Блокнот
09.01.2017
Тест-драйвер Ферсман
Выдающийся учёный Александр Евгеньевич Ферсман, чьё имя носит Минералогический музей в Москве, предстаёт в неожиданной роли. В книге "Путешествие за камнем" он описывает поездку на вездеходах Renault 10CV Type MH по пустыни Каракум. Причём делает это с такими подробностями и пониманием процесса, что позавидуют иные автомобильные журналисты!

Этот вездеход создавался в пику Ситроэну, прославившемуся покорением пустыни Сахара на полугусеничных "кегрессах". Французские интересы в Африке диктовали новые скорости для освоения глубинных территорий. Расстояние, которое "ситроэны" на гусеничном ходу системы Kegresse-Hinstin проползли за 23 дня, трёхосный Renault 10CV Type MH, известный также как Renault Six Roues преодолевал всего за десять дней!
Примечательно, что этот необычный вездеход создан на узлах и агрегатах обычного такси Renault 10CV Type KZ, бегавшего по улицам Парижа и Москвы. После ряда удачных экспедиций в самое сердце "чёрной Африки" за трёхоской закрепилось неофициальное прозвище "тип Сахара". Успех привлек внимание многих иностранных заказчиков. В 1926 году Госторг закупил несколько машин. Одну из них отправили в Узбекавтопромторг, где 22 июня 1927 года она совершила пробег из Чарджоу до Хивы вдоль реки Амударья. 500 километров бездорожья были пройдены за 108 часов 10 минут. При этом машина зачастую преодолевала барханы с крутизной до 18 градусов.

Справка:
АВТОПРОМТОРГ СССР, Автотранспортное Торгово-Промышленное Акционерное Общество. Учрежден в мае 1923 НКПС и НКВТ. Основной капитал 5 милл. зол. руб. Главные акционеры: НКПС (55% акций), Наркомвнешторг, НКВнуторг, Наркопочтель, Азнефть и ряд коммунаров. В союзных республиках «дочерние» акционерные об‑ва: Бел., Зак., Укравтопромторг, Крымкурсо; областные конторы: Северо-Западная (в Ленинграде), Северо-Кавказская (Ростов н/Д.), Волжская (Н.‑Новгород), Сибирская (Омск); отделения и агентства в ряде городов. Авторемонтные заводы и мастерские в Москве, Ростове н/Д., Воронеже, Ленинграде, Курске, Омске, Харькове, Тифлисе, Гомеле, Минске и др. городах. — Характер деятельности: организация и эксплоатация автомобильных сообщений и перевозок как в городах, так и междугородных. Ремонт авто- и мото-машин; производство запасных частей и принадлежностей. Импорт и продажа авто-мото- и вело-машин, частей и принадлежностей. Оборот об‑ва на 1 окт. 1924 — 7 милл. зол. р., на 1 августа 1925 — 17 милл. зол. рублей.
(Большая Советская Энциклопедия)


НЭП, новая экономичекая политика, официально не отменённая, и до конца ещё не задушенная сталинским администрированием, приносил свои плоды. Так, Автопромторг достаточно быстро освоил производство запчастей для импортных автомобилей, в частности, лампочек под патрон типа Renault.
Вездеходы для экспедиции академика Ферсмана поступили в распоряжение Туркменского Автопромторга весной 1929 года. Цитирую: "Вот они, наши машины, только что прибывшие из Парижа через Мурманск на железнодорожных платформах, тяжелые и низкие на вид, маленькие броневички-многоножки, на двенадцати колесах, нанизанных на три оси. Восемь удобных кожаных мест, запасные колеса, ряд запасных баков и свободных помещений под сиденьями. Четырехцилиндровый мотор всего в 11 сил, сравнительно простое и несложное техническое оборудование при значительном весе, около одной тонны, таковы основные черты наших машин".

"Днем машины совершали пробные пробеги в живописную Фирюзу, в горах около Ашхабада, где по прекрасному шоссе можно было испытывать моторы машин и развивать максимальную скорость около 55 километров в час".

Каракумская экспедиция академика Ферсмана, третья по счёты, имела весьма представительный вид. Командором пробега был назначен Б.А. Богушевский. Ему подчинялись водители И.Д.Евланов, П.Н.Коченовский и Ф.Е.Шаталов. Помимо учёных-геологов А.Е. Ферсмана и Д.И. Щербакова в экспедицию вошёл радиоотряд ленинградской Академической радиостанции в составе В.М.Табульского и А.Андреева, корреспондент "Комсомольской правды" М.К.Розенфельд и художник Р.Гершаник. Ашхабад прикрепил горного инженера A.С. Телетова, представителя дорожного ведомства Н.А.Четверикова, представителя Туркменоавтопромторга Г.П.Карамышева, кинооператора Н.А.Канатчикова. Прибавьте к этому списку двух проводников, охранника B.А.Гарашко и десятника серного завода М.Г.Полянцева. Все они двигались на трёх автомобилях - двух Renault MH и грузовичке Ford. Его академик также довольно точно описал: "маленький однотонный грузовик «форд» с мотором в 20 лошадиных сил (модель 1924 года)".
И как такая группа могла уместиться "на двух машинах вместе со снаряжением, оружием, котлами, продовольствием, киноаппаратом, молотками, топорами, лопатами, досками, решетками, веревками, бочонками для воды, баками для бензина, фотоаппаратами, запасными частями для машины, инструментами, запасными колесами"?! Академика явно забавляет перечислять, что предстояло везти с собой… "Правда, не все и не всё должны были ехать на наших машинах. Радиостанция с ее тяжелым грузом, мотором и мачтами должна была идти караваном с двумя гидрогеологами Академии наук".

Экспедиция стартовала 4 апреля 1929 года. Путь пролегал через Центральные Каракумы, от склонов Копетдага до низовий Амударьи. Вскоре Ford пришлось отправить назад в Ашхабад. А пара трёхосных Renault вступила в борьбу с зыбучими песками и барханами крутизной до 30 градусов... Пересечения Карак умов оказалось тяжелее преодоления Сахары. Прибегали к помощи лебедки-самовытаскивателя, входившей в оснащение одной из машин. Дважды обрезало шестерни дифференциала. Случались и другие, менее значительные неполадки. Тем не менее обе машины добрались до пункта назначения - серного завода в 255 км от Ашхабада, в местечке Дарваз - а затем и в Хиву.

Работу вездеходов академик Ферсман оценивает с точностью, сделавшей бы честь любому современному автомобильному журналисту:
"Чистые пески машины берут великолепно, иногда развивая на них скорость в 20-30 километров. Двенадцать колес едва врезываются в сыпучий песок: тяжесть автомобиля и груза распределяется между двенадцатью колесами, из которых каждое, таким образом, выдерживает давление не больше 78 пудов, то есть погружается в песок не больше, чем нога человека или ступня гружёного верблюда".
"Изредка смущают нас отдельные кочки, и на скором ходу наши водители машин с трудом лавируют между ними, выворачивая длинное (больше 4 1/2 метров), не очень поворотливое тело двенадцатиножки".
"Мы останавливаем машины, вылезаем, осматриваем подъем, вынимаем веревочные лестницы с деревянными перекладинами, тщательно вымеряем расстояние между ними, потом медленно и спокойно въезжаем по ним, правда не всегда сразу достигая вершины и нередко возвращая машину вниз для разбега".
А как по-своему просто и доходчиво объясняет академик Ферсман назначение дополнительной понижающей коробки передач - демультипликатора:
"Песчанка - особое приспособление машины "Сахара", позволяющее любую из скоростей уменьшить вдвое и этим создать выгодные условия для подъема".
И, вот ещё прелюбопытнейшая выдержка из повествования академика Ферсмана:
"Неожиданно на 167-м километре забренчал мотор нашей машины, и мы на полном ходу остановились. Вдребезги сломалась пружина клапана одного цилиндра – очень редкое явление, объяснимое лишь новизной и неразработанностью мотора и машины, пущенной в нашу экспедицию совершенно необкатанной. Запасных пружин не было. Но разве русский человек не найдется в трудную минуту? Быстро распороли подушку сиденья, вынули из нее стальные пружины и на славу все исправили".
Для автомобиля это было время взросления. Автомобиль окреп и пробовал свои силы в разных областях. Особый интерес во всём мире проявляли к его вездеходным качествам - неслучайно журнал "За рулём" выступил с почином "Шестиколёсный автомобиль для Красной Армии" по сбору средств на выпуск отечественных трёхосных вездеходов. Армия присматривалась ко многим вездеходам, не только марки Renault. Конечно, у модели 10CV Type MH шансов на крупный заказ от РККА было немного - нашу делегацию во главе с начальником Управления моторизации и механизации РККА Иннокентием Андреевичем Халепским, посетившую французские заводы в начале 1930 года, куда больше заинтересовали полугусеничные тягачи Citroёn и Somua. А с Renault как-то сразу не заладилось: наши настаивали, чтобы им продали образцы нового танка, но французы категорически отказались.

След вездеходов Renault 10CV Type MH неожиданно всплывает в книге "Тринадцатый караван", написанной очеркистом Михаилом Петровичем Лоскутовым, будущим участником легендарного Каракумского пробега 1933 года:
"Мне вспоминается одна из первых автомобильных поездок к Сорока Буграм — Кырк-Джульба. Это был тринадцатый автомобильный караван в Каракумах, и весь он состоял лишь из двух испытанных шестиколесных машин «Рено-Сахара», которых уже не существует".
Приводит Лоскутов и любопытную цитату из газеты «Туркменская искра»:
"На днях к центру песков отправились две трехосные машины типа «Рено-Сахара» для выполнения ответственнейшей задачи переброски двух котлов для строительства серного завода. В случае успеха этого рейса будет одержана еще одна победа человеческой техники и большевистского упорства над песками и в стройке серного завода будет завершен один из труднейших этапов — доставка самого тяжелого оборудования завода. Тогда еще не было завода, не было дороги, не было автобаз и разговоров в песках".
Александр Евгеньевич Ферсман (27 октября (8 ноября) 1883 - 20 мая 1945), замечательный русский геохимик и минералог немецкого происхождения. Действительный член и вице-президент (1926—1929) Академии наук, лауреат Ленинской премии. Член Императорского Православного Палестинского Общества. Алексей Николаевич Толстой назвал Ферсмана "поэтом камня". Фото: РАН
Шасси Renault 10CV Type MH было приспособлено для движения по зыбким грунтам. Для этого все мосты получили сдвоенную ошиновку, а 3-ступенчатая коробка передач дополнялась 2-ступенчатым демультипликатором. Кроме того, в приводе тележки заднего моста был установлен понижающий редуктор. Автомобиль терял в скорости, но выигрывал в проходимости. Mediatheque Renault
Журнал "За рулём" привлекал внимание к трёхосным вездеходам (№2 за 1928 г.) Фото - из африканского пробега капитана Делиньетта (15 ноября 1924 - 3 июля 1925 гг) протяжённостью 23 000 км. Мадам Делиньетт стала первой женщиной, пересекшая Африку с севера на юг на автомобиле
Луи Рено не упускал успеха: он моментально организовал транспортную Compagnie Générale Transsaharienne для пассажирских перевозок по северной Африке и вдоль реки Нигер. Для этого у Renault Six Roues ещё больше удлинили колёсную базу, сконструировали комфортабельный кузов с защитой от солнца, большим запасом топлива и воды. Ферсман упоминает и об этом: "...опыт их применения в условиях Африки не дал никаких оснований для их переделки; фирма лишь увеличила их, сделав в некоторых из них удобные спальные места, уборные и т. д". Mediatheque Renault
На случай нападения воинствующих племён на крыше "сахарского автобуса" Renault 20CV Type OX предусматривалась турель с пулемётом. Назывались такие автомобили Grand Confort Saharien - "Большой сахарский комфорт". Всего на африканских линиях в 1930 году работало около 1800 автомобилей Renault разных типов. Mediatheque Renault
Иллюстрация из журнала "За рулём" №3 за 1930 год: трёхосный автобус-шарабан Renault, предположительно модели 20CV Type OX, в Ташкенте. Определить модель по фотографии точно довольно трудно - марка славилась небывалым разнообразием типов, путаются даже заводские историки
В таком виде Renault 10CV Type MH был представлен на Парижском автосалоне 1926 года, где на него обратили внимание сотрудники Отдела автоимпорта торгпредства СССР во Франции под руководством П.А.Садыкера. Архив автора
Третья каракумская экспедиция академика Ферсмана. У автомобиля Renault 10CV Type MH - командор пробега Б.А. Богушевский. "Всего 11 сил" автомобиля, упоминаемые академиком Ферсманом - не ошибка, а налоговая мощность. Номинально мощность автомобиля заявлялась как 10 CV. Фактическая же была - 26 л.с. РГАКФД
В пробеге шли автомобили с комфортабельными пассажирскими кузовами и уже с изменённым расположением фар, как у этого, более позднего образца, с коммерческим кузовом типа "Нормандия". Mediatheque Renault
В ходе пробега экспедиция надтолкнулась на старого туркмена, горевавшего возле загнанного верблюда. Кинооператор достал камеру. Туркмен заволновался, но его успокоили, уверив, что кинооператор пробует таким образом лечить умирающее животное. Когда колонна пришла на серный завод, там только об этом и говорили: верблюд... выздоровел! Фотоархив Мин. музея им.А.Е. Ферсмана РАН
"Экспедиционная семья распадается, но каждого еще ждет много и приключений и впечатлений. ...после 9 часов спускается стальная птица. Кинооператор быстро снимает посадку и несколько инсценированных сцен. Последнее прощание, и мы усаживаемся в маленьком помещении самолета, плотно затягиваем ремни и посылаем последнее прости и нашим друзьям, и нашей машине, с ее смелым водителем…" У самолёта на аэродроме в Чарджоу командор пробега Б.А. Богушевский и А.Е. Ферсман (слева). Фотоархив Мин. музея им.А.Е. Ферсмана РАН
Реклама акционерного общества "Добролёт" (НЭП в СССР ещё не до конца задушен), предлагающая полёты по маршрутам в Средней Азии. Перелет из Хивы в Чарджоу (Чарджуй) обошёлся академику Ферсману в 80 рублей
Не найдя применение в РККА, трёхоски Renault 10CV Type MH прописались в Войске Польском - около сотни закупили в 1925 году. На снимке - санитарный фургон дежурит на аэродроме Варшавы во время международных состязаний прогулочных самолётов, 1930 г. Фото: N.A.C.
Драматически сложились судьбы участников каракумских пробегов. Командор Б.А. Богушевский расстрелян 11 сентября 1938 года. Писатель М.П. Лоскутов - 28 июля 1941. Корреспондент "Комсомолки" М.К.Розенфельд (на снимке) ушёл военкором на фронт и погиб в котле под Харьковом 27 мая 1942 года. В телесериале "Противостояние" (1985 год) следователь полковник Костенко (Олег Басилашвили), убеждая юную корреспондентку подписываться даже под строчкой в газете, выдвигает иную версию: "Был такой журналист, Михаил Розенфельд, вместе с Гайдаром погиб. Так вот он советовал даже однострочные корреспонденции подписывать полным именем и фамилией"
Сегодня, когда компания Renault выпускает на бывшей новой территории АЗЛК элегантный кроссовер Kaptur, трудно поверить, с чего всё начиналось... Фото: Renault Россия
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином или авторизоваться через социальные сервисы.

Авторизация

Войти как пользователь:

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное

Режиссер Сценарист Продюсер
Про Гайку и про Грузовик
  3

Автомобильный критик
Супер-Галерея
 

Автомобильный критик
Тест-драйвер Ферсман