До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
27.12.2013
Enjoy – и никаких гвоздей!
Жизнерадостный дебил — Телевизор в закрытой тумбочке — Пульт дистанционной деградации — Комбайны на полях и комбайны в гостиных — Червяк консьюмеризма — «Елевидение» против Телевизора Мечты — Померимся дюймами?

В марте в Сокольниках будем отмечать юбилей знаменитой «американской выставки» — события, предания о котором уже более полувека передаются сыну — от отца, а отцу — от деда. Подготовка мемориальной экспозиции требует от организатора довольно глубокого погружения в эпоху, поэтому «Америка 50-х» сейчас — сфера моего сугубого интереса. Стол буквально завален американскими журналами того периода, а в них рекламы больше, чем статей. На чём бы ни остановился глаз, невольно сравниваешь с тем, что было в те времена «у нас» и мысли разные приходят...

Поэтому великолепный ностальгический пост Александра Коптева не только доставил премного удовольствия, но и лёг на весьма подготовленную почву.
Нет, работающих «на полном серьёзе» КВНов я уже не застал, видел их, разве что, «на заслуженной пенсии» — стоящими на тумбочке под вышитой салфеточкой.
Телевизор моего детства — «Рекорд В306», значение первого слова в свои три-четыре года я уже понимал, а вот загадочный «Взоб» долго не давал мне покоя.

Почти всё, описанное Коптевым — близко и понятно. Поэтому очень захотелось сделать некое «алаверды» Александру, благо материала, повторюсь, в буквальном смысле — под рукой — имеется предостаточно.

Итак, как говаривали в наше время политинформаторы: «Два мира, два детства». Открытки и плакаты у нас, в стране высокой социалистической морали, реклама — «у них», в царстве бездуховности, разврата и чистогана. Тему берём общую — телеприёмники. Сюжеты похожие на те, что показаны у Коптева: семья перед телевизором, дети возле телевизора, рождество и телевизор.

Но у нас — телевизор смотрят так, как будто слушают сводки Совинформбюро: напряжённо, внимательно, у них же новинка продвигается, скорее, как источник развлечения.

У нас бабушка отчитывает внука за полуночные возлеэкранные бдения, а у них такое впечатление, что только плати за сигнал и «смотри — не хочу», по крайней мере, изображение школьника с лицом беззаботного Незнайки и с телевизором в обнимку не сопровождается назидательными стихами.

У нас в почёте коллективизм и взаимовыручка — «на сеанс» запросто приходят соседи, у них, в обществе самопровозглашённого индивидуализма, можно сунуть в ухо наушник и наслаждаться в одиночку, а то и схватить телевизор за ручку и перенести в другую комнату. Когда у нас появились первые портативные модели? В 1980-х?

А пульт дистанционного управления для беззастенчиво ленивых...
А жестокая конкуренция производителей, заставляющая бороться за качество изображения и звука ни на жизнь, а на смерть...
А автоподстройка яркости под комнатное освещение...
А всевозможные «комбайны», столь любимые американцами...
А выбор среди десятков моделей, вызывающий вначале восторг, а затем раздражение...
Всего этого мы были лишены во времена нашего детства.
Может быть и хорошо, что так вышло?

Зависть — нехорошее чувство.
В 1959 году, показав нам в Сокольниках настоящие, без кавычек, чудеса бытовой техники, в нас вселили вирус зависти, выросший в конце-концов в червячка неполноценности, сидящего и сейчас почти в каждом из нас.
Да, стиральные и посудомоечные машины сберегли бы нашим матерям руки, да, водить машину с «автоматом» комфортнее, да, красивый совершенный телевизор в гостиной — свидетельство успеха и достатка...
Но что такое маникюр, комфорт и достаток для нации, рвущейся к звёздам! Для людей-богатырей, которым всё по плечу. По-настоящему, без кавычек.

«Общество потребления», как презрительно говорили мы тогда, или «социум консьюмеризма», как говорим теперь, не выглядит в моих глазах здоровым.
Полторы сотни развлекательных каналов не заменят тех заветных двух, по которым шли «Очевидное-невероятное», настоящий студенческий «КВН» и киножурнал «Хочу всё знать!»

Как «Книга рекордов Гиннеса» никогда не заменит «Детской энциклопедии».
Лень, как известно – двигатель прогресса.
Admiral, Philco, Motorola, Crosley, Capehart, Butyrate, Westinghouse, De Forest, Stromberg-Carlson, General Electric – целый букет звучных имён! На новый пирог не накинулся только ленивый. Какие-то бренды и сейчас на слуху, большинство кануло в Лету.
Рождественское предложение 1957 года. Есть из чего выбрать.
1951 год. Не Рональд ли Рейган на экране? Чертовски похож.
1951 год. Новая мода – телевизор скрыт в тумбочке так искусно, что без желания владельца об этом не узнает ни одна живая душа. От кого маскируемся, господа? От воров? От фининспекторов? Или от соседей, не имеющих пока заветного прибора?
В 1956 году телевизор уже сопровождал американца повсюду – в гостиной, на кухне, на лужайке возле дома… Лёг в больницу – и туда несут телевизор!
Семейная идиллия. 1950 год.
Как там у Коптева на открытке, помните? «Он не смог подняться рано, потому что в поздний час с освещённого экрана не сводил сонливых глаз». Похоже, за океаном в 1951 году были те же проблемы.
Так классно нарисовано, что даже сейчас мне хочется послушать этот оркестр, сидящий в телевизоре за тканью, драпирующей динамики. Умели преподнести. 1957 год. «Золотой век» рисованной рекламы.
1955 год. Переносные модели в тренде.
Диагональ 21 дюйм! В 1952 году! Это сильно.
1950 год. Угол обзора позволил бы всех соседей по коммуналке перед экраном разместить. Но были ли в Америке коммуналки?..
Какой симпатичный жизнерадостный дебил! Впрочем, теперь и у нас таких много – они живут в рекламе чипсов, жвачки и колы. В 1956 году в СССР подобного мальчугана, не обезображенного интеллектом, можно было увидеть разве что в каком-нибудь мультике про двоечника и прогульщика, вроде «Страны невыученных уроков».
Потрясающий футуристический дизайн. Именно так представляли будущее писатели-фантасты конца 50-х.
У нас телевидение долго маскировалось под познавательное и информационное. У них, похоже, оно сразу позиционировалось исключительно как источник удовольствия. Enjoy! – девиз на все времена.
1957 год. Точь-в-точь такая «Электроника» была куплена мной по случаю в универмаге «Московский» году примерно в восемьдесят восьмом… Зато у американцев в 1957-м не было Спутника.
1950 год.
1950 год.
1950 год.
1951 год.
1951 год.
1953 год.
1953 год.
1958 год.
1959 год.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Ник-Ник
27.12.2013 10:41:24
Добавлю картинку? Тоже фото из США.


1950 год.
S_Iones
27.12.2013 12:22:56
НИКОГДА не поверю, что государство и общество, где ВОТ ТАК рекламировались телевизоры, могли быть "свободным" и "демократическим"! Ведь телевидение - мощный инструмент УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ СОЗНАНИЕМ и подавления его в нужную государству сторону. ВОТ ОНА - оболочка американского тоталитаризма, лет через 50 по хорошо обкатанному шаблону присобаченная и у нас на нашу голову.

Социум консьюмеризма, говорите? Тьфу, как мерзко звучит!
Михаил Владимирович
27.12.2013 13:21:30
Солидарен по всем пунктам!!!
27.12.2013 14:19:12
Ник-Ник, Ваша картинка не добавилась (((
27.12.2013 14:47:44
S_Iones, вы не в бровь, а в глаз!
Вот вам ещё на ту же тему, только в другой, но тоже очень интересной стране: http://www.echo.msk.ru/programs/victory/53109/
Ник-Ник
27.12.2013 14:57:44
И еще один гвоздик в этот самый Энджой!
http://www.shorpy.com/files/images/23132_0001.preview.jpg


Рождество, 1950 год. США.
Ник-Ник
27.12.2013 15:01:36
А к 1966-му почти сравнялись...
http://www.shorpy.com/files/images/esdrastv.jpg
Ник-Ник
27.12.2013 15:09:08
Ник-Ник
27.12.2013 17:58:30
Док.Кино про ТВ фашистской Германии. Весьма интересное...
http://www.youtube.com/watch?v=h2rx_YbaTtw
S_Iones
27.12.2013 22:11:21
Дымарский и Сьянова по Эху недвусмысленно клонят к тому, что демократическое рыночное телевидение выросло из пропаганды доктора Геббельса. Похоже, очень похоже. А под роликом ютьюба приглянулся ВОТ ТАКОЙ коммент:

А у немцев в Рейхе был свой Малахов? Или давай поженимся? Фюрер говорил о модернизации? Поздравлял с Новым Годом или 1 мая? Наверное да, всё это было и у них, судя по итогу.


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Илья Сорокин
Продюсер

Родился в 1968 году в Москве, в 1991 году закончил Московский Авиационный Технологический Институт имени Циолковского, специальность «Испытания летательных аппаратов». С 2000 по 2006 гг — издатель и главный редактор журнала по истории техники «Олдтаймер. Игрушки для больших», с 2002 года — учредитель и руководитель Фонда изучения, сохранения и защиты памятников технической культуры «Вечный Двигатель». Основная деятельность в настоящий момент: организация выставок антиквариата и старинной техники «Олдтаймер-Галерея», фестиваля «Ретро-Фест», ралли и конкурсов элегантности старинных автомобилей, популяризация олдтаймер-движения в России.

популярное