Блокнот
02.03.2015
Повесть о настоящем коллекционере. Окончание
Первая часть
Вторая часть

Сохранилось множество газетных заметок, фотографий и документов, но даже при их наличии удается восстановить историю далеко не всех экспонатов коллекции Евгения Самойловича Гуревича. О прошлом маленького автомобильчика «Бугатти», с жизнеописания которого и начался этот долгий рассказ, узнать ничего не удалось. Между фотографиями на тульском ипподроме и во дворе у Евгения Гуревича – исторический провал.
Евгений Самойлович Гуревич за рулем «Бугатти». Машина в процессе реставрации. Фотография начала 60-х годов.
Элеонора Евгеньевна вспоминает, что отец нашел «Бугатти» в курятнике и сокрушается: «Ушла потом за копейки! Заплатили 630 рублей и за собственные деньги транспортировка до Одессы. Его так надули». Расстаться с такой машиной по такой цене пришлось из-за сложных жизненных обстоятельств. «Бугатти» была украшением коллекции Гуревича – аккуратно отреставрированная и окрашенная в охровый цвет машинка смотрелась игрушкой.
Реставрация почти закончена и машину выкатили для съемок в заснеженный двор. Наверняка процесс реставрации проходил зимними вечерами.
«Бугатти» могла стать украшением парада старинных автомобилей во время «Московского праздника автомобилистов». Газета «Неделя», воскресное приложение к «Известиям», кинула клич по всей стране и получила десятки писем от владельцев олдтаймеров. Всем им редакция разослала приглашения на праздник. Откликнулся и Евгений Самойлович – о том, что «Бугатти» примет участие в параде «Неделя» пишет в заметке, датированной мартом 1966 года.
Та самая заметка из «Недели». Вырезку сохранил в личном архиве другой участник парада старинных автомобилей – Александр Иванович Хлупнов, собиравший все публикации о своем Bébé Peugeot.
«Московский праздник автомобилистов» состоялся 9 октября 1966 года. На парад приехал и Александр Иванович Хлупнов на «Пежо», и АМО-Ф15 из музея завода ЗИЛ, и «Линкольн» Максима Горького, и рижанин Стумбрикс на «Фиате», и даже «Бенц» модели «Вело» из Ленинграда! Прикатил и «Роллс-Ройс», проданный Гуревичем художнику Чарухину. Не было только «Бугатти», к тому моменту уже находившейся во Франции.

Мартовско-апрельский номер издания Horseless Carriage Gazette рассказывает нам об удаче коллекционера Анри Жирода-Эмери, сумевшего вывезти из Советского Союза уникальную машину. Журнал называет «Бугатти» Гуревича старейшим автомобилем этой марки во Франции. Возможно, в 1966 году это действительно так и было, но сегодня «Бугатти» с номером шасси 442 считается уже четвертой старейшей в мире. По крайней мере, так описывает лот №169 аукционный дом Bonhams.
Russian crate yields Bugatti – заголовок можно перевести как «Русский ящик разродился
О том, что в Туле есть такая машина, Жирод-Эмери узнал во время туристической поездки в Советский Союз в октябре 1964 года. По его словам, Евгений Гуревич был готов расстаться с «Бугатти», но поставил одно условие: чтобы машина обязательно попала в музей. Жирод-Эмери согласился с подобным требованием и впоследствии честно выполнил его. Сделку оформили официально через «Внешторг». Евгений Самойлович получил 630 рублей, сколько получил «Внешторг» – неизвестно. 26 сентября 1965 года автомобиль прибыл в Одессу, был погружен на пароход, причаливший в Марселе 20 октября.
«Бугатти» в экспозиции Museon de Rodo, где она находилась с 1966 по 1990 год. Как видим, ни генерал де Голль, ни братья Шлюмпф к ней отношения не имеют.
3 апреля 1966 года Анри Жирод-Эмери торжественно открыл свой музей старинных автомобилей Museon de Rodo в городке Юзес на юге Франции. «Бугатти» к тому времени отреставрировали и перекрасили. В экспозиции музея машинка простояла до смерти Жирода-Эмери в 1990 году. После ее совладельцами стали два энтузиаста марки, «бугаттисты» Эрве Шарбонно и Жан-Франсуа дю Монтан – прямо как в 1912 году господа Баталин и Плотников. Потом «Бугатти» сменила сладельца, попала в США, пережила традиционный американский «ребилд» в мастерской с названием Zakira’s Garage в Цинцинатти, а после, в 2008 году, очутилась на аукционе Bonhams.
Торги аукционного дома Bonhams 9 февраля 2008 года. Лот №139 не был продан. Где вы, российские коллекционеры – ценители прошлого нашей страны? Еще есть шанс вернуть реликвию в Россию.
Вернемся с аукциона в Тулу. Переживал ли Гуревич расставание с «Бугатти»? Конечно, да, но вида не подавал. В одной из газетных заметок – интересно, какие чувства стояли за этими строчками? – написал следующее: «Два года назад полностью мной был реставрирован спортивный автомобиль «Бугатти» 1910 года выпуска. Наше Министерство внешней торговли отправило его в Парижский музей, так как во Франции, на родине этой уникальной машины, ни одного экземпляра не оказалось. В благодарность французы прислали мне очень много фотографий своих музейных экспозиций». И точка.
Реплика Bugatti Typ 41 Royal тульского производства на шасси ЗИС-5. Если присмотреться к машине, то можно увидеть, что стенки кузова сделаны из дверей какого-то седана, а моторный щит – из багажника.
Считается, что в память о маленькой «Бугатти» Евгений Самойлович построил реплику большой модели «Рояль», ставшей его основной разъездной машиной. На фотографиях он со школьниками, студентами, солдатами – молодежь обожала слушать его рассказы. К тому времени у Гуревича появился и собственный стиль: многие в Туле знали старика в полувоенной форме, кожаном реглане и фуражке с красной звездой.
Слово реплика тогда еще не было в ходу, поэтому сам Евгений Самойлович называл самодельный Bugatti Royal термином «квази-ветеран».
Большой «Бугатти» снимался в кинофильмах «Агония» и «Нас водила молодость». Неизвестно когда он сменил владельца – при жизни Евгения Самойловича или после его смерти, но в 1987 году он принимал участие в параде старинных автомобилей на стадионе в Битце. Владельцем на тот момент являлся некто Червяков. Где автомобиль сейчас – неизвестно, на публике он не появлялся очень давно.
Червяков за рулем «квази-ветерана» на параде в Битце. Номерной знак выдан 16 февраля 1989 года, автомобиль в техпаспорте фигурирует как «Бугатти», год выпуска указан 1914-й! Фото: Александр Хлупнов.
Гуревич нашел и спас от сдачи в металлолом и другие автомобильные редкости. Попавший к нему в руки британский «Эй-Си» оказался переходной моделью фирмы от трехколесных колясок AC Sociable к полноценному АС-10 с четырьмя колесами. И тогда, и сегодня этот экземпляр признается единственным в мире.

На этом коллективном фото – «ходовая» часть коллекции Гуревича. Снимок сделан приблизительно во второй половине 70-х годов. Рядом с огромным «Бугатти» две малолитражки – британский AC и автомобиль неизвестной марки.
К Евгению Самойловичу «Эй-Си» попал в виде «голого» шасси – без кузова и без мотора. Марку удалось установить благодаря отштамповкам АС на педалях и на ступицах колес. На раме сохранился и фабричный номер. Рама, кстати, оригинальной конструкции – одна сплошная балка, согнутая в форме подковы. Спереди – поперечная рессора, сзади – две кантилеверных.
Постепенно шасси АС стало обрастать деталями. Родной силовой агрегат, конечно же, найти не удалось, поэтому Гуревич поставил двигатель от британского мотоцикла BSA.
Сегодня это трудно представить, особенно учитывая наши стереотипы о те временах, но работа над «Эй-Си» проходила при помощи британской стороны. Евгений Самойлович написал письмо фирме-изготовителю и получил ответ: репродукцию рекламного объявления тех лет, по которому и стал восстанавливать автомобиль.
Ответ Гуревичу из Великобритании от 23 сентября 1974 года: компания АС Cars Ltd сетует на две мировые войны, пожар и наводнение, поэтому не может ничем помочь с информацией.
В России столь редкие даже для Великобритании автомобили «Эй-Си» появились еще до Первой Мировой войны. Реклама 1914 года рассказывает о двух моделях: трех- и четырехколесной – последняя точно такая же, как у Евгения Гуревича. Адрес в Москве – всего лишь один из посредников, включавших немецкую контору в Берлине. Статистика утверждает, что в первопрестольной в том году числилось три автомобиля марки АС и все – трехколесные. В Санкт-Петербурге таких машин не было вовсе, хотя не исключено, что «колясочки» просто не регистрировали. Кому в Российской империи принадлежал попавший к Гуревичу «превосходный настоящий автомобиль в миниатюре» – неизвестно. С началом войны деятельность Deutscher export und import в России прекратилась, так что способствовать распространению АС в нашей стране эта контора не могла.

В журнале «Автомобиль» №4 за 1917 год реклама АС мелькнула еще раз и снова пришлась не ко времени – две революции, гражданская война. Возможно, именно эту картинку, только с британским текстом, и прислали Евгению Самойловичу.
Реклама из журнала «Автомобиль» №4 за 1914 год. Удивительно, почему немецкая контора с представителем в Москве помещала рекламу в петербургский журнал.
В начале 1917 года фирма АС искала агентов в нашей стране, обещая после войны поставки усовершенствованной модели. По понятным причинам эти планы не сбылись.
По одной фотографии Гуревич восстановил «лицо» АС – капот и решетку. Получилось очень похоже, а вот насчет остальной части пришлось пофантазировать, соорудив открытый кузов «в духе времени». Покрышки позаимствованы у мотоцикла ИЖ, руль – самодельный, а вот крылья, скорее всего, принадлежали какой-то другой старинной машине. В одной из статей Евгений Самойлович пишет, что реставрировал «Эй-Си» дома в комнате!
Конструкция АС являлась довольно любопытной. Чего стоит одна только рама и трансмиссия в виде цепной передачи на задние колеса. Было что рассказать любителям техники!
В 1979 году Евгений Самойлович эту «колясочку» продал. Не изменяя своим принципам – в музей, но на этот раз в Политехнический и по нормальной цене. Обошелся музею этот раритет в 3500 рублей. Первое время АС стоял в экспозиции рядом с отечественным «Руссо-Балтом», а потом на долгие годы исчез в запасниках. К счастью, не навсегда, как это случилось с уникальным немецким автомобилем NAG Klingenberg 1901 года выпуска, безвозвратно уехавшим в Германию в рамках «культурного обмена».
«Эй-Си» в экспозиции Политеха рядом с «Руссо-Балтом». На фоне такого соседа маленький К 12/20 смотрелся настоящим русским богатырем, всем своим видом утверждая превосходство отечественного автопрома над западным.
Всплыл «Эй-Си» совсем недавно и то благодаря кадровым изменениям в музее – в 2012 году новым начальником автомобильного отдела стал Сергей Рыков. Новая метла, как известно, по-новому метет и забытого всеми АС «вымело» из темного и пыльного хранилища в Люблино на свет божий. Машинку отмыли и отчистили, снова связались с британской стороной – те, как и в 1974 году подтвердили, что такой АС является единственным в мире, и в планах Политехнического музея значится комплектация и реставрация автомобиля.
Сегодня увидеть «Эй-Си» может любой желающий – автомобиль экспонируется во временном помещении в Кузьминках в рамках проекта «Открытые фонды». И какое совпадение – он снова рядом с «Руссо-Балтом»!
Откуда у Гуревича взялся автомобиль «Лион-Пежо» – также неизвестно. Почему-то Евгений Самойлович во всех своих статьях предпочитал об этом не писать. Марка такая же редкая, как и «Эй-Си». Фирма Lion-Peugeot была основана Робером Пежо и двумя его братьями в городке Болье и существовала параллельно с компанией Société des Automobiles Peugeot, основанной Арманом Пежо еще в 1896 году. Только в 1910 году обе компании соединились.
«Лион-Пежо» с четырехместным кузовом. В таком виде автомобиль снимался в фильме Глеба Панфилова «Васса Железнова», вышедшем на экраны в 1983 году.
В 1979 году «Лион-Пежо» как и «Эй-Си» приобрел Политехнический музей. На шасси стоял уже четырехместный кузов, но и он не сохранился до нынешних времен. Шасси «Лион-Пежо» до начала реконструкции Политехнического музея хранилось в закутке автомобильного отдела, отгороженное от посетителей шторкой. По номеру, выбитому на корпусе коробки передач, можно предположить, что шасси принадлежит модели Lion-Peugeot VC2, выпускавшейся в 1909-1910 годах. Под капотом устанавливался одноцилиндровый мотор объемом один литр и мощностью 9 л.с., а на шасси могли монтироваться кузова типа «дубль-фаэтон», «ландоле» или «лимузин».
«Лион-Пежо» во время парада московского клуба САМС – Следопыты автомотостарины на стадионе АЗЛК.
За участие в пятом параде САМСа Евгений Самойлович Гуревич получил почетный диплом с формулировкой «за техническое творчество», проявленное при реставрации уникальных экземпляров старинных автомобилей «Лион-Пежо» и «Эй-Си» 1909 и 1912 годов, которые были представлены на пятом московском параде старинных автомобилей клуба «Следопыты автомотостарины» МГС ВДОАМ 22 июля 1979 года». Возможно, что именно после парада Политехнический музей и решил приобрести у Евгения Самойловича автомобили «Лион-Пежо» и «Эй-Си».

В таком виде «Лион-Пежо» находился в 2010 году, когда стоял в автомобильном отделе Политехнического музея. Сейчас шасси переместилось в хранилище.
Став известным в Туле, Евгений Гуревич обрел помощников и единомышленников. Реставрировать автомобили помогали молодые рабочие Сергей Бошеров, Валерий Зотов и Юрий Федоров. Выручало и Тульское автотранспортное предприятие, ведь без автомобилей Гуревича не обходился ни один День автомобилиста в городе. Вокруг него начинал складываться и своеобразный клуб единомышленников по увлечению старинными машинами. Собрал Евгений Самойлович соответствующую библиотеку по автомобильной тематике – она потом целиком попала в Политехнический музей.
По заказу киностудии «Мосфильм» Евгений Гуревич отреставрировал немецкий грузовик «Магирус» середины 20-х годов, известный по фильмам «Цареубийца», «Бег» и «Гибель империи».
Сколько всего автомобилей прошло через руки Гуревича теперь уже и не установить. В газетных статьях упоминается «Мерседес» 20-х годов с деревянными колесами, «Фиат» 1932 года, «Татра» 1912 года, «Форд» 1928 года, «полуторка» ГАЗ-АА, рама от «Роллс-Ройса», и еще какие-то машины видны на фотографиях, сделанных во дворе его дома.

На переднем плане – рама неизвестного автомобиля, справа виден кузов Hanomag Rekord, слева лежат остатки кузова типа «родстер» от какой-то американской машины.
Автомобиль неизвестной марки с двухместным открытым кузовом и бензобаком позади сиденья. Колесами и очертаниями рамы напоминает «Пежо» из автопарка «Мосфильма».
Еще один неизвестный автомобиль – грузовик или фургон? – во дворе Гуревича. На заднем плане виднеется «Роллс-Ройс» в процессе реставрации.
Евгений Гуревич может по праву считаться одним из первых коллекционеров и реставраторов в Советском Союзе. Увы, так получилось, что начало ретро-движения совпало с закатом его жизни. В Москве, Риге, Таллине и других городах стали появляться клубы владельцев старинных машин, начали устраиваться парады и слеты – люди, наконец, поняли ценность металлолома, ржавеющего под советским небом, начали покупать и реставрировать олдтаймеры. Гуревич не оставался в стороне: принимал участие в параде клуба Следопыты авто-мото-старины, переписывался с владельцами старинных машин, принимал у себя в Туле известных в этой среде личностей. Книга отзывов, оставленных ими, и сегодня хранится у Элеоноры Евгеньевны. Вот лишь несколько страниц.
5 октября 1974 года у Евгения Самойловича побывали гости из Москвы – Вячеслав Мамедов и Евгений Сергеевич Бабурин, первыми оставившие запись в этой книге.
Встречался с Гуревичем и председатель «Клуба старинных автомобилей Латвийской ССР» Виктор Кулбергс, приезжавший со своим заместителем Элмарсом Жвигулисом.
28 марта 1976 года оставил запись в книге и Лев Михайлович Шугуров, тогда еще член Секции автомотостарины при МГС ВДОАМ – Московской городской секции Всесоюзного добровольного общества автолюбителей.
Был в гостях и писатель Сергей Донатович Довлатов, приезжавший в 1976 году по редакционному заданию ленинградского журнала «Костер». Интересно, вышла ли в журнале его статья о Гуревиче?
Умер Евгений Самойлович 26 декабря 1981 года. До самой смерти он работал консультантом в областном ВОИР – Всесоюзном обществе изобретателей и рационализаторов. Люди приходили к нему с вопросами и поражались его энциклопедическими знаниями в различных областях техники. Им была построена компактная мотоколяска, разрабатывался мощный и компактный бескомпрессорный двигатель, в планах значилась книга «60 лет за рулем», во дворе ждали старинные автомобили… А еще Евгений Гуревич всю жизнь писал стихи.
Двухместная мотоколяска конструкции Гуревича. Возможно, он планировал, что его конструкцию будет производить Тульский машиностроительный завод.
Закончить повествование о нем хочется его же словами, которые лучше всего раскрывают суть этого человека – талантливого и изобретательного, никогда не сдающегося обстоятельствам, всегда жизнерадостного, по-доброму честолюбивого и одновременно с порохом и бензином в крови:

«Для меня лучшим тонизатором, вселяющим бодрость и веру в свои силы, являются токарно-сверлильный станок и тиски. Глубоко уверен: чем раньше возникнет в человеке повседневная потребность в целеустремленном и плодотворном труде, тем не только выше будет у него коэффициент полезного действия, но и легче и намного интереснее будет жить самому. Легче – имею в виду ту неоценимую услугу, которую оказывает нам любимая работа в тяжкие минуты жизни».
Коллекционер и реставратор старинных автомобилей Евгений Самойлович Гуревич.
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала Элеоноре Евгеньевне Гуревич, Михаилу Георгиевичу Готесману и Сергею Владимировичу Рыкову.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

S_Iones
02.03.2015 21:25:08
Был у Довлатова рассказ о реставраторе старинных машин, очень похожем на описание Гуревича! По Довлатову выходил совсем старый дед, ещё помнивший аж Временное правительство и возившийся с совсем дремучими машинами начала века. Я ещё ломал голову - ВОТ О КОМ из ретро-тусовки 70-х он это написал?

ВОТ ОНО ЧТО!

Надо порыться, поискать в книжке Довлатова тот рассказ.
03.03.2015 00:30:22
Сергей, спасибо за такое важное дополнение. Рассказ надо найти!
Migo
03.03.2015 11:26:26
— Поздно. Прибереги его на будущее. Мищук уже статью принес. А для тебя есть новое задание. Приближается День рационализатора. Ты должен найти современного русского умельца, потомка знаменитого Левши. Того самого, который подковал английскую блоху. И сделать на эту тему материал.
— Социально значимый?
— Не без этого.
— Ладно, — говорю, — попытаюсь…
Я слышал о таком умельце. Мне говорил о нем старший брат, работавший на кинохронике.
Жил старик на Елизаровской, под Ленинградом, в частном доме. Найти его оказалось проще, чем я думал. Первый же встречный указал мне дорогу.
Звали старика Евгений Эдуардович. Он реставрировал старинные автомобили. Отыскивал на свалках ржавые бесформенные корпуса. С помощью разнообразных источников восстанавливал первоначальный облик машины. Затем проделывал огромную работу. Вытачивал, клеил, никелировал.
Он возродил десятки старинных моделей. Среди его творений были «Олдсмобили» и «Шевроле», «Пежо» и «Форды». Разноцветные, сверкающие кожей, медью, хромом, неуклюже-изысканные, они производили яркое впечатление.
Причем, все эти модели были действующими. Они вибрировали, двигались, гудели. Слегка раскачиваясь, обгоняли пешеходов. Это было сильное, почти цирковое зрелище.
За рулем восседал хозяин, Евгений Эдуардович. Его старинная кожаная тужурка лоснилась. Глаза были прикрыты целлулоидными очками. Широчайшее кепи дополняло его своеобразный облик.
Кстати, он был чуть ли не первым российским автомобилистом. Сел за руль в двенадцатом году. Некоторое время был личным шофером Родзянко. Затем возил Троцкого, Кагановича, Андреева. Возглавил первую российскую автошколу. Войну закончил командиром бронетанкового подразделения. Удостоился многих правительственных наград. Естественно, сидел. В преклонные годы занялся реставрацией старинных автомобилей.
Продукция Евгения Эдуардовича демонстрировалась на международных выставках. Его модели использовали на съемках отечественные и зарубежные кинематографисты. Он переписывался на четырех языках с редакциями бесчисленных автомобильных журналов.
Если машины участвовали в киносъемках, хозяин сопровождал их. Кинорежиссеры обратили внимание на импозантную фигуру Евгения Эдуардовича. Поначалу использовали его в массовых сценах. Затем стали поручать ему небольшие эпизодические роли. Он изображал меньшевиков, дворян, ученых старого закала. В общем, стал еще и киноактером…
Я провел на Елизаровской двое суток. Мои записи были полны интересных деталей. Мне не терпелось приступить к работе.
Приезжаю в редакцию. Узнаю, что Безуглов в командировке. А ведь он говорил мне, что командировочные фонды израсходованы.
Ладно… Захожу к ответственному секретарю газеты Боре Минцу. Рассказываю о своих планах. Сообщаю наиболее эффектные подробности.
Минц говорит:
— Как фамилия?
Я достал визитную карточку Евгения Эдуардовича.
— Холидей, — отвечаю, — Евгений Эдуардович Холидей.
Минц округлил глаза:
— Холидей? Русский умелец — Холидей? Потомок Левши — Холидей?! Ты шутишь!.. Что мы знаем о его происхождении? Откуда у него такая фамилия?
— Минц, по-твоему, — лучше?.. Не говоря о происхождении…
— Хуже, — согласился Минц, — бесспорно, хуже. Но Минц при этом — частное лицо. Про Минца не сочиняют очерков к Дню рационализатора. Минц не герой. О Минце не пишут…
(Я тогда подумал — не зарекайся!)
Он добавил: — Лично я не против англичан.
— Еще бы, — говорю…
Мне вдруг стало тошно. Что происходит? Все не для печати. Все кругом не для печати. Не знаю, откуда советские журналисты черпают темы!.. Все мои затеи — неосуществимые. Все мои разговоры — не телефонные. Все знакомства — подозрительные…

http://libatriam.net/read/82573/0/
С.Довлатов. "Приличный двубортный костюм"
ТИЗ
03.03.2015 12:57:40
Да, в 1979 году Гуревич привозил "Эй-Си" и "Леон-Пежо" на парад САМСа на стадионе АЗЛК. Обе машины поместились в кузов ЗиЛ-130, и обе после выгрузки сделали своим ходом несколько кругов по стадиону. А реплику "Бугатти" действительно купил покойный Володя Червяков и регулярно выезжал на ней на все клубные мероприятия. При всех достоинствах Гуревича, надо сказать, что "самоклеп" у него получился знатный. Мы так и не смогли понять, от чего он использовал кузов или сделал его сам. Салон был длинным и узким, с низким потолком, сиденья стояли в шахматном порядке, сзади находился огромный диван. Водительское сиденье было низким, а Володя ростом не отличался, поэтому смотрел вперед буквально сквозь огромный руль. На силовом агрегате был привод отбора мощности (то ли от комбайна, то ли от пожарной машины), поэтому Червяков, будучи знатный московский самодельщик, немедленно этим воспользовался - в левой боковине капота сделал вертикальную прорезь и пропустил сквозь нее ремень, приводивший ревун от пожарного катера на левой подножке. И тот ревун было слышно примерно за пол-километра до того, как машина появлялась на мероприятиях. Никакого усилителя руля естественно не было, тормоза были механическими и останавливалась машина долго и "со страшным скрыпом". Здоровые фары стояли довольно высоко, и в темноте зрелище было совершенно феерическим. Помню, приехал Червяков на этой штуке в клуб, ну и вечером мы ему говорим - прокати, мол, Володя на тракторе! И поехали большой командой от Ленинградского проспекта до метро "1905 года". Ну и в темноте где-то на Большой Грузинской тормозит нас инспектор ГАИ, чуть не подавившийся свистком при виде такого аппарата. Со скрежетом машина отъехала от него метров на 30, после чего Червяков вылез на подножку (!) и во весь голос сказал запыхавшемуся инспектору - "Что, родной, машину хочешь посмотреть? Ну, смотри!". Никаких вопросов о документах естественно уже не возникло. Вообще, в смысле отношения к ретро-любителям со стороны сотрудников ГАИ те времена были гораздо более добрыми...
03.03.2015 23:50:37
Миша, спасибо огромнейшее! Я искал отдельный очерк Довлатова, а оказалось, что это эпизод из "Чемодана", да еще и с использованием псевдонима: Евгений Эдуардович Холидей - это Евгений Самойлович Гуревич.

Точно также Довлатов поступил с Владимиром Набоковым в рассказе "Жизнь коротка", карикатурно выведя его под псевдонимом Левицкий:

"Даже биографию Левицкого все знали. Он был сыном видного меньшевистского деятеля. Окончил Горный институт в Петербурге. Выпустил книгу стихов "Пробуждение", которая давно уже числилась библиографической редкостью. Эмигрировал с родителями в девятнадцатом году. Учился на историко-литературном отделении в Праге. Жил во Франции. Увлекался коллекционированием бабочек. Первый роман напечатал в "Современных записках". Год тренировал боксеров в фабричном районе Парижа. На похоронах Ходасевича избил циничного Георгия Иванова. Причем, буквально на краю могилы.
Гитлера Левицкий ненавидел. Сталина -- тем более. Ленина называл "смутьяном в кепочке". Накануне оккупации перебрался в Соединенные Штаты. Перешел на английский язык, который, впрочем, знал с детства. Стал единственным тогда русско-американским прозаиком.
Всю жизнь он ненавидел хамство, антисемитизм и цензуру. Года за три до семидесятилетнего юбилея возненавидел Нобелевский комитет".

Хотя, справедливости ради, о Гуревиче писать не запрещалось и доказательство тому - заметки о нем в "Правде", "Известиях" и других изданиях.
03.03.2015 23:55:29
Евгений, и Вам спасибо за интересный эпизод из истории советского ретро-движения! Написали бы о САМСе - все же руководили клубом, есть что вспомнить.
ТИЗ
04.03.2015 00:20:08
Я не руководил, был лишь одним из замов - сначала у Шугурова, потом у Круглова...
S_Iones
06.03.2015 03:28:08
ВОТ ЗА ТАКИЕ материалы заслуженно дают журналистские премии "Сенсация года", "Лучшее расследование" или что-то типа того! Это я о работе Ивана. Сколько загадок одним росчерком пера вылезло на поверхность!

У меня на полке - книжка Довлатова Чемодан (Изд. Московский рабочий 1991, там и другие произведения), где на последем титульном листе моя мать своим изумительным почерком вывела тонким карандашиком для меня: "Стр. 120". ВОТ ТАМ - ВОТ ОНО. Она ещё тогда, зачитываясь опубликованным в перестройку Довлатовым, сразу же показала мне ВОТ ТОТ эпизод.

Потом я открывал книжку не раз в разные годы, и не мог взять в толк, ВОТ КОГО Довлатов описал. Ну не знал я ничего об участнике ретро-движения самсовских времён с шоферским стажем 1912 года и коллекцией дореволюционных олдтаймеров! Пару-тройку лет назад брал с полки в очередной раз и думал, надо бы спросить кого-нибудь из питерцев, знаком ли им Евгений Эдуардович Холидей. Или кого-нибудь из самсовцев поспрошать, кто такой Холидей!

Едрёна вошь! ВОТ ОНА сила художественного переосмыления действительности! Сначала Довлатов перекидывает действие из Тулы под Ленинград, на Елизаровскую. Потом придумывает персонажу псевдоним, что закономерно. Но ВОТ КАКОЙ! Если фамилия Гуревич более-менее встречается в быту, то фамилия Холидей - это вообще нечто ещё более редкое, чем девичья и единственная моей матери, редкая - Ионес. Ху из мистер Холидей? Ага! Впрочем, псевдонимчег Холидей придумал автор, успевший всласть пожить помимо Советского Союза в англоязычной стране, и ВОТ ТУТ как раз удивляться нечему

А ещё я почитал про памятный по отличному фильму Директор Роллс Чарухина, про странные дореволюционные шасси, что когда-то жадно разглядывал, придя в Политех простым купившим билет посетителем, про чудище с капотом в духе 1910-х и сваренным из довоенных мерсов салоном, на которое я лично выпучивал глаза на олдтаймер-шоу в Битце в 1986-м.

И, кажется, я по-людски отлично понимаю Гуревича! Я, похоже, догадываюсь, ЗАЧЕМ он собирал и ремонтировал ВОТ ТЕ дореволюционные хосписы! Они были для него не предметом антикварной роскоши с обалденительной аукционной стоимостью! ВОТ ЭТИ машины были для него не историей, а частью живой биографии, предметами его собственной юности и молодости, которые уходили бесследно и навсегда. А ведь ВОТ ОН поймал ускользающую змейку за самый кончик хвостика. ВОТ У КОГО были в самсовских 70-х дореволюционные машины? Только у Хлупнова парочка, да Штовер и Руссо-Балты в Политехе с Ригой, да Ленинские Роллсы и броневичок! Даже у латышей-эстонцев ретро начиналось в лучшем случае с 20-х...

И самое невероятное в том, что Иван прочитал довлатовский фрагмент повести УЖЕ ПОСЛЕ того, как написал ВОТ ЭТОТ текст!
10.03.2015 01:45:13
Небольшое дополнение: "немецкий грузовик "Магирус" в прошлой жизни был пожарным автомобилем.
Николай Марков
11.03.2015 20:17:09
По поводу "Червяков за рулем «квази-ветерана» на параде в Битце. Номерной знак выдан 16 февраля 1989 года, автомобиль в техпаспорте фигурирует как «Бугатти», год выпуска указан 1914-й! Фото: Александр Хлупнов."
Номер выдан не в 1989, конечно, а ранее - на фото ведь 1987-й год.
16 февраля 1989 было переоформление с тов. Червякова на гражданку Червякову 1919 года рождения с сохранением ранее выданного номерного знака.
12.03.2015 13:10:33
Сергей, спасибо за лестные слова, но тут ни сенсаций, ни расследования. Просто в Туле сохранился архив, до которого потребовалось просто дотянуться рукой. Не сидеть в интернете, а оторвать зад от стула и съездить в соседний город.
12.03.2015 13:14:15
И небольшое дополнение. Автомобиль АС должен выглядеть не как на рекламном объявлении, а вот так - это переходная модель от трехколески к нормальному типу.

Migo
15.10.2015 11:12:04
Интересно, что Довлатов хоть и переносит действие в Ленинград, все-таки начинает с упоминания Левши - то есть указывает на место действия исподволь


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Иван Баранцев
Журналист

Автомобильный журналист. Родился в Москве, учился на факультетах журналистики главных университетов страны — СПбГУ и МГУ. Публиковаться начал в 17 лет. Писал про всякую ерунду, пока в 2003 году не увидел журнал «Игрушки для больших», куда сразу же отправил пару опусов. С тех пор стал одним из ведущих автомобильных историков в России, заполнив своими статьями чуть ли не всю специализированную прессу. По словам одного из коллег, «в наше автомобильное прошлое мы смотрим глазами Ивана Баранцева». По собственную признанию, больше любит писать про людей, а не про машины, что с успехом делает в журнале «Автопилот». Обожает автомобили марки Mercedes-Benz, откровенно отдавая им предпочтение в своих статьях и доводя редакции до введения запретов на эту тему. На будущее обещает написать пару интересных книг, которые уже давно ждут от него с нетерпением.

популярное