До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
01.04.2014
Хроника, год 1904. Ройс. Без Роллса.
В этот день 110 лет назад совершил первую поездку автомобиль, с которого началась история компании Rolls-Royce. Этот автомобиль вполне мог называться Royce-Claremont. Или Royce-Edmunds. И Эрнст Клэрмонт, и Генри Эдмундз были ближайшими сподвижниками будущего сэра, а пока еще просто мистера Фредерика Генри Ройса. Наконец, этот автомобиль мог также называться Royce-Decauville, поскольку именно французский Decauville стал для мистера Ройса образцом для конструирования собственного автомобиля.

Ройс являлся представителем второй промышленной революции. Как известно, движущей силой первой служили паровые машины. Вторая же поддерживалась электричеством. Фредерик Генри Ройс рос в большой семье в Элуолтоне, под Питерборо (Peterborough — «поселение им.св. Петра», от borough происходит и слово бург — город. Например, Петербург). Это в графстве Нортэмптоншир. Рано оставшемуся без отца, Фредерику пришлось зарабатывать на жизнь сначала газетным курьером, затем доставщиком телеграмм, из-за чего он выучил Лондон как свои пять пальцев. Добрая тётушка, видя, что парень тяготеет к технике, согласилась оплачивать его обучение в мастерских железной дороги Great Northern Railway, той самой, куда в молодости так стремился, и тоже без особого успеха, сэр Уолтер Оуэн Бентли (http://www.oldtimer.ru/blogs/denis_orlov/85/). Правда, деньги тётушки быстро вышли, и пришлось Ройсу распрощаться с перспективой стать железнодорожным инженером. Тогда он нанялся за гроши в какие-то мастерские в Лидсе, где его гоняли нещадно, иной раз заставляя работать неделями с шести утра до 10 вечера. Он уже видеть не мог все эти станки и верстаки, как подвернулось место в электротехнической компании Electric Light and Power Co. Чистота, сложные устройства, невидимая энергия — всё это завораживало. Он быстро взял все в толк и даже поступил в вечернюю школу Финсбурского политехнического университета. Ему поручают возглавить ливерпульское отделение компании. Все бы хорошо, но компания прогорела. И тогда Ройс решает открыть собственное дело. Ему едва исполнился 21 год. Столько же его приятелю, Эрнсту Клэрмонту.

Так в 1884 году возник источник стартового капитала для будущего автомобильного завода — F.H.Royce Ltd., выпускающая электрические звонки, патроны для лампочек, выключатели, розетки и прочее. Дела шли успешно. Особым успехом пользовались динамо-машины марки Royce. Партнёры ладили. Они даже умудрились одновременно жениться на сёстрах Грэйс, чьё приданое моментально увеличило капитал предприятия на 1500 фунтов. Фред (именно так, а не Генри, звали близкие Ройса) оказался редким трудоголиком. Его чрезмерная увлечённость работой начинала беспокоить и его жену Минни, и партнёра. Клэрмонт и их семейный доктор всячески старались заставить Фреда отдыхать. Даже приобрели три квадрицикла De Dion для совершения вечернего моциона (Ройс сам оснастил квадрициклы электрическим освещением). Однако тут страну охватил экономический кризис, следствие не совсем удачной Англо-Бурской войны. Хлопот в связи с этим прибавилось. Закончилось всё нервным срывом и практически принудительной отправкой на отдых — в Кейптаун. Морское путешествие, как известно, лучшее лекарство для англичанина. В пути Ройс проштудировал английский перевод книги Жерара Лаверна «Manuel théoreique et practique de l’automobile sur route». Спустя десять недель Ройс вернулся посвежевшим и твёрдо убеждённым, что пора заняться автомобилями. В 1902 году он приобретает автомобиль Decauville 10CV — в ту пору это была одна из немногих французских марок, ввозимых в Великобританию. В целом, Ройс доволен приобретением, однако ему досаждают мелкие поломки. Начав с того, в чём лучше понимал, а именно, с электрооборудования, постепенно он перебрал и обмерил всю машину. Теперь он точно знал, где и что во французской конструкции следует улучшить. Надо строить автомобиль! И не один, а сразу три — для себя, для Клэрмонта, и ещё на продажу. Под новое дело вполне подходили мастерские на Куки-стрит,1А в Манчестере, куда компания F.H.Royce Ltd. переехала в 1888 году.

Эрнст Вулер, один из первых работников нового предприятия, вспоминал, что над чертежами корпели двое опытных автомобильных конструкторов, Адамс и Шипли, однако сам Ройс влезал в мельчайшие детали. Ему внезапно приспичивало заменить кожаную прокладку или сальник — такое вполне могло случиться посреди ночи. Причём ничего из имеющегося на складе его не устраивало. Он настолько погружался в процесс, что мог забыть надеть второй нарукавник, и чертил в одном.

Дело продвигалось. Звук работающего двигателя впервые раздался на Куки-стрит 16 сентября 1903 года. Наконец, был готов и автомобиль. Главным его внешним отличием от Decauville был пластинчатый, а не змеевиковый радиатор. Тестировал автомобиль Эрик Плэтфорд, еще один бывший электротехник. Сначала ему отвели роль моториста, а затем и испытателя. Первоначальные навыки давали о себе знать. В частности, в журнал испытаний он вносил такие записи: «Потребление за четыре часа составило два галлона бензина или 30 ампер при напряжении 120 вольт. С учётом стоимости галлона 2 шиллинга и 2 пенса, это эквивалентно стоимости киловатт-часа энергии в 1,7 пенсов».

Партнёры Ройса высоко оценили результат. Наибольшим весом обладало мнение Эдмундза, автомобилиста со стажем, члена комитета национального автоклуба. Кроме того, как владелец доли в деле Ройса, он был крайне заинтересован в успехе начинания. Он готов заявить первый образец на ближайшие соревнования по скоростному маневрированию в Лондоне, да подсадить к себе парочку репортёров. Достигнута предварительная договорённость с Хуго Бьюйстом из Morning Post и Ноэлом Кинли из Motoring Illustrated. Эдмундз намекнул Ройсу, что на примете есть весьма состоятельный молодой господин, готовый вложиться в проект, ежели машина ему приглянётся. Этим молодым человеком оказался шотладский баронет Чарльз Стюарт Роллз. Ему, правда, не нравились двухцилиндровые двигатели из-за их избыточной вибрации. Окончательно судьба проекта определилась 4 мая 1904 года за обедом в тогда еще только открывшемся отеле Midland в Манчестере, в ходе которого мистер Ройс и сэр Роллз окончательно поладили. И уже на декабрьском автосалоне в Париже выставлялись две машины — первый Royce 10HP и его дупликат — Rolls-Royce 10HP.
Старейший из сохранившихся автомобилей под маркой Rolls-Royce, шасси № 20154, регистрационный номер U44, был обкатан в ноябре 1904 года и стал третьим автомобилем с радиатором в форме греческого портика и четвёртым, носящим марку Rolls-Royce. Кузов «парк-фаэтон» работы мастерской Barker. Создавался в качестве шоу-кара для Парижского автосалона (9-25 сентября 1904 года). Продан 3 декабря 2007 года в Лондоне на аукционе Bohnams за 3 521500 фунтов стерлингов (аукцион любезно перевел это в рубли: 209 300216). Что же касаемо эмблемы, она, вероятно, украсила радиатор значительно позже. Фото: Bonhams
Рекламное объявление электрических изделий компании F.H.Royce Ltd.
Шасси автомобиля Royce 10HP, номер 15196. Двигатель рабочего объема 1,8 л имел два цилиндра, трёхопорный коленчатый вал и два распределительных вала, приводящих в действие верхние впускные и нижние выпускные клапаны (головка цилиндров т.н. F-типа). Через конусное сцепление он соединялся с трехступенчатой коробкой со скользящими шестернями. Фото: www.rrec.org.uk
Royce 10HP возле входа в заводскую контору (различима табличка Rolls Limited). Кузов «тонно» соорудила каретная мастерская Джона Робертса, находившаяся неподалеку, в том же квартале Халм. Всего за год было построено три автомобиля этой марки. Фото: www.rrec.org.uk
Тот же автомобиль, то же место, тот же день. Теперь – с главными героями торжества, Фредериком Генри Ройсом (за рулём) и Эрнстом Клэрмонтом. Партнёры рассчитывали построить 19 двухцилиндровых 10-сильных автомобилей, однако полностью завершили только 17. Машина была несколько дороговата для своих размеров. Фото: Rolls-Royce Motorcars Co.
Французский Decauville 10CV выпуска 1901 года – примерно такой автомобиль приобрел Фредерик Ройс. Фото: Rolls-Royce Motorcars Co.
Автомобили Decauville выпускались с 1897 по 1911 год, и за этот относительно небольшой период трижды были приняты за основу гораздо более успешными последователями. На снимке – модель 3 ½ CV 1898 года, ставшая прототипом первого Wartburg. Хранится в знаменитом музее имени Карло Бискаретти ди Руффиа в Турине. Фото: Денис Орлов
Образец, попавший во все хрестоматии по истории автомобилей (регистрационный знак АХ148, номер шасси 20162), был построен в сентябре 1905 года и является одним из четырех дошедших до нас «Роллс-Ройсов» периода «до Silver Ghost». Свой номерной знак он получил 13 января 1906 года. Некоторое время до обретения первого владельца машина находилась в распоряжении лично Генри Ройса. Вместе с машиной капитан Ройс отбывал воинскую повинность. Фото: Rolls-Royce Motorcars Co.
Радиатор AX148 украшала вот такая плакетка. Чарльз Роллс явно нацеливался прибрать дело к рукам. www.rrec.org.uk
Машина перебывала в руках многих знаменитостей. Среди её владельцев значился сын основателя фабрики знаменитых швейных машинок Пэрис Юджин Зингер. Легендарный рекордсмен сэр Малькольм Кэмпбелл участвовал на ней в мемориальном ралли Лондон – Брайтон. В 1935 году завод Rolls-Royce выкупил её у сэра Джона Престиджа. АХ148 подновили и передали Лондонскому музею науки. А с 1996 года этот автомобиль выставляется в Манчестерском музее науки и промышленности (MOSI). Фото: Wikipedia
Знакомая всем монограмма RR появилась в 1905 году. Первоначально Rolls-Royce была только маркой автомобиля, а компания именовалась Charles Stewart Rolls Limited. И только 15 февраля 1906 года была зарегистрирована компания Rolls-Royce Limited, где доли её обоих титульных представителей были представлены в достойной пропорции. www.rrec.org.uk
Чарльз Стюарт Роллз настоял на своём: уже в 1905 году в каталоге «его фирмы» не было ни единой двухцилиндровой модели. www.rrec.org.uk
Славу марке принес Silver Ghost – модель 40/50HP, отличавшаяся особой плавностью и тихостью работы шестицилиндрового двигателя. На снимке – экземпляр с кузовом «дабл-пульман лимузин» работы Barker, шасси №1907, построенный в 1912 году для Джона Стефенса из Южного Кройдона. Как и положено раритету, обладает именем собственным – The Corgi. В 1966 году этот автомобиль был выбран компанией игрушек Mettoy Playcraft Ltd. в качестве образца для создания уменьшенной модели-копии №9041. Мальчишкам во всём мире модельки этой компании известны под маркой Corgi Toys. Понятно, что каждая такая моделька в мальчишеских глазах бесценна, однако реальный автомобиль ушел с аукциона Bonhams 6 июля 2012 года за осязаемые 4 705 500 фунтов стерлингов (в рублях – за 279 671210) Фото: Bonhams.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное