные: «Загон», «Шайба»… Но мы с вами сейчас обсуждаем детскую книжку, так что об алкоголе – ни слова!

Вместе с Гайкой продолжаем прогулку по территории Завода им. Лихачёва. И – чуть не попадаем под колеса танк-паровоза модели 9П.
Термин «танк» в данном случае не имеет отношения к боевой бронированной технике. Дело в том, что на маневровых и промышленных паровозах запас воды и топлива хранился не в пристегнутом вагоне-тендере, а в ёмкостях (танках) самого локомотива. Это позволяло выиграть несколько метров длины состава, что в условиях межцеховой тесноты имело принципиальное значение. Конкретный образец изготовили в Коломне не позднее 1936 года – об этом говорит №7 на будке машиниста. А вот до какого года 55-тонный «танк» работал на ЗИЛе – вопрос! Если кто-то в курсе – уточните.
Поездка Гайки на платформе с металлоломом чуть не закончилась трагедией. Её вместе с образками металла подхватил огромный электромагнит и понес к жерлу мартена. Стоп! Какой ещё магнит? Гайка-то у нас МЕДНАЯ! Ну, извините, товарищ детский писатель, рукописи надобно посылать на ревизию техническому редактору…
Еще один ляп. В тексте написано, что Гайка взялась за электрический гайковерт. Но на конвейере ЗИЛа использовался пневматический ручной инструмент. Шланг, подводящий сжатый воздух к машинке, отчетливо виден на фотографии.
Продолжаем ревизию. Читаем: «Движущиеся рельсы конвейера несли на себе почти готовый грузовик». Позвольте, что такое «движущиеся рельсы»? Рельсы – они по определению неподвижны. А уже по ним может что-то перемещаться. Что же касается ЗИЛовских конвейеров – они были цепными или ленточными. Как и на всех автозаводах.
Мы вместе с Гайкой добрались до прессового цеха. На переднем плане оборудование американской фирмы «Toledo Machine and Tool Со.». Этот, основанный в 1888 году, производитель металлообрабатывающих станков испытывал во времена «Великой депрессии» существенные проблемы. И тут – большой заказ из Красной России! Завод имени Сталина спас от разорения империалистического мироеда и пользовался плодами его производства многие десятилетия.
Бренд Toledo был хорошо известен и в лабораториях ЗИЛа. Разнообразные весы этой американкой фирмы применялись в большинстве исследовательских, испытательных и контрольных работ. В частности, весами из штата Огайо был укомплектован стенд для проверки и обкатки задних мостов. На фото – его современное состояние…
Из текста и фотоснимков следует, что грузовик, якобы, сначала заправляли бензином и только потом на него монтировали грузовую платформу. Что, действительно, так и было? А как же техника безопасности? ЗИЛовские старожилы заверили: горючку в бак заливали только в окончательно собранный автомобиль. Но ведь на фото не видно переднего борта кузова!
Объяснение этому парадоксу следующее. В кадр, видимо, попало «голое» шасси, на которое впоследствии установят какую-то «полезную нагрузку». Завод имени Лихачёва этим не занимался: доукомплектация происходила на сторонних предприятиях. Номенклатура «надстроек» была огромной: от изотермического фургона для доставки мясных продуктов (его производили в Луцке) до стартового авиационного командного пункта СКП-9. Где его делали?

В те времена это знать было не положено…
То тут, то там автор книги про Гайку допускает вольности в описании техпроцессов. Например: «Сварщик СКЛЕИВАЕТ вместе все детали кабины». Ну и ну! Может это был какой-то ненастоящий сварщик?

В конце долгих перипетий Гайку отловили и закрепили под капотом. После этого ЗИЛ-164 завёлся и съехал с главного заводского конвейера. Что под капотом делал метиз такого крупного номинала – можно только фантазировать! Но у детской литературы существует своё «поле допуска», так что излишнее критиканство тут неуместно.
Имеются в альбоме и графические идеализации. Ветераны завода помнят, что остекление цеховых корпусов было далеко от совершенства. Случалось, что на месте окон зияли дыры, в лучшем случае зашитые фанерой. Да и уцелевшие окна чистотой не отличались. А тут все стекла на месте и сияют небесной голубизной. Правда, лишь благодаря кисточке, анилиновым красителям и мастерству ретушёров.

Жизнерадостный цвет ЗИЛов на обложке – тоже творчество оформителя. Но для формирования у юных читателей позитивного отношения к соц.действительности – то что надо!
И, наконец, финальные страницы фотоальбома. Московские грузовики заняты различными важными делами. Тут и молоковоз, и автокран, и самосвал, и «пожарка».
Самый крупный (на целый разворот!) объект – поливальная машина ПМ-8 на базе ЗИС-150. Хотя над радиаторной решеткой отчетливо читаются буквы ЗИЛ! Даже слишком отчетливо. При помощи лупы удается установить – это ретушь. Борьба с культом личности Сталина распространялась и на детскую литературу: всё связанное с памятью об Отце Народов в конце пятидесятых годов подлежало вымарыванию.

А ведь на носу «150-го» реально можно было увидеть аббревиатуру ЗИЛ. Более года эта, готовившаяся к снятию с производства, модель выпускалась под обновленным именем.
Вот такое неожиданное свидание у меня случилось со старой подружкой – книжкой «КАК ГАЙКА ТОЛКНУЛА ГРУЗОВИК». Пусть она была несовершенна, но её достоинства однозначно превалировали над недостатками.

Желаю и вам познакомиться с этим «образцом советской агитации и пропаганды, прославляющим мнимые достижения социализма». Думаю, что именно в таком стиле отреагировали бы на мой пост те, кто ратовал за уничтожение Завода имени Лихачёва и памяти о нем.


Выражаю признательность кадровому сотруднику ЗИЛа Владимиру Харинову - соавтору этой литературно-исторической зарисовки.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Parfenova
11.02.2017 21:36:05
https://users.auto.ru/699420.htmlImg26 вчера, 22:01 #
В свете последней дискуссии между Крюковским и ТИЗом по М400 - наброшу.

Это фото из буклета Ambi-Budd 1928г. - пресс для крупных кузовных деталей. Только-только начали штамповку крупногабаритных деталей (с конца 1927г.). Их там было не один.



Получалось вот так (это уже 30й год):



Именно после того, как Budd зашёл в Европу и поставил такое оборудование, началось производство Ganzstahlkarosserie - цельнометаллических кузовов. Но - на раме, не несущий.
К 32му году Ambi-Budd сделал типовой кузов Jupiter. И, если я правильно понимаю, это был первый кузов с полностью отшампованной крышей. Опять же - на раме.



Т.е. фирме с немалым опытом и самым передовым оборудованием понадобилось поряда 5 лет разработать тенологию прессования таких больших поверхностей.
Несущий цельнометаллический кузов - это уже Opel Olimpia, 1935г. А почему самым передовым Opel сделал не Admiral или Käpitan, а самую свою массовую модель? Может, именно из-за размеров? Штамповать детали на авто длиной меньше 4х метров и 5 с лишним - наверное, есть разница.
Это канва (моё видение). А вот вопрос.
По моему, до войны у нашего автопрома не было ни одной своей модели. И вдруг - 19 июня 1945 года - уже предсерийные образцы Победы (если верить Википедии).
Откуда что взялось? На ГАЗе были подобные пресса? Чьи, когда были установлены, чего на них делали до Победы?
Отрабатывалась технология крупной штамповки - в войну?
..Как-то не укладывается у меня всё это в голове.


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ вчера, 22:59 #
Ну, во-первых, название пишется как Olympia. Во-вторых, на "Опель" пришли американские технологии сварки цельностальных кузовов в чистом виде. Затем, они были опробованы сначала на маленьких моделях "Кадетт" и "Олимпия", а затем на модели "Капитан", который тоже имел безрамный несущий кузов, на основе которого создали кузов "Победы". В-третьих, та же "Эмка" уже имела цельнометаллический сварной кузов из штампованных панелей, только он на раму ставился. От него до несущего кузова - один шаг. Так что в чем вопрос возник, не очень понятно...


https://users.auto.ru/370.htmlserzant сегодня, 21:15 #
А крыша у Эмки цельнометаллическая? Речь, как я понял, о технологии штамповки крупных панелей кузова.
говорят© Победу с кузовом кабриолет, запустили в производство, из-за высокого процента брака при штамповки крыши.


https://users.auto.ru/665244.htmlАлександр (алекса) сегодня, 21:24 #
Нет, у ЭМКИ крыша с большой мягкой вставкой


https://users.auto.ru/699420.htmlImg26 вчера, 23:34 #

Сообщение от ТИЗ, 10 февраля, 22:59
Ну, во-первых, название пишется как Olympia.

Пардон!

Сообщение от ТИЗ, 10 февраля, 22:59
....Капитан, который тоже имел безрамный несущий кузов.. .

Мои глаза мне врут?





https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ вчера, 23:57 #
Твои глаза не видют истины, ибо перед тобой намертво соединенные с кузовом лонжероны, причем отдельно передние, а отдельно задние. То же самое на мелких машинах, то же самое на "Победе" и "Волге", то же самое на ЗиМе, только у последнего большое расстояние получилось между передними и задними лонжеронами, вот там-то кузова и не выдерживали... Мине не веришь - глянь Освальда, там четко написано "зельбсттрагенде ганцшталькароссери". А вот у "Адмирала" - кастенрамен...


https://users.auto.ru/699420.htmlImg26 сегодня, 00:20 #
Гут, по Капитану спорить (пока) не буду - задал вопрос сам-знаешь-кому-сам знаешь-где.
По твоим тезисам:
- "от цельнометаллического до несущего кузова один шаг". А какие еще довоенные авто имели несущий кузов? - Мне известны только Citroën Traction Avant да Olympia.
- У Победы по конструкции (не по дизайну) кузова полная аналогия с Капитаном? А в деталировке победы рама отдельно обозначена - каким-то номером или группой номеров?


Damon777 сегодня, 02:19 #
"Полурама". То есть два лонжерона, приворачивающиеся к кузову на задних концах, примерно посередине, и с помощью приваренных подкосов - к моторному щиту. Поперечина №1 - на Победе приварена, на Волге уже на болтах. Поперечина №2, она же балка подвески - на болтах, через резиновые прокладки. То есть нагрузки воспринимает в итоге именно кузов. Получается этакий здоровенный жёстко крепящийся подрамник, несущий заодно переднее оперение.

На Победе полураму можно было снять просто с помощью гаечных ключей, на Волге верхние части подкосов обварены для жёсткости.

Ну и иллюстрация для Победы:



Подкосы на картинке каталога не показаны.

И крупно:

Здесь у нас немного виден подкос на болтах https://img-fotki.yandex.ru/get/15530/21348307.2/0_110de4_aa832fec_orig
А здесь - длина полурамы https://img-fotki.yandex.ru/get/6001/21348307.3/0_110e00_227c140f_orig


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ сегодня, 00:42 #
Ну нету там рамы! Спереди хитрая конструкция, пара лонжеронов до середины днища с треугольным усилением, по передней панели крепилось на заклепках, по низу то ли на заклепках, то ли варились, не помню, сзади лонжероны кажется вваривались. Эта схема практически на всех машинах такая - от "Кадетта" до "Волги".


https://users.auto.ru/699420.htmlImg26 сегодня, 01:03 #
Привёз бы чего на ОГИС - я и разобрался бы наконец.


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ сегодня, 09:16 #
Приезжай лучше в гараж пока оно на яме - сам увидишь Давно ведь собираешься!


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ вчера, 14:21 #
Читал ее в детстве, но кажется другое издание...


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ вчера, 14:27 #
Кстати, на днях буквально нашел кусочек своего детства...













Тоже, что ли, статейку тиснуть, поностальгировать...


https://users.auto.ru/107317.htmlKamensky66 сегодня, 10:19 #
Да! У меня тоже была. Причем настолько нравилась, что покупалась несколько раз и каждый раз с удовольствием собиралась.
Но не сохранилось ни одной.

Сергей


ФОКС902 вчера, 23:07 #
Какой ужас....да, трудное детство было.... интересно, что употребляли авторы этих экзистенциальных творений, ведь все было запрещено или ограничено, с авто-бемби и выкидышем клары цеткин или еще кого. Бедные дети, такой кошмар читать, точнее смотреть ! Наверно да, это для шизоидных детей, тем более автор кащенко.
А грузовичек и старичек....нЯшные ) это я под воздействием увиденного....


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ вчера, 23:38 #
Ну, не знаю, мне нравилось и до сих пор нравится. А нынешним деткам разве что простенькие раскраски на тему "Тачек" предлагаются... И что лучше?


https://users.auto.ru/170201.htmlПpoн вчера, 21:19 #
имя и фамилия автора книжки прямо таки символичная.
То ли призыв, то ли направление куда следовать любителям собирать автомобили


https://users.auto.ru/222108.htmlТИЗ вчера, 22:53 #
У кого чего болит - тот о том и говорит! И кстати, нынче та больница носит имя Алексеева, не знаю кто это, може псих какой знаменитый...


Константин Эдуардович вчера, 19:29 #
Вот это да!


Vanderer вчера, 11:53 #
"Про гайку" читал в далёком детстве а "Из ворот выходит грузовик" был дома на книжной полке.
Поностальгировал. Спасибо.
Харинов Владимир
12.02.2017 14:05:04
ТИЗу. Шикарная книжка про сборку экспортного варианта Москвича-408 ! А фразы типа: слить бензин с Волги пока водителей нет ! Тут можно очень красиво всё обыграть ! Практически каждый срез Москвича подтвердить какой нибудь историей из создания этой модели.К сожалению АЗЛК это не моя тема - нет информации.А может у Вас получится ?
Денис Орлов
19.03.2017 22:11:10
Были в моём детстве такие книжки! Интересно, но взрослое восприятие первой практически не изменилось. А вот вторая мне почему-то запомнилась гораздо более красивой, лучше прорисованной, затейливой что ли...


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином или авторизоваться через социальные сервисы.

Авторизация

Войти как пользователь:

об авторе
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер

Моя первая жизнь, как и положено выпускнику МВТУ им. Баумана, прошла внутри периметра оборонного «почтового ящика». Во второй, «постперестроечной», жизни я занялся производством научно-популярных телепередач, презентационных клипов и документальных фильмов «технической» ориентации. За 20 лет выдал в эфир и сдал заказчикам около 250 видеоработ различных назначений и форматов. В том числе — по автомобильной тематике. Среди них цикл программ «Подорожник» на 1-м канале, сериалы «Автомобили в погонах», «Погоня за Скоростью», «Колеса Страны Советов». Издал несколько развивающих детских книжек. Член Международного Союза Журналистов и Союза писателей РФ.

популярное

Журналист
Три истории
  29

Режиссер Сценарист Продюсер
Про Гайку и про Грузовик
  3

Автомобильный критик
Супер-Галерея
 

Автомобильный критик
Тест-драйвер Ферсман