До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
26.12.2014
Велосипедизация Деда Мороза
Тема механизации и моторизации Дедов Морозов, Санта-Клаусов, Святых Николаев, Увлин Увгунов, Йоулупукки (даже не знаю, склоняется ли его честнОе имя) и прочих носителей духа Рождества и Нового Года, началась в искусстве очевидно тогда же, когда появилась сама механизация и моторизация, то есть чуть позже, чем родились на свет вышеозначенные герои. В силу исторических обстоятельств, посадить Деда Мороза на велосипед художники попытались намного раньше, чем на мотоцикл и автомобиль — этот факт сомнений не вызывает. Полтора столетия бурного развития велосипеда как транспортного средства и спортивного снаряда подарили нам несметное количество картинок, почтовых открыток, рекламок и прочей бумажной ерунды, ныне сводящей с ума коллекционеров, где фигурирует Дед Мороз (условный, как собирательный образ всех членов его семейства, обладающих порой совершенно непроизносимыми именами).

Даже беглое изучение данной полиграфической продукции привело меня, как профессионала в области истории велосипеда, к неутешительному выводу: рисовать велосипед с натуры художники, очевидно, отказывались категорически. На том же основании придется отказать большинству из них вообще в близком знакомстве с конструкцией веломашины. То ли виной тому «несезонность» велосипеда зимой, то ли дело опять-таки в личных натянутых отношениях людей искусства с техникой — как говорится: «тайна сия велика есть»! Факт остается фактом: угадать на рождественских открытках даже тип велосипеда, не говоря уж о марке — как правило, очень сложно. Однако, несмотря на все сложности, я попытаюсь в меру скромных сил ознакомить читателей с вело-транспортом Деда Мороза. Начнем со времен совсем уж дремучих.
На этой открытке мы видим Санта-Клауса или кого-то из его западноевропейских родственников, на что указывает компания в виде оленей и надпись Merry Christmas внизу слева. На эту же версию «работает» одежда нашего героя – короткие штаны, несвойственные отечественному аналогу. Что до велосипеда – то это несомненный «паук» или, иначе, «пенни-фартинг» 1875-80-х годов. Если художник придерживался реалистической школы, то по характерному прямому рулю велосипед можно отнести к достаточно ранним экземплярам второй половины 70-х годов XIX века. Дерзну сделать еще одно предположение… Как вы думаете, каким растением размахивает Санта? У меня есть стойкое подозрение, что чертополохом! Символом какой страны является сие колючие растение? Правильно, Шотландии! Вот предполагаю, что именно там картинка и издана!
Эта открытка нам несет лишь привет от Санты, потому что самого веселого Деда на ней нет. Почему именно от Санты? Потому, что на заднем плане присутствуют гномы, с нашим Дедом Морозом вроде как не ассоциирующиеся. Перевозчиком этого «привета» является весьма симпатичная свинка, оседлавшая велосипед – «паук». Велосипед изображен довольно верно – художник даже не забыл подножку на раме над задним колесом. Определить марку, конечно же, не удастся – слишком схематичен рисунок. Фамилия художника (художницы) и специфика написания позволяют с некоторой вероятностью указывать местом рождения картинки – Скандинавию.
Санта-Клаус изображен необычно строгим на этой картинке, что нехарактерно для рождественской темы. Что касается велосипеда, то достаточно легко узнается некий «усредненный» американский аппарат. Широкие деревянные обода были характерны для заокеанских велосипедов конца XIX – начала ХХ века. Довольно тщательно изображенный керосиновый фонарь увеличивает достоверность общей композиции. Одна беда – у велосипеда цепная передача изображена «не с той стороны» - слева, что крайне необычно и заставляет подозревать ошибку художника. Возможно, что он рисовал картинку по «зеркально» напечатанной фотографии. На основе анализа всех элементов открытки можно с большой уверенностью утверждать, что она имеет происхождение из Соединенных Северо-Американских Штатов.
Эта открытка тоже, скорее всего, имеет американское происхождение. Трехколесный велосипед (трицикл), изображенный на ней – фантазийный, не имеющий реального прототипа. Художник, рисовавший картинку, похоже, имел некоторое представление о технике, но довольно общее, иначе не нарисовал бы переднего тормоза «башмачного» типа, с приводом на шину переднего колеса откуда-то из багажного отсека, что невозможно реализовать при такой конструкции в принципе.
Единственная картинка из нашей подборки, совершенная с точки зрения велосипедной техники! Еще бы – ведь это рекламная листовка совершенно конкретного производителя детских самокатов, велосипедов и возков. Санта-Клаус здесь выполняет функцию посредника между ребенком и карманом его папы. Карточка относится ко второй половине 1920-х годов.
Странный трицикл, на котором некий бородатый субъект, в котором мы надеемся угадать немецкого Деда Мороза - Святого Николауса. При внимательном рассмотрении его транспортного средства у меня возникло подозрение, что это – просто увеличенный до «взрослого формата» трехколесный детский велосипед! Широкие шины, наверное, призваны улучшить проходимость по снегам – прямо, как на современных велосипедах с баллонными шинами. Надпись на фуражке «Express», по замыслу художника очевидно означает, что елку доставят вовремя, а не как в мультфильме «Падал прошлогодний снег».
Занятная картинка, изображающая некую веселую троицу, в числе которой, кажется, Санта-Клаус. Изображение очень оригинально, как по замыслу, так и по оформлению и выделяется среди тематических открыток! Интересно, что трехместный велосипед или триплет, как его принято называть, нарисован, хоть и «по-мультяшному», но довольно реалистично. Забавная картинка, ничего не скажешь! Датировал открытку я бы 1930-ми годами.
На этой поздравительной карточке все четко: и Санта назван по имени, и велосипед его изображен реалистично! Вплоть до того, что по его конструкции можно уверенно датировать картинку 1900-ми годами.
На этом наш экскурс в историю велосипедизации Деда Мороза я заканчиваю и желаю всем читателям счастливого Нового Года и Рождества! Будьте здоровы!
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Андрей Мятиев
Коллекционер

Коллекционер, журналист, исследователь истории велосипедного и мотоциклетного дела в России и СССР, организатор выставок исторических велосипедов, официальный представитель России в International Veteran Cycle Assotiation. Автор книг: «Мотоциклы СССР 1924-1945» (2007), «Велосипед в дореволюционной России» (2008). Исследованиями и коллекционированием начал заниматься в 1988 году. В настоящее время занят организацией Всероссийского Веломузея в Москве.

популярное