Блокнот
25.10.2013
Место намоленное
Весть о возвращении Олдтаймер-Галереи в Сокольники вызвала волну ностальгических автомобильных воспоминаний: американская выставка, итальянская, чешская, немецкая, французская. Главная и эпохальная, конечно же, американская — она и превратила парк в выставочный центр. Но и до 1959 года в истории Сокольников звучали автомобильные мотивы.

3319eaa4ad501bfe98fd8e9673068fd9.jpg

«Сережа, прячь машину, надевай что-нибудь на голову и поедем кататься; хочешь в Петровско-Разумовское, хочешь повезу на Воробьевы горы, а можно поехать погулять по Сокольникам». Это из диалога двух дореволюционных автомобилистов, хвастающихся друг перед другом своими машинами. Одного зовут Сергей Васильевич Рахманинов, второго Федор Иванович Шаляпин. У всемирно известного композитора и пианиста — немецкий дубль-фаэтон «Лорелей», обладатель высокого баса ездит на французском ландоле «Клеман-Баяр». Продолжение разговора кануло в лету — споры о машинах можно вести вечно, но, кажется, что кататься по Сокольникам оба все же поехали. До революции — это одно из самых модных мест для гуляний. Прямые как стрела просеки, аккуратно подстриженные кусты, ровные шпалеры деревьев — это не Версаль и не Баден-Баден, это московские Сокольники.

4599085dd8064a5884bcc840e223d2dd.jpg

В XV веке территория московских Сокольников была местом царской соколиной охоты — отсюда и название. В 1879 году Сокольническую и Оленью рощи у казны выкупает московская городская управа, превращая их в парк и дачный поселок. Выглядели дачные Сокольники примерно так: деревянный домик средь могучих сосен, чаепитие с самоваром на веранде, венские стулья, обсуждение нового рассказа Чехова в «Ниве», прислоненный к крыльцу велосипед. Люди в таких домиках жили особенные, например, семья Липгарт — здесь прошли детские годы будущего создателя «Победы» и ЗИМа, а тогда еще студента Императорского Московского технического училища, нынешней «бауманки».

972866c7562db740e53370748fab7092.jpg

Добирались до Сокольников сначала на конке, а на рубеже веков зазвенели и трамваи, да каких марок — будущих автомобильных: MAN и РБВЗ. Первая — Maschinenfabrik Augsburg-Nürnberg, ныне всемирно известный производитель грузовиков и автобусов, вторая — наш Русско-Балтийский вагонный завод в Риге, выпускавший автомобили «Руссо-Балт». С развитием трамвайной сети в 1905 году появляются Сокольнические трамвайные ремонтные мастерские — будущий СВАРЗ, где в 30-е годы будут собирать первые советские троллейбусы ЛК-1. Но самое «трамвайное» место в Сокольниках — совсем другое. В 1912 году на набережной Яузы построили Ново-Сокольнический трамвайный парк на 160 вагонов — нынешнее депо Русакова. Парк построили по типовому проекту: производственный корпус со смотровыми ямами, дом администрации и трех этажный жилой дом для служащих парка с магазином.

568337814fec63d66072838d1dfd7d5b.jpg

Спортивные клубы и общества, велосипедные станции, футбольное поле — место полюбили не только сибариты, но и поклонники активного образа жизни. Уровень соревнований поражает до сих пор. Утром 17 января 1916 года от здания «Сокольнического кружка лыжников» стартовала лыжная гонка протяженностью 80 верст: Сокольники — Останкино — Разумовское — Петроградское шоссе — Щукино — Строгино — Троицкое — Екатериновка — Раздоры — Барвиха — Кольчуга и обратно тем же путем. Победитель гонки Васильев прошел трассу за 6 часов 16 минут 33,6 секунды — на фото он третий справа под номером 13. Здание клуба в советское время надстроят, а дом с башенкой станет известной всей Москве булочной.

f32dc5d4838e3ad8be3366b60bc2582e.jpg

Есть у Сокольников и свои автомобильные легенды и таинственные места. Например, Бахрушинская больница на Сокольничьем поле — ныне горбольница № 33 по адресу улица Стромынка, дом 7. В октябре 1882 года братья Бахрушины пожертвовали городу 450 тысяч рублей и управа бесплатно предоставила под строительство часть Сокольничего поля, на которых через пять лет выросли корпуса в русском стиле. Возможно, именно на территории больницы московский миллионер и меценат А.А. Бахрушин закопал разобранный на части «Лорен-Дитрих», желая спасти свой лимузин от алчных большевистских глаз — такую историю рассказал в интервью его сын Юрий. Можно даже сказать примерно, когда это произошло: все свои траты вплоть до копеечки Алексей Александрович заносил в записные книжки, а расходы на автомобиль странным образом обрываются в мае 1918 года.

6d5039f397f550197355b33b63739a8a.jpg

Революция и гражданская война привели парк в запустение — никаких чистых дорожек и ровных шеренг кустарника. Ухоженный парк начал превращаться в свое прежнее состояние лесного массива. Только 16 мая 1931 года вышло постановление Моссовета «Об организации на территории Сокольнической Рощи базы культурного отдыха»: началась очистка территории, укрепление береговых линий прудов, появились рестораны, кафе, веранды, концертные эстрады. Закрытый в 1941-м из-за близости к фронту, парк одним из первых вернулся к мирной жизни — уже в 1943 годы вновь заработали симфоническая эстрада, танцплощадка и театр.

346250b7ac5eb8ea14b61db291cb41ab.jpg

На Олдмосе как-то выкладывали фото: дом отдыха над Оленьим прудом и по зимнему Богородскому шоссе мчится Rolls-Royce Twenty без номеров. Не снимок — фантасмагория! Откуда взялся этот черный чемодан из 20-х годов в послевоенной Москве, медленно, но уверенно заполнявшейся нашими «Победами» и «Москвичами»? Был ли в британском посольстве или попал к нам как трофей из Германии? Кто на нем ездил, где он сейчас? Кто теперь скажет...

Загрузка плеера

И, конечно же, послевоенные Сокольники — это телефильм «Место встречи изменить нельзя». И булочная в том самом доме с башенкой, от которого стартовали лыжники, и встреча Шарапова с Синичкиной у входа в метро, и показ мод с участием Соболевской на симфонической эстраде парка, и, конечно же, отчаянный крик шофера Копытина: «Глеб Егорыч, в Сокольники он, гад, рвется! Там есть, где спрятаться!» Кстати, по одной фразе можно легко отличить человека читающего от смотрящего телевизор — у братьев Вайнеров в «Эре милосердия» копытинская реплика звучит иначе: «В Зарядье он, сука, рвется. Там есть где притыриться». Но к моменту съемок «Места встречи» Зарядья как такового уже не было — на месте этого старинного московского района выросла гостиница «Россия», вот и пришлось «Студеру» рваться в Сокольники.

Кажется, что сегодня в Сокольниках уже точно негде спрятаться — настолько современным стал парк, превращенный в 1959 году в выставочный центр. И пусть КВЦ теперь расшифровывают как «конгрессно-выставочный», а не «культурно-выставочный» центр, все же культуры он не утратил, в чем есть и заслуга Олдаймер-Галереи.

Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Иван Баранцев
Журналист

Автомобильный журналист. Родился в Москве, учился на факультетах журналистики главных университетов страны — СПбГУ и МГУ. Публиковаться начал в 17 лет. Писал про всякую ерунду, пока в 2003 году не увидел журнал «Игрушки для больших», куда сразу же отправил пару опусов. С тех пор стал одним из ведущих автомобильных историков в России, заполнив своими статьями чуть ли не всю специализированную прессу. По словам одного из коллег, «в наше автомобильное прошлое мы смотрим глазами Ивана Баранцева». По собственную признанию, больше любит писать про людей, а не про машины, что с успехом делает в журнале «Автопилот». Обожает автомобили марки Mercedes-Benz, откровенно отдавая им предпочтение в своих статьях и доводя редакции до введения запретов на эту тему. На будущее обещает написать пару интересных книг, которые уже давно ждут от него с нетерпением.

популярное