Блокнот
03.03.2016
Автосани без Ленина или когда появился полугусеничный «Роллс-Ройс»
Опровергать старые легенды, с годами прочно въевшиеся в сознание людей, намного сложнее, чем работать на непаханом историческом поле, где что ни документ, то открытие, только успевай их собирать один за другим, да вплетать в повествование о новом и неизведанном. Но жизнь задает и более сложные исторические задачки.

Одну такую удалось недавно решить. Всем известен полугусеничный «Роллс-Ройс», которым пользовался Владимир Ильич Ленин. Снегоход вождя мирового пролетариата и сегодня находится в экспозиции музея-заповедника «Горки Ленинские».
История этого «Роллс-Ройса» уже давно везде излагается примерно одинаково. Еще царский шофер Адольф Кегресс изобрел приспособление для езды по снегу с гусеницами вместо задних колес и лыжами спереди, но Николай II толком попользоваться им не успел из-за революции. Оценить необычное изобретение француза получилось только у Ленина, который ездил в Горки то ли на доставшихся «в наследство», то ли построенных заново автосанях на базе американского «Паккарда», а когда те сломались, рабочие Путиловского завода сделали новые на шасси конфискованного у буржуев «Роллс-Ройса» и подарили их Ильичу. А после его смерти в 1924 году автосани так и остались в Горках, ставших Ленинскими, и сохранились до наших дней в первозданном виде. С тех пор «Роллс-Ройс» действительно не изменился — так и стоит в родной краске.

Оба «Роллс-Ройса», и тот, что стоит в Горках, и обычный легковой из экспозиции Исторического музея, уже побывали героями моих статей. Удалось их осмотреть и детально отснять. Самый актуальный на сегодняшний день материал об автосанях – заметка «Ленин в зимнем» для февральского номера журнала «Автопилот», но в ней описан сам процесс исторического расследования. Здесь же более подробно разберем и опубликуем многие найденные документы, так как печатный формат журнала не позволяет этого сделать.
Это небольшое историческое расследование началось с некоторых подозрений, возникших при визуальном осмотре «Роллс-Ройса». Главное, что смущало — странной формы кузов, с очень высокими бортами, совершенно нехарактерный для британских мастеров кароссери. Салон так и вовсе не выглядел британским: работа, далёкая от изысков, одни открытые шляпки гвоздей в обивке чего стоят. Пока я разглядывал незамысловатую обивочку ленинских автосаней, подошла сотрудница музея и как бы невзначай заметила, что сделана она не из натуральной кожи, а из кожзаменителя. В задней части кузова обнаружились трещины: в лихие 90-е охранники по ночам водили местных баб на заднее, «ленинское», сиденье и от этих пролетарских фрикций деревянный каркас расшатался, а краска потрескалась. И самое главное — где хоть одна фотография Ленина в автосанях «Роллс-Ройс»? За семьдесят лет подробнейшего исследования его биографии уже должна была бы найтись, если он этими автосанями действительно пользовался.
Надо сказать, что попытки разобраться с автосанями предпринимались и ранее. Самой первой можно назвать запрос музея-заповедника в Центральный государственный архив Октябрьской революции, сделанный в 1976 году. Ответ несколько обескураживает — никаких документов по автосаням не обнаружено, а рабочие Путиловского завода подарили Ильичу только портрета Карла Маркса в резной деревянной раме.
Однако, отсутствие в архиве документов ни о чём не говорит. А вот записка Льва Шугурова, датированная 1989 годом, уже намного интереснее. Это первый документ, в котором утверждается вероятность того, что Ленин не пользовался автосанями «Роллс-Ройс», а только «Паккардами».
Но делать окончательные выводы Лев Михайлович не стал. Более того, в журнале «За рулём» № 4 за 1990 год вышла его статья о ленинских автомобилях, где Шугуров со ссылкой на итальянского журналиста Джузеппе Дикорато писал, что «Роллс-Ройс» приобрел в Великобритании в 1920 году глава советской торговой делегации Леонид Красин. Но и этим Лев Михайлович опровергнул официально принятую версию о появлении этого автомобиля в нашей стране до революции. В остальном всё по-старому, несмотря на текст обнаруженной мной записки 1989 года: это те самые автосани, которыми пользовался Владимир Ильич для зимних поездок.
Первые просветы в этой мутной истории начали проявляться уже при просмотре документов из фондов музея-заповедника. Оказалось, что из Великобритании уже давно прислали всю информацию, имеющую отношение к шасси с номером 79YG. В архивах компании Rolls-Royce сохранились бумаги, из которых можно узнать, что заказчиком автомобиля являлось акционерное общество АРКОС, название которого расшифровывалось как All Russian Cooperative Society Limited. Оно осуществляло все торговые операции между Великобританией и РСФСР. 10 октября 1922 года автомобиль прошел ходовые испытания, 19 октября его продали АРКОСу, а в Петроград отправили 13 декабря. Тип кузова в бумагах значится как шестиместный турер, но никаких дополнительных сведений о нём нет: ни названия кузовной фирмы, ни мастеров-изготовителей, ни цвета, ни отделки — вообще ничего. Пожалуй, это единственное «белое пятно» в истории полугусеничного «Роллс-Ройса».
Дальнейшие архивные изыскания прошли в Государственном архиве Российской федерации — там хранятся дела Автомобильной базы Совета народных комиссаров и Гаража Особого Назначения. Делопроизводство в правительственном гараже велось настолько подробно и грамотно, что даже сейчас не составляет труда сориентироваться в документах тех лет, аккуратно подшитых и сданных в архив.

В процессе поиска информации о «Роллс-Ройсе» пришлось просмотреть десятки дел с сотнями страниц в каждом — период с 1918 по 1924 год. В результате оказалось, что в списках Автобазы СНК и ГОНа обнаружились только автосани марки «Паккард» в количестве двух штук — и никакого полугусеничного «Роллс-Ройса».
Зато нашлись данные о герое нашего рассказа — автомобиле с шасси № 79YG, прибывшем в Москву вместе с другими закупленными в Великобритании «Роллсами», так полюбившимися советской номенклатуре. Распоряжением начальника Автобазы СНК Медведева его отправили на 4-й Государственный автомобильный завод, бывшую экипажную фабрику П.П.Ильина в Каретном ряду, для постройки кузова. Вот и первое открытие — нашелся автор этого «небританского» кароссери!
Но как сочетается запись в листе заказа на автомобиль с упоминанием шестиместного турера с постройкой нового кузова? Возможно, для Автобазы СНК закупили только шасси, а может и шасси с кузовом, но не совсем подходящим для условий эксплуатации в Советском Союзе. Начальник автобазы товарищ Медведев был человеком рачительным и бережливым, поэтому в одной из своих записок предлагал Наркомвнешторгу приобретать не новые «Роллс-Ройсы», а бывшие в употреблении или только шасси.

Кузов для «Роллс-Ройса» делался несколько месяцев. Приказом по Автобазе СНК № 184 от 3 июля 1923 года автомобиль зачислили в штат и отправили на самый важный участок: в Гараж Особого Назначения — возить самого Ленина и его родственников. Еще важный момент: «Роллс» получил государственный регистрационный знак с цифрами 2469, а в автобазе ему присвоили внутренний номер 58. Впервые он упоминается в смете эксплуатации за июль 1923 года: всего совершено 25 выездов, пройдено 2227 верст, израсходовано 34 пуда бензина. И никаких упоминаний о переделке автомобиля в автосани.
При дальнейшем поиске совершенно случайно обнаружилось дело под названием «Совершенно секретная переписка по Авто-Базе», датированное 1928 годом, а в этом деле — записка от 8 августа. Вот её текст: «По распоряжению членов правительства СССР на Гараж Особого Назначения совместно с автобазой СНК возложено производство работ по переконструированию одной легковой машины в авто-сани, расходы по каковым работам, согласно предварительной сметы, исчислены в сумме пятнадцати тысяч (15.000) рублей. Необходимость этого переустройства вызывается особым характером оперативной работы правительственного автотранспорта в условиях нашего зимнего бездорожья. Вместе с тем, в случае удачных результатов работы авто-саней, техника приспособления легковых машин в авто-сани может быть использована в целях обороны страны».
Дело с заголовком «Сведения о личном составе гаража особого назначения», также датированное 1928 годом, неожиданно порадовало не только биографиями сотрудников ГОНа, но и перепиской с Путиловским заводом. 27 ноября 1928 года в Гараже Особого Назначения получили ответ из Ленинграда: «На заводе от прежних заказов остались отдельные части движителей системы „Кегресс“ легкого и тяжелого типа, в виде отдельных скатов, лыж, отдельных колес, резины и др. разных деталей». А 6 декабря в командировку на Путиловский завод отправился начальник ГОНа Павел Удалов.

Наконец, в деле со скромным заголовком «Разная переписка по транспорту» попался и приказ управляющего делами СНК с пометками «срочно» и «секретно» об изготовлении автосаней от 19 декабря 1928 года: «С получением сего немедленно приступить к оборудованию личной машины „Ройль-Ройльс“ № 58 под автосани. О начале и ходе работ докладывать мне при очередных докладах».
Но большая часть информации по «Роллс-Ройсу» № 58 пришла не из бумаг, имеющих к нему непосредственное отношение, а из продолжения всей этой истории с постройкой автосаней. Оказалось, что в Автобазе решили поставить на гусеничный ход еще один «Роллс-Ройс» № 55 с закрытым кузовом. Вот «челобитная» помощника управляющего делами Совнаркома Феоктистова на имя зампреда СНК Я.Э.Рудзутака с резолюцией последнего от 14 апреля 1929 года, а также смета на переоборудование.
Докладная записка только подтвердила все выявленные ранее тезисы: до 1928 года в Автобазе СНК и в ГОНе эксплуатировались только автосани «Паккард», а первый снегоход на шасси «Роллс-Ройса» появился зимой 1928/29 года. Со вторым «Роллс-Ройсом» возникли некоторые проблемы: первоначальная смета в рапорте нового начальника автобазы Гандурина указана в размере 25.903 рублей, в то время как переоборудование № 58 обошлось всего в 12.658 рублей.
Сумма по тем временам огромная. В том же году Совнарком рассматривал вопрос о выделении 37.000 рублей на покупку пассажирского «Юнкерса» в подарок афганскому падишаху, так что автосани стоили как самолёт. В итоге смету ужали до 19.000, и 24 мая 1929 года заседание Совета народных комиссаров утвердило отпуск средств на переоборудование в автосани второго «Роллс-Ройса».
Пока еще неизвестно, удалось ли Автобазе СНК оборудовать и второй Rolls-Royce с личным № 55 движителем Кегресса — надеюсь, что и на этот вопрос со временем найдется ответ. А пока интересен и промежуточный результат: документально подтвержденный факт того, что Владимир Ильич Ленин не пользовался автосанями «Роллс-Ройс», которые находятся в экспозиции музея-заповедника «Горки Ленинские», так как автомобиль в снегоход переоборудовали зимой 1928/29 года, когда он уже пять лет как лежал в мавзолее. Но поскольку «Роллс-Ройс» до переделки находился в ГОНе, то он имеет непосредственное отношение к обслуживанию главы советского правительства в 1923-1924 годах.
А эти две фотографии, запечатлевшие «ленинские» автосани — из фондов РГАКФД (Российский государственный архив кинофотодокументов), где лежат в теме пробегов 30-х годов. Но, судя по наличию на переднем плане вездехода НАТИ-2, а за ним НАТИ-5 (пикап Ford Model A с движителем Кегресса), это один из пробегов 1929 или 1930 года, о которых упоминает в своей записке Шугуров со ссылкой на книгу А.А.Крживицкого. На капоте «Роллс-Ройса» кумачовый стяг, на котором можно разобрать только что-то про «связь города с соцдеревней».
Но самое главное, на мой взгляд, «Роллс-Ройс» оказался изделием кузовщиков бывшей экипажной фабрики П.П.Ильина, следовательно, должен пополнить список отечественных памятников науки и техники, а не только числиться «автомобилем Ленина».
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

dmk
04.03.2016 14:53:46
Интересно, а несмотря на наличие документов по истории этой машины, его экскурсоводы музея до сих пор преподносят как ленинский?
mbca
04.03.2016 15:26:48
Иван,спасибо за сильное исследование этой машины.Еще давно слышал про темные истории с этими Роллсами.Жаль ,что из за "коммунистических фрикций" утеряна его родная кожа.
04.03.2016 15:49:39
Интересно, а несмотря на наличие документов по истории этой машины, его экскурсоводы музея до сих пор преподносят как ленинский?

Экскурсоводы еще не знают об этом. Надо будет съездить в музей, отвезти эти документы и рассказать о результатах исследования.

Но всё же намного важнее тот факт, что кузов сделан на бывшей фабрике Ильина. У нас ничтожно мало изделий отечественной автомобильной промышленности "доГАЗовско-ЗИСовской" эры, то есть ~ до 1930 года. А тут всплыл целый "Роллс-Ройс" совместного советско-британского производства.
Еще в Санкт-Петербурге есть "Роллс" с каким-то подозрительным кузовом, надо будет и им заняться.




04.03.2016 16:03:19
Жаль ,что из за "коммунистических фрикций" утеряна его родная кожа.

Кожа там родная, точнее, кожзаменитель, каким обили салон и сиденья в 1923 году (или в 1928 при перестройке автомобиля в автосани), с этим все в порядке. "Роллс-Ройс" вообще в полном оригинале, но тент вроде бы перешивали, видно, что рамочки боковин сейчас потолще, да и заплатки на тенте нет:




dent2410
05.03.2016 01:31:29
Отличное расследование. С любовью к деталям. А по Роллс-Ройсу который в историческом музее стоит такое расследование уже проводилось ?
ТИЗ
05.03.2016 08:53:39
А вот теперь возникает простой вопрос - если сотрудники музея до сих пор не удосужились разобраться с собственным архивом, значит оно им не особо надо, зато машина хранится в защищенном месте. Озвучить им, что машина к теме музея отношения не имеет - запросто найдётся ретивый отставник, который скомандует убрать ещё подальше, и что тогда с ней будет? Вон Роллс-Ройс из бывшего музея Ленина куда только не катали... Или опять же найдётся ушлый деятель, который убедить администрацию избавиться от непрофильного актива, да ещё и помощь свою предложит, а сам впарит уникальную вещь куда-нибудь подальше в частные руки да наживется при этом. И ещё хорошо, если машина в коллекции окажется, а ведь запросто могут и по прямому назначению использовать - по снегу с девками кататься...
05.03.2016 16:31:08
А по Роллс-Ройсу, который в историческом музее стоит такое расследование уже проводилось?

Пока еще нет, но вопросов по этой машине не меньше, чем по автосаням. Например, есть ощущение, что крылья у него стоят о более позднего "Фантома". Но это все только ощущения. Начинать надо с номера шасси и мотора, искать их в документах. Ну а дальше - всё может оказаться...
05.03.2016 16:40:25
ТИЗу:

Евгений, Вы подняли самый важный вопрос - а что же дальше будет? Сам пока не знаю. Может в результаты моего исследования в музее вообще не поверят.

Я бы не стал винить сотрудников музея в сложившейся ситуации. Документы по машине из Великобритании прислали только в 2009 году. До этого вообще ничего не было, за вычетом каких-то изысканий Джузеппе Дикорато, о которых писал Шугуров. Записку Шугурова тоже серьезно не восприняли - там одни предположения без прямых доказательств. А нашлись они только в Госархиве, причем, большей частью в делах по финансовым вопросам. До меня их практически никто не смотрел, то есть в листе ознакомления с делами стоят какие-то фамилии, но не наших известных автомобильных историков. Хотя все эти документы открыты уже давно.

А без документов из Госархива установить истинную историю "Роллс-Ройса" невозможно. Кстати, я бы не считал это расследование завершенным: надо разобраться с эксплуатацией автосаней в ГОНе, участии в пробегах, наконец, со вторым "Роллсом" №55. Так что всё еще впереди. Но то, что автосани сделаны в 1929 году, следовательно, Ленин ими не пользовался - это точно.
Денис Орлов
06.03.2016 20:13:12
Очень интересно! Спасибо, Иван!
08.03.2016 01:05:29
Озвучить им, что машина к теме музея отношения не имеет - запросто найдётся ретивый отставник, который скомандует убрать ещё подальше, и что тогда с ней будет?

А всё будет хорошо. Когда стальную трибуну вождя "Враг Капитала" разоблачили окончательно (он изготовлен в 1919-м году, а вообще первые два прототипа "Русского Остина" сделали в декабре 1917-го и это был не секрет), то убрали с постамента. Зато стоит теперь в Музее Артиллерии в помещении. А не объявили бы его в своё время ленинским, то где бы он был? Во вторчермете! А так хоть спасли машину. Из пяти сотен бронеавтомобилей Первой мировой и Гражданской две штуки и выжило всего-то. Нет худа без добра - единственный российский "Кегресс" жив и будет жить.
08.03.2016 20:53:10
Когда стальную трибуну вождя "Враг Капитала" разоблачили окончательно, то убрали с постамента.

Причём тут разоблачение? В Мраморном дворце при советской власти находился филиал Центрального музея Ленина, потерявший свою актуальность после 1991 года; дворец передали Русскому музею, которому броневик был не нужен, зато в его запасниках хранился памятник Александру III - он и занял место броневика. Возможно, "разоблачение" и было, но явно не стало решающим фактором при таком перемещении ценностей.
10.03.2016 03:43:27
Возможно, "разоблачение" и было, но явно не стало решающим фактором при таком перемещении ценностей.


А я сказал "решающий фактор"? Не говорил я этого!
Я говорил, что машина жива и здорова.
Во всяком случае теперь под ним нет таблички что это "Трибуна Вождя". Стало быть кавычки неуместны - именно разоблачили подлог в прямом смысле этого слова.
12.03.2016 02:35:49
Когда стальную трибуну вождя "Враг Капитала" разоблачили окончательно (он изготовлен в 1919-м году, а вообще первые два прототипа "Русского Остина" сделали в декабре 1917-го и это был не секрет), то убрали с постамента.

Предложение построено так, что убирание с постамента явилось следствием разоблачения. Кстати, к какому году относится первая публикация о "разоблачении"?
Kirindas
12.03.2016 02:48:12
По фото из Красногорска, там 99% не НАТИ-5 (пикап Ford Model A с движителем Кегресса), а вездеход Гусева из правительственного гаража.
Гусеничный ход у Паккарда от броневика.
Kirindas_
12.03.2016 15:38:46
Иван!
Перечитал еще раз. Статья хорошая, годная. Но время пробега ты указал неверное, в 1929 г. никаких НАТИ-2 и НАТИ-5 еще не было.
В 1931-33 было несколько слетов "Автодора" в Москве с заездами по области. Они проходили в год по нескольку раз.
http://autobuy.ru//index.php/smes-francuzskogo?page=smes-francuzskogo&viewblock=
И в нагрузку - фото из моего личного архива. Слет 1933 г.
12.03.2016 22:03:40
Наконец-то! Пошли интересные комментарии. Спасибо, Александр!

С датой пробега я ориентировался на Крживицкого, но это оказалось ошибочным. Уже после опубликования заметки мне прислали еще одно фото с "Роллсом" на пробеге с номерами 1932-1934 годов. В принципе, не так сложно будет установить, какой это слет "Автодора" по составу участников, опубликованным фото и т.д. Но это пока не в приоритете, сейчас хочу разобраться с №55 - был или нет. Может так случиться, что 58-й окажется 55-м, да и вообще все что угодно может найтись. Надо внести ясность.

Гусеничный ход у "Роллса" (про "Паккарды" тут речь не идет) почти что конструкции Гусева, он много изменений внёс, позволивших повысить скорость автосаней.

По вездеходу Гусева на шасси Ford Model A еще не разбирался.

За фото с аэросанями отдельное большое спасибо!
Kirindas_
13.03.2016 20:25:09
Как один из источников - фонды парторганизаций гаража и отряда ВЦИК. Треба шукати в московском партархиве.
У меня в свое время руки не дошли, т.к. никто не обымет необъятного.
S_Iones
20.03.2016 02:24:02
ВОТ ОНА - ложь во спасение! Смотрите сколько можно сказать бесценных артефактов, можно - укусных ништяков сохранила история про "сани Владимира Ильича"!
1. Настоящиее шасси с мотором Роллс-Ройса года 1922-го.
2. Настоящий кузов можно сказать - фабрики Ильина, можно - завода Спартака, можно - 4-го ГАЗа (то есть четвертого Государственного автомобильного - для тех, кто не в теме).
3. Настоящий гусеничник системы Кегресса, пусть даже собранный уже не руками самого Кегресса.
4. А мож и впрямь Ленинский автомобиль, мож Владимир Ильич успел поездить пассажиром и ВОТ ЭТОГО Роллса, пусть даже в его исходном колесном виде. Опровергающих ВОТ ЭТО документов, если я правильно понял, нет.
5. А что у нас автомобили сборки 1928 года десятками стоят на каждой выставке?

Для профессионалов ВОТ ВСЕ ясно - Иван очень добросовестно провернул 100% правильную архивную раскопку, ВОТ ВСЕ бумаги отыскались, и теперь можно избежать пустых споров, основанных на домыслах и косвенных свидетельствах. Отлично!
А ВОТ для рядовых посетителей Музея в Горках и простых экскурсоводов не сложна ли правда? Может и впрямь прав Евгений - узнает кто из начальства, что Роллс не совсем ленинский и... встанет вопрос либо поменять "утиль 90-летней давности" по программе утилизации на новый солярис, либо - скинуть с баланса в малоизветный даже узким кругам гараж. НЕ НАВРЕДИ!

В конце концов, даже перестроенное на лыжи-гусеницы в 1928-м изделие 1922-го - ВОТ ЭТО в сто тыщ раз лучше, чем "достоверная реплика" с движком ГАЗ-51 и гусеницами от трактора, замастыренная по заказу Мосфильма к некоему очередному юбилею!
Arslanov
21.03.2016 10:17:13
Иван, отличная статья, отличное расследование! В бытность своей работы в Горках Ленинских я тоже пытался "раскопать" историю этого странного автомобиля, но все как-то руки не доходили. Именно по моей просьбе были присланы в свое время документы из Англии на шасси 79YG. Для дальнейших Ваших изысканий возможно будут полезны следующие факты: до конца 50-х гг. в Горках находились три Роллс-Ройса - один обычный и два на движителе Кегресса. Затем "обычный" был передан в Центральный музей Ленина, а один из кегрессовских (40YG) - на Ленфильм. Там к 50-летию Октябрьской революции снимался какой-то исторический фильм. Но киношникам нужен был обычный автомобиль, поэтому они, ничтоже сумняшеся, демонтировали "кегресса" и установили на колеса.
Но насколько я понял из статьи Вам не удалось обнаружить документы, что два переделанных авто - это именно 79YG и 40YG?
Желаю успехов в дальнейших исследованиях, с нетерпением жду продолжения.
21.03.2016 22:51:58
Как один из источников - фонды парторганизаций гаража и отряда ВЦИК. Треба шукати в московском партархиве.
У меня в свое время руки не дошли, т.к. никто не обымет необъятного.


Александр, к чему такая скромность? Фамилию Кириндас я встречал в листах ознакомления дел чуть ли не во всех архивах ;)
21.03.2016 22:59:01
S_Iones:

Сергей, благодарю за высокую оценку! Движитель на "Роллсе" не только Кегресса, но еще и усовершенствованный Гусевым.

Ленин действительно пользовался этим автомобилем с июля 1923 года по январь 1924-го. Возможно, что обивка сидений еще помнит его, если её не поменяли в 1928 году, т.к. в смете значатся "обойные материалы" и "обойные работы". Возможно, это не касалось обивки сидений, а только салона - я не знаю, надо на месте смотреть и сравнивать. Но то, что это кожзам - 100%.

Пока еще не все бумаги отыскались, сейчас собираю документы по "Роллсу" №55. О результатах визита в Горки Ленинские напишу.
21.03.2016 23:30:06
Arslanov:

Ринат, Вам огромное спасибо, что в 2009 году запросили документы по "Роллсу" №79YG. Без них это расследование было бы как без основы.

Большая часть бумаг, благодаря которым удалось отследить историю машины, найдена в ГА РФ. Надо было сопоставить номер шасси "Роллса", его внутренний номер по Автобазе СНК, а также регистрационные номера. Я проследил только шасси 79YG от 1922 до 1928 года, петербургским "Роллсом" не занимался. Только в начале марта связался с Музеем истории Санкт-Петербурга, они мне прислали какой-то минимум информации. Сейчас жду, когда хранитель выйдет с больничного, он уже что-то писал по той машине.

Но все равно без списков и приказов по Автобазе и ГОНу историю шасси 40YG не установить. Должны совпасть номера шасси, внутренний номер, регистрационные номера и еще много факторов. Только тогда расследование завершится, а получиться оно должно основательным, строгим и стройным. Безо всяких натягов и провалов.

А пока это только начало. Как говорил один киногерой: "Это не вокал, это эскиз к вокалу".
mbca
25.11.2016 23:01:06
Сильнейшая история!!
YUrij
27.12.2016 17:40:14
Великолепный материал! Иван, подскажите, пожалуйста, в каких ещё фильмах снимался третий "Роллс-Ройс" - тот, что в 60-е годы попал на "Ленфильм". В погоне из фильма "Новые приключения неуловимых" - это он?


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Иван Баранцев
Журналист

Автомобильный журналист, автор статей и книг по автомобильной истории. Сотрудничал с ведущими автомобильными изданиями: «Автопилот», «Клаксон», «Автомир», «За рулём» и другими. Написал книги об электромобилях, микроавтомобилях и по истории Собственного Его Величества гаража.

популярное