До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
04.06.2014
Хроника, год 1919. В «Ситроене» капитан…
95 лет назад, 4 июня 1919 года, первый автомобиль Citroёn обрёл своего владельца. Как Андрэ Ситроен занялся автомобилями? Боюсь, за кончик ниточки этой запутанной истории еще долго никому не получится ухватиться. Тут смешалось всё: и межсемейные еврейские браки, и русско-французские займы с их подковёрщиной, приведшей в итоге к вступлению России в Первую мировую войну, и, возможно, даже масонство (Ситроен входил в ложу «Положительная философия). Ну и, разумеется, личный азарт самого мосье Ситроена — азарт, разительно выделявший его из ряда напыщенных французских предпринимателей, того же Шнейдера.

Что всё же выясняется? У Ситроена имелся опыт автомобильного производства. Более того, производства прогрессивного, поскольку еще в 1912 году он посетил заводы Форда. В это время, с 1908 года, Ситроен — управляющий автомобильного завода братьев Морс. Именно здесь, за выпуском машин, лишенных каких-либо перспектив, он формирует костяк своей будущей команды.

Автозавод имени самого Ситроена вырастет из коммандитного товарищества «Ситроен, Энстэн и Ко» по производству зубчатых колёс. (Это вообще был тесный мирок: отец Поля и Жака Энстенов торговал ювелирными камнями точно так же, как отец Ситроена.) Это предприятие освоило изготовление шевронных шестерён, и даже концерн Škoda приобрел у него лицензию. Когда начнётся Первая мировая война, обнаружится, что есть польза и от завода братьев Морс: их юридический статус позволял получать государственные заказы без проведения предварительных конкурсов; так Ситроен добился большого заказа на производство снарядов. И возникла Société des engrenages Citroën.

Появилась возможность вспомнить об Алексее Алексеевиче Игнатьеве (2(14).03.1877 — 20.11.1954 гг.), в тот момент — военном атташе Российской империи во Франции, полковнике. Вот как он описывает, возможно, именно этот заказ:

«После размещения во Франции заказов на полевые гранаты у меня еще долго оставался на руках невыполненным полученный из России заказ на шрапнели. От них все заводы, начиная со Шнейдера, открещивались обеими руками из-за невероятной сложности производства. В конце концов Бакэ (начальник французского артиллерийского управления. Авт.) ... указал мне на... какого-то Ситроена:

— ... Это не то банкир, не то торговец, но во всяком случае не промышленник. Говорят к тому же, что отец его — выходец из вашей Одессы. Его настоящая фамилия Цитрон. Я не могу дать ему заказов, окажите мне услугу, милый полковник, — умолял Бакэ, — примите этого типа. Депутаты уверяют, что его тесть — богатый человек, который может дать солидную финансовую гарантию».

Об одном из инвесторов Ситроена, Артуре Рафаловиче, как о русском финансовом агенте, занимавшемся займами царского правительства во Франции, военный атташе Игнатьев вспоминает с легким оттенком презрения, свойственной офицерской касте: «война сократила до минимума его финансовые и биржевые махинации».

Сын Рафаловича Николя вращался в тех же кругах, где и Ситроен.

Напротив, о Ситроене Игнатьев отзывается с нескрываемым восторгом (русский заказ на шрапнели был блестяще выполнен). И в воспоминаниях «Пятьдесят лет в строю» дарит прямо голливудскую версию начала производства Ситроеном автомобилей:

«Через несколько дней после заключения перемирия в Компьенском лесу Ситроен, которого я уже потерял из виду, неожиданно мне позвонил по телефону и просил заехать к нему на завод, выполнявший в то время какой-то румынский заказ на снаряды.

— В течение скольких лет, по вашему мнению, не будет войны? — задал он мне вопрос.

— В течение по крайней мере десяти лет, — ответил я.

— За такой срок можно успеть амортизировать любой капитал, — заметил Ситроен. — А что бы вы сказали, если бы я предпринял поход против вот этого господина? — И он указал на противоположный берег Сены, где дымились трубы мощного автомобильного завода Рено в Биянкуре.

На заседаниях поставщиков, собиравшихся у меня во время войны, Рено и Ситроен всегда садились на противоположных концах стола.

— Конкуренция тяжела, — ответил я, — но если выпускать машины по более низкой цене, то рынок для них, по-моему, уже создан самой войной.

Так рассуждали мы с Ситроеном и оставили открытым только один вопрос: создавать ли пятисильные машины или остановиться на слабейших из появившихся в ту пору типах десятисильных американских «фордов».

(процитировано по Игнатьев А.А. «Пятьдесят лет в строю». — М.: Воениздат, 1986.)

Подобные истории особенно дороги исследователю прошлого, поскольку помогают раскрыть характер человека, неразличимый за сухостью пожелтелых архивных документов.

Невозможно не рассказать подробнее о самом Игнатьеве — графе, царском полковнике (звание генерал-майора ему присвоят при Керенском). Силою обстоятельств Игнатьев оказался обременён огромной суммой, поступившей на нужды военного ведомства — 225 миллионов золотом (около двух миллиардов долларов на нынешние деньги). Игнатьев — из тех редких людей, к кому благосклонна судьба. Не в том смысле, что она хранила его от напастей, нет. Она направляла его на правильные шаги в случаях, когда решения давались непросто. Кто только не уговаривал Игнатьева уступить право распоряжаться этими деньгами! 17 ноября 1924 года, вскоре после установления дипломатических отношений между Францией и СССР, генерал Игнатьев передал всю сумму под отчёт представителю советского правительства Красину. Судьба благоволила ему и дальше — отвела белоэмигрантскую пулю (после истории с деньгами ему полагалось умереть, и даже его брат подписался под приговором РОВС), и потом тоже, позволив выйти в отставку в звании теперь уже советского генерал-лейтенанта и пережить Сталина — а это удалось немногим из бывших царских офицеров.

«Ситроены» стали первыми массовыми европейскими автомобилями. Их полюбили таксисты — бывшие офицеры русской армии. В книге «Русские водители парижского такси» историк Константин Шляхтинский приводит образцы русского таксистского сочинительства, звучащие рефреном профессиональной рекламной кампании самого Ситроена, не обошедшей стороной, как известно, даже Эйфелеву башню.

«Почищен старый Ситроен

И шапка — набекрень...

Среди чужих парижских стен

Блеснул Татьянин день».

Или:

«... На стоянке, на бульваре,

Все шофферики в ударе,

Вечно пьяны и шумят,

За рулём нередко спят.

Втрое гнётся будто комик,

Спит в машине наш полковник,

Спиртом пышет, как вулкан,

С Ситроена капитан».

О первом «Ситроене». Это, конечно, был никакой не «Форд», а гораздо более прогрессивная машина. Сконструировал её инженер Жюль Саломон, потерпевший неудачу с собственной маркой Le Zèbre и в июле 1917 года сманенный Ситроеном. «Чтобы наладить массовое производство, надо собрать самых лучших инженеров и хорошо оплачивать их труд». Примечательно, что со своими ключевыми специалистами Ситроен не заключал никаких письменных контрактов, по старой традиции амстердамских ювелиров, доверявших партнёрам на слово. На проектирование ушло всего 16 месяцев. В автомобиле, получившем название Citroën 10CV Type A, воплотился элегантный и со стороны казавшийся излишне расточительным ситроеновский стиль ведения дел. Особый почерк и спустя много лет после смерти патрона продолжал характеризовать модели этой марки — великие автомобили, о которых я с большим удовольствием расскажу в другой раз.
Citroën 10CV Type A выпускался с 1919 по 1921 год с двумя вариантами колёсной базы и четырёхцилиндровым двигателем рабочего объёма 1327 см3 , развивавший мощность 18 л.с. при 2100 об/мин. На снимке – длиннобазный автомобиль с кузовом torpédo 4 places. Фото: архив Citroën
Фото на документы что сейчас не умеют делать, что тогда: Андрэ-Гюстав Ситроен в бытность управляющим автомобильным заводом Frères Mors, который в 1919 году выкупит у братьев Луи и Эмиля Морсов, чтобы выпускать свой «Тип А». Фото: gallica.bnf.fr
«Бош попал в передачу!» – реклама Société des engrenages Citroën времен Первой мировой. Как тут не вспомнить, что слова «передача» и «граната» во французском отличаются на одну букву.
Полковник от кавалерии граф А.А.Игнатьев – военный агент во Франции, представитель русской армии при французской главной квартире.
Русская военная инспекция на заводе Ситроена на набережной Жавель в Париже. Слева направо: эксперт по боеприпасам капитан Михаил Михайлович Костевич (предположительно), представитель России при Военном совете Франции генерал от кавалерии Яков Григорьевич Жилинский, Андрэ Ситроен, полковник от кавалерии Алексей Алексеевич Игнатьев.
Первый образец Citroën Type A зарегистрировали 20 ноября 1918 года, причём как машину налоговой мощностью не 10CV, а 8CV. Первая реклама машины появилась еще в январе 1919 года, что помогло накоплению авансового капитала для запуска производства. Только за первые 15 дней было получено 15 тысяч заказов на машину!
Хрестоматийный снимок Citroën Type A. Фото: архив Citroën
На 12 гектарах на набережной Жавель серийное производство впервые в Европе осуществлялось поточным методом, как на заводах Форда. Первый образец сошёл с конвейера 28 мая 1919 года. Фото: Wikipedia
Одним из главных достоинств автомобиля был моноблочный четырёхцилиндровый двигатель с термосифонным охлаждением, работавший, как часы. Фото: архив Citroën
Реклама, реклама, и ещё раз реклама! Именно она помогла продать за три года 24093 автомобиля Citroën Type A (по другим данным, 22 731 машину). Фото: bnf.gallica.fr
«Милостивый государь, Василий Иванович…» У Ситроена был завод и в Москве, и свидетельство тому – доверенность, выданная его управляющему, крестьянину (!) Смоленской губернии, Гжатского уезда, Петропавловско-Глинковской волости деревни высокой Василию Ивановичу Бересневу французским гражданином Павлом Львовичем Кюмьер 18 ноября 1918 года. Действовала по 1 января 1920 года. Завод располагался в Лефортово. Назывался Семеновский сталелитейный завод. Ситроен приобрёл его чуть ли не в 1911 году (http://mosgidroprivod.ru/index.php/o-kompanii). Затем он стал Машиностроительным заводом имени Будённого (впоследствии Семён Михайлович лично приезжал в заводской клуб рассказывать, насколько хороши были рессоры, выпускавшиеся предприятием для тачанок его Конармии). В последние годы предприятие называлось «Мосгидропривод». Неизвестно, собирались ли на этом предприятии автомобили Ситроена. Собрание автора.
Но то что «ситроены» большевиками активно закупались, это точно. О чём свидетельствует реклама на русском языке, довольно часто помещаемая в различных советских изданиях, начиная с 1923 года. Собрание Дмитрия Дашко, avtoar.com
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Павел Лифинцев
05.06.2014 10:05:55
Удивительные вещи откапываете, Денис. Приятно и интересно читать, спасибо!
10.06.2014 00:09:43
Присоединяюсь к выше высказанному мнению!
12.08.2015 00:43:29
Юльке показалось, что он очень сильный, гораздо сильней, чем можно судить по его внешнему виду, потому что в его движениях прятался зверь. | call option payoff | экспирация опциона | olymptrade бинарные опционы | трейдинг бинарных опционов | стратегии опционной торговли


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное