Блокнот
15.11.2013
Фото на память
Самый часто задаваемый вопрос к журналисту, пишущему об автомобильной истории, звучит примерно так: «А где вы это все берете?» Под обывательским «все» в данном случае подразумеваются иллюстрации для статей – старинные фотографии, документы и другие артефакты.

Действительно, с современностью вроде бы все понятно. Есть фотографы, снимающие автомобили. Есть и пресс-службы, готовые прислать любой материал только бы его опубликовали. Наконец, есть фотобанки, где можно купить необходимую для статьи картинку. А что же с историческими изображениями? Пресс-службы присылают их редко и неохотно, а вывешенные на сайтах фотографии слишком известны, часто публиковались и многие снимки уже, что называется, «замылены». Читателя такими уже не удивишь. Похожая ситуация и с фотобанками – трудно встретить что-то уникальное и доселе невиданное.

Поэтому уникальную информацию приходится добывать – в этом, собственно, и заключается вся суть профессии журналиста, на какую бы тему он не писал, даже об автомобильной истории. Ведь историю можно изучать не только от общего к частному, но и от частного к общему, когда обычный снимок из семейного или фирменного архива становится поводом для журнальной статьи. Остается только найти эти фотографии – гуляющие по самым разным рукам.

Какие снимки могут быть интересны? В первую очередь, те, которые позволяют потом рассказать увлекательную историю – как о самом снимке, так и о том, что на нем изображено. Классический пример из личной практики – фото французского La Buire, принадлежащего московскому купцу и автомобилисту Сергею Капцову. Его я приобрел по случаю у знакомого филокартиста, избавляющегося от «непрофильных активов»: он собирает открытки, а случайно попавшие фотографии распродает. Каким-то образом, к нему попала часть семейного архива Капцовых, но кроме фамилии никакой информации к снимку не прилагалось. Расследование завершилось хорошей статьей в журнале «Автопилот» – удалось опознать и марку машины, и место съемки, и дату, и изображенных на фото лиц. Статья так и называется – «Купцов Капцовых».
Еще один фактор привлекательности – когда на снимке изображено что-то необычное или редко встречающееся. Например, не проблема найти фотографии трофейных автомобилей с солдатами и офицерами Красной Армии. Подборка таких снимков и документов может стать хорошей статьей в журнале ко Дню Победы, например, «На трофеях из Германии» в газете «Клаксон».

Куда более редкими оказываются снимки трофейных автомобилей, попавших в армии союзников – скорее всего, большая часть все же досталась Красной Армии. Вот американцы бережно грузят на платформу знаменитого «Голубого гуся» – бронированный родстер Mercedes-Benz 540K наци №2 Германа Геринга. Этот оригинальный отпечаток со штампом фотографа Френсиса Леонарда удалось приобрести в одном немецком коллекционном бюро, хотя большая часть снимков из моего собрания выловлена на интернет-аукционах.
Или противоположный сюжет: немцы пытаются взбодрить брошенный Красной Армией полноприводный ГАЗ-61-73. Капот скинут, спереди торчит «кривой стартер», рядом группа товарищей изучает брошюрку, похожую на инструкцию, а издалека за ними наблюдают женщина с ребенком из местных. Контактный отпечаток 6х9 см подписан как Ein russischen Beitwagen – «побежденный русский автомобиль». Такая машина не часто встречается и на наших снимках, а уж на немецких и вовсе редкость. В основном среди трофеев Вермахта попадаются «трехтонки», «полуторки» и «эмки». Фотографию этого ГАЗ-61-73 с трудом – было много ставок! – удалось выиграть на eBay.
Вообще, интернет-аукционы – те же барахолки, только виртуальные. И порой желающих купить лот значительно больше, чем на блошином рынке в базарный день. Зато есть азарт торгов, и, конечно же, фарт – когда за бесценок удается купить нечто по-настоящему редкое. Вот один из примеров. В описании лота на интернет-аукционе eBay значилось, что это снимок итальянского Fiat Topolino – действительно похож! Возможно поэтому, его финальная цена составила всего 1,5 Евро. Но на фото изображен значительно более редкий автомобиль – Standard Superior, производившийся в Германии в 1933-1934 годах. Именно он был первым представлен на берлинском автосалоне 1933 года под маркой Volkswagen. Тогда автомобиль очень понравился новому рейхсканцлеру Адольфу Гитлеру, а вот его создатель Йозеф Ганц – не совсем, так как по национальности он был евреем. В итоге Ганца из страны выдавили, а Volkswagen создавал уже истинный ариец Фердинанд Порше. Снимков Standard Superior осталось очень мало, а на одном из аукционов автомобильного антиквариата в Ладенбурге фото такой машины ушло с торгов за 300 Евро.
Похожие ситуации происходят и с фотографиями редких российских автомобилей. Продавцы почти никогда не знают, что на них изображено. Вот в описании значится Ford, хотя на фото изображен почтовый «Лесснер». В итоге торгов стартовая цена в $20 возросла до $163,50 – видимо, кто-то еще кроме меня сумел правильно опознать марку машины. Но денег в этом мире много, а фотоснимок-то всего один! Пришлось торговаться до победного конца.
Тяжелой оказалась и борьба за почтовую открытку с французским автомобилем Huber, совершавшим в 1903 году вояж из Парижа в Петербург и заснятом на пути к Ковно. Ковно, если кто не знает, это нынешний литовский Каунас. Претендентов набралось много – ставок больше десятка. Кто и что из них собирает, легко узнать по истории сделок, отображаемой у каждого в профайле. Тут собрались и литовские краеведы, и филокартисты, и коллекционеры фотографий с автомобилями, и собирающие тему туризма, и фанаты редких почтовых марок. В такой ситуации главное – не торопиться вступать в борьбу за лот. Прежде чем по-бендеровски крикнуть «Двести рублей!» хорошо бы изучить и повадки «конкурирующей фирмы» – излишне нервные начинают перебивать ставки друг друга задолго до окончания торгов, лишь поднимая цену. Окончательно нервишки сдают примерно за минуту до окончания торгов, но финальную ставку надо делать в самую последнюю секунду, что в итоге и удалось.
Нередко попадаются и снимки со знаменитостями того времени. Вот фотография с родстером Opel 8/30PS 1913 года на Ходынке – этот снимок мне повезло выиграть на Молотке. На передачу лота у станции метро «Смоленская» пришел подвыпивший дядечка, быстро сныкавший в карман тысячерублевую купюру и передавший раритетное фото, завернутое в целлофан. Ответ на вопрос о происхождении снимка (я всегда его задаю при покупке) оказался на грани святой простоты: «Из семейного альбома самого главного по сельскому хозяйству». Пресловутого «самого главного» среди изображенных лиц я не опознал, зато еще при самом первом взгляде понял, что за рулем сидит Борис Илиодорович Россинский – известнейший авиатор, а «Опель» – его собственный автомобиль, запечатленный и на других снимках, и даже в кинохронике. Техника на заднем плане помогла точно датировать фотографию – она была сделана в 1921 году, когда аэропланы «Илья Муромец» работали на линии Москва-Харьков.
Иногда фото покупаешь только из-за необычного сюжета. Вряд ли когда-нибудь стану писать про вездеход Вермахта Krauss-Maffei – не люблю военную технику, но что-то в этом снимке есть. Может быть, и пригодится в каком-нибудь обзоре необычных фотографий.

Порой происходят и курьезные случаи. Вот эти две фотографии продавались на eBay.com, но купить удалось лишь одну из них. На них изображен грузовик немецкой марки NAG, приобретенный Русской Императорской Армией у фирмы «Г. Марк и К», а вот автомобиль справа опознать пока не удалось. Интересно, кто купил второй снимок?
Всегда грустно, когда упускаешь интересные фото – вовремя не просмотришь новые лоты на интернет-аукционах, забудешь сделать ставку или в самый последний момент оказываешься без интернета. Так на Молотке ушло прекрасное фото французского «Берлие».

По номерному знаку можно определить, кому принадлежал автомобиль – на том же Молотке мне когда-то посчастливилось приобрести список частных автовладельцев Москвы. В 1913 году городской номер 2058 выдали московскому отделению товарищества «Бр. Нобель» – возможно, что эта информация будут интересна коллекционеру, купившему такой редкий и замечательный снимок.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Юрий Васильевич
15.11.2013 19:49:10
Может быть Газ 11-73?
15.11.2013 23:20:05
Юрий Васильевич, это именно ГАЗ-61-73 - полноприводная модель. Виден передний ведущий мост, да и дорожный просвет высокий.
Юрий Васильевич
16.11.2013 11:05:50
Да-да, согласен. И спасибо за интересную статью.
17.11.2013 21:32:48
вас можно детям читать перед сном :)
полная добра и всепоможения статья !
спасибо
жду еще шедевры эпистолярного
28.11.2013 09:32:45
Фотографии грузового НАГа с понтонной повозкой вероятно сделаны на манёврах в Красном Селе или Ропше в 1907 или 1908 г. (не помню точно). Не уверен, что он был приобретён РИА, ибо позже там не прослеживается, вероятно Hans Marck предоставил его на манёвры в рекламных целях в надежде продать. В каталогах формы одна из них публиковалась.
Фотография почтового "Лесснера" (снимок, полагаю сделан ещё на заводе) тиражировалась - такая же, только чуть в лучшей сохранности, есть у одного коллеги в Финляндии, чей прадед работал на "Лесснере", и уже публиковалась в финской прессе, а давеча и в российской. По этому я и не стал торговаться за неё на эбее дальше - всему есть свои пределы.
Поздравляю с покупками.
28.11.2013 21:06:14
NAG - это 1-й понтонный батальон, перевозка понтонного обоза 19 июля, к маневрам не имеет отношения.

"Лесснер" сфотографирован явно не на заводе: истертая резина, продавленные подножки, не гладкие крылья, гнутые поручни, радиатор после ремонта... Вид у автомобиля далеко не новый и при наличии экземпляра фотографии "в чуть лучшей сохранности" это не так уж и трудно заметить.

Так что история про "коллегу в Финляндии" сильно напоминает случай с фотографией автобуса "Даймлер" на Олдмосе - оказалось, что фото вовсе не В. Гебхардта, а одного эстонского историка, который был очень огорчен подобным враньем при указании источника под фотографией из его личной коллекции http://oldmos.ru/old/photo/view/80184

Но про коллегу это пока лишь предположениe)))
28.11.2013 21:34:15
Союзу - спасибо за необычный, приятный и трогательный отзыв!
30.11.2013 02:46:52
Пускай будет предположение, раз автору так хочется, я не настаиваю. Однако известно даже имя одного из людей, сидящих в "Лесснере". То, что не новый, видно. Но ремонтиривали то автомобили где?

Про фото эстонского историка я не понял, вроде бы фото фургон, на которое я ссылался там (но не показывал), у него нет, но в книге Gebhardt'a есть. Впрочем, это мне уже безразлично. Бессмысленно комментировать посты автора - что бы не написал, в ответ одни нападки...
slavcom1
10.01.2014 14:19:23
Можно задать вопрос по одной фотографии?


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Иван Баранцев
Журналист

Автомобильный журналист. Родился в Москве, учился на факультетах журналистики главных университетов страны — СПбГУ и МГУ. Публиковаться начал в 17 лет. Писал про всякую ерунду, пока в 2003 году не увидел журнал «Игрушки для больших», куда сразу же отправил пару опусов. С тех пор стал одним из ведущих автомобильных историков в России, заполнив своими статьями чуть ли не всю специализированную прессу. По словам одного из коллег, «в наше автомобильное прошлое мы смотрим глазами Ивана Баранцева». По собственную признанию, больше любит писать про людей, а не про машины, что с успехом делает в журнале «Автопилот». Обожает автомобили марки Mercedes-Benz, откровенно отдавая им предпочтение в своих статьях и доводя редакции до введения запретов на эту тему. На будущее обещает написать пару интересных книг, которые уже давно ждут от него с нетерпением.

популярное