Блокнот
17.10.2014
Повесть о настоящем коллекционере
Об этом человеке я хотел написать давно, но каждый раз все откладывал и откладывал материал «на потом». Каждый раз казалось, что чего-то не хватает и самое интересное ждет впереди. Так, собственно, и случилось.

Восемь лет назад в журнале «Автомир» я одну за другой писал статьи о коллекционерах старинных автомобилей времен Советского Союза. Любитель редчайших компрессорных «Мерседесов» и редких «Хорьхов» Артур Лештин, московский «автомобильный король» Виктор Луи, владелец Mercedes-Benz 540K Ярослав Зузик, обладатель идеальной сохранности Horch-853 Илья Коптев и другие — это лишь немногие из героев былых времен, «автобиографии» которых удалось выяснить благодаря помощи их друзей и знакомых, с радостью пришедших на помощь. Но всегда при рассказе о коллекционерах олдтаймеров в СССР вспоминался Евгений Самойлович Гуревич и его собрание редчайших автомобилей. Особенно экземпляр марки «Бугатти», проданный в 60-е годы во Францию. И на этом всё... Никакой конкретики, фотографий и контактов никто предоставить так и не смог. А ведь Гуревич не просто коллекционер — это фактически самый первый коллекционер старинных автомобилей в нашей стране!
Евгений Самойлович Гуревич за рулем автомобиля Bugatti Typ 13, выпущенного в 1912 году. Фотография 60-х годов.
Несколько сообщений на эту тему проскакивало в интернете, но информация о раритете и его владельце дошла до нас в виде слухов, самых небывалых и фантастических. Есть, например, вот такая версия событий: «Настоящую „Бугатти“ у Гуревича выманили (уж не знаю на каких условиях) якобы в подарок Де Голлю государственные структуры». (http://forum.auto.ru/retro/468497/)

Доходило и до откровенного абсурда: «Самый громкий из подобных скандалов, разразившихся в советское время, связан с первым спортивным автомобилем в мире «Бугатти-13». Изготовленный на легендарном заводе в начале XX века и принадлежавший известному советскому реставратору Евгению Гуревичу, он в середине 60-х годов приглянулся французским братьям Фрицу и Гансу Шлюмпф. Владельцы текстильных предприятий, они всю свою прибыль пускали на приобретение старинных машин. Обещая небывалые скидки на текстиль, братья Шлюмпф замучили Внешторг СССР предложениями о покупке «Бугатти-13»;. Советские чиновники пошли на хитрость: направили к Гуревичу эмиссара, представившегося сотрудником Мосфильма, и попросили реставратора безвозмездно, из патриотических побуждений, передать раритет для автомобильного стенда Политехнического музея. Гуревич согласился. Однако «Бугатти-13»; оказался не в музее, а на корабле, отправившемся из Одессы в Марсель. Советским чиновникам, не знавшим истинной ценности раритета, братья Шлюмпф заплатили $12 000, хотя реальная стоимость авто достигала миллионов. Эти гроши пошли в пользу государства, а реставратор не получил ни копейки и вскоре после случившегося умер от разрыва сердца. В 1977 году чрезмерное увлечение ретро-автомобилями разорило заводы братьев Шлюмпф, они скрылись в Швейцарии, а их коллекция стала достоянием Франции, заслуженно получив титул автомобильного Лувра. Автомобиль выпуска 1913 года «Бугатти-13» стоит там и сегодня, а на табличке рядом с ним значится: «Куплен за бесценок в СССР. Стоил жизни одного человека». (http://forum.auto.ru/retro/125656/)

В обе версии верится с трудом. Маленький Bugatti, пусть и уникальный, то генерал Де Голль, то текстильные магнаты, еще какие-то аферы Внешторга, да и подленькая табличка — все это напоминает дешевый детектив. Но и «Бугатти», и Евгений Самойлович Гуревич достойны совсем другого жанра — исторического расследования. И начать его стоит с истории того самого автомобиля. Он, кстати, жив до сих пор и даже продавался в 2008 году на аукционе Bonhams. Из эстимейта можно узнать, что это четвертый по счету среди самых древних «Бугатти» — то есть в мире сохранилось только три экземпляра, выпущенных ранее. А также то, что Bugatti Typ 13 с шасси № 442 и двигателем № 84 отгрузили 13 марта 1912 года в Санкт-Петербург по заказу двух господ — Баталина и Плотникова. Вот фото автомобиля с сайта Bonhams.
Так «Бугатти» из Советского Союза выглядит сейчас. Сегодня известно около 25 сохранившихся экземплярах этой модели.
Bugatti Typ 13 выпускали с 1910 по 1914 годы – в этот период собрали 340 экземпляров. В 1919-м производство возобновили и еще за год сделали еще 475 штук.
Смешной номер с надписью Tsar Car сделали в рекламных целях, когда машина проходила реставрацию в Америке. К русскому царю она не имеет никакого отношения.
Под капотом четырехцилиндровый моторчик объемом 1,4 литра и мощностью 30 л.с. при 4500 об/мин.
Как вообще автомобиль столь редкой марки оказался в нашей стране? Нет в этом ничего удивительного! В дореволюционной России автомобилей было не так много, а вот разнообразия марок — более чем. Перед войной в Санкт-Петербурге ежегодно издавался «Автомобильный справочник» инженера Пашкевича с данными статистики по количеству машин. В 1912 году в столице зарегистрировали всего 1394 частных автомобиля; самые популярные — Benz, Opel, Mercedes, Ford, Brasier и Delaunay-Belleville, но есть и совсем экзотические марки, присутствовавшие в единственном экземпляре: американская EMF, швейцарская Martini, французская Barré, шведская Tidaholm, бельгийская Dasse. Всего же несколько десятков. Есть в этой статистике и Bugatti.

В списке автовладельцев за 1912 год под регистрационными номерами 420 и 421 значатся две машины марки — обе записаны на «Торговый дом А.А. Баталин и К». В этом же справочнике и реклама торгового дома — представителя марки Bugatti. Вот уже сошлись и фамилия заказчика экземпляра с номером шасси 442, и фамилия владельца торгового дома. Звали его Александр Александрович — это было легко установить с помощью справочника «Весь Петербург» на 1913 год.
Реклама из «Автомобильного справочника для Санкт-Петербурга», который издавал инженер Андрей Михайлович Пашкевич.
О том, что автомобили Bugatti появились в России, журнал «Автомобиль» сообщил в заметке, опубликованной в № 7 за 1912 год: «В Петербурге взято представительство на маленькие колясочки Бюгатти. Автомобили эти построены по образцу больших автомобилей и очень быстроходны. В одном из следующих номеров мы постараемся поместить их описание». Стоит полистать еще номера журнала за тот год и вот оно, описание моделей в десятом номере: «Колясочки Бугатти, несмотря на свое германское происхождение, завоевали себе симпатии даже во Франции, где, обыкновенно, очень неохотно покупают автомобили, построенные в чужих странах. Не так давно комитет по усилению воздушного флота заказал и для России целую партию таких колясочек». Упоминание про «германское происхождение» не должно смущать: Эльзас, где находился завод Этторе Бугатти, тогда был немецким регионом.
Статья о моделях Bugatti, опубликованная в журнале «Автомобиль» №10 за 1912 год.
Но вернемся к рекламе Bugatti из справочника Пашкевича. В ней упоминается участие в километровой (в рекламе указано — верстовой) гонке Санкт-Петербургского автомобиль-клуба 17 июня 1912 года — это соревнование прошло на Волхонском шоссе перед стартом «Варшавского пробега» по маршруту Санкт-Петербург — Ревель — Рига — Варшава — Киев — Москва. В гонке стартовали как сами участники пробега, так и те, кто записался исключительно на приз СПАКа. В шестой категории за клубный приз боролись два автомобиля: Bugatti под управлением Савельева и Opel с гонщиком Бобровским за рулем. Последний проиграл вчистую: 59 км/ч против 93,7 у Савельева. Заметим, что в рекламе скорость указана в другой единице измерения — 95,75 верст в час.

Среди участников пробега на двух Bugatti соревновались ездоки Баталин и Плотников — результат 75,3 и 69,4 км/ч. Они же и отправились в пробег, но вскоре оба автомобиля «Бугатти» сошли с трассы. Издатель журнала «Автомобиль» Андрей Платонович Нагель писал о них в репортаже: «Оба эти крошки-автомобиля не были совершенно приспособлены к такому тяжелому испытанию. Они выбыли на перегоне Нарва—Ревель».

Московский журнал «Автомобилист» также жалел парочку Bugatti: «Эти маленькие автомобили с их многооборотными оригинальными моторами оказались слишком легкими для русских дорог и выбыли на втором же этапе». Тот участок пробега действительно оказался тяжелым: «Мелкие выбоины, замедлявшее ход автомобилей до Нарвы ближе к Ревелю становятся еще более глубокими и приходится ехать со скоростью пешехода, так как местами радиатор подпрыгивает на поларшина и кажется, что автомобиль едет по крупному бревенчатому мосту. Эти выбоины заставили выбыть из пробега два автомобиля Бугатти».

Так Баталин и Плотников потерпели поражение. Про Плотникова, увы, ничего установить не удалось. То, что он наряду с Баталиным числится заказчиком автомобиля, может говорить о том, что Плотников являлся совладельцем «Бугатти». Или же сотрудником или совладельцем «Торгового дома А.А. Баталин и К».

В уже знакомом справочнике А.М. Пашкевича на 1913 год к двум баталинским «Бугатти» (номера им переменили на 155 и 156) добавляется еще одна машина с номерным знаком 154. Владельцем числится П.Г. Конаржевский, прописанный по адресу Большая. Дворянская, дом 38. Имя-отчество автовладельца можно обнаружить все в том же справочнике «Весь Петербург» в алфавитном указателе жителей: Павел Генрихович. Фамилия, кстати, известная. Конаржевский считался авторитетным акушером, а также числился дежурным врачом Императорских театров, младшим врачом Лейб-Гвардии Егерского полка и доктором в Санкт-Петербургском автомобиль-клубе. Естественно, в качестве врача Павел Генрихович находился и на гонках СПАКа, чтобы в случае аварии оказать медицинскую помощь. Такой вот «докторваген» марки Bugatti на случай срочного вызова!
Справочная информация о составе СПАКа – Санкт-Петербургского автомобиль-клуба. Журнал «Автомобиль» №14 за 1912 год.
Присутствовал Конаржевский и на верстовой гонке СПАКа 14 мая на Волхонском шоссе, где в VIII категории стартовали обе «Бугатти». Александр Баталин прошел версту за 44 2/5 секунды, Федор Баталин — за 51 секунду. Это соответственно 81,1 и 70,6 версты в час. Первый приз в своей категории достался Александру, а Федору вручили памятный жетон. С большой долей вероятности можно предположить, что ныне существующий экземпляр Bugatti Typ 13 с номером шасси 442 принимал участие в той гонке.

Рассказ об истории марке Bugatti в дореволюционной России оказался бы неполным еще без нескольких эпизодов, связанных уже с другими машинами. Небольшая заметка в журнале «Автомобилист» № 11 за 1912 год сообщала о состоявшейся 27 мая гонке в Симферополе, организованной Симферопольским гимнастическим обществом. В соревновании (гонка две версты по кругу) участвовал ездок Терещенко на «Бугатти», но, к сожалению, журнал не указал его инициалы, так что пока остается только гадать имеет ли он какое-либо отношение к своему однофамильцу-сахарозаводчику, страстно увлеченному автомобилями. Терещенко принял участие в заездах сразу в трех категориях, что само по себе странно, и получил два первых приза и один второй. Его результат составил примерно 67 км/ч.

Другое упоминание о «Бугатти» нашлось в журнале «К Спорту!» № 16 за 1912 год: «Кто в Одессе без машины, тот как без рук — никудышный человек. Есть машинка небольшая, но быстроходная и у Ефимова». В статье сообщалось о пребывании в Одессе авиатора Ефимова-Второго, раскатывающего по городу и окрестностям в компании с другом и коллегой Седовым «на маленькой юркой машине». На трех снимках видно Bugatti с кузовом, напоминающим ванну.
Страничка из московского журнала «К Спорту!» №16 за 1912 год с фотографиями авиаторов Ефимова 2-го и Седова в автомобиле Bugatti.
И последний факт о «Бугатти» также связан с авиаторами. Мой коллега — историк авиации Марат Хайрулин прислал мне снимок с парой Bugatti и русскими летчиками. На фотографии есть и оттиск ателье: И.Тетерин, г. Ревель. В правой машине рядом с водителем сидит штабс-капитан Роберт Львович Нижевский, командир воздушного корабля «Илья Муромец». Фото датируется 1915 годом и явно относится к «псковскому периоду» Эскадры Воздушных Кораблей. Датировку можно сузить до осени: «Муромцы» перебазировалась в Псков в конце августа, а в октябре Нижевский убыл в Зегевольд (нынешняя Сигулда), где находился прифронтовой аэродром Эскадры. Не удалось установить, где числились изображенные на фото «Бугатти» — в списках матчасти Эскадры такие автомобили не встречаются. Так что снимок — пока еще загадочный эпизод в истории марки в России.
Автомобили Bugatti и русские авиаторы. Возможно, они были закуплены комитетом по усилению воздушного флота, упомянутым в «Автомобиле».
Что же до «Бугатти», принадлежавшей коллекционеру Гуревичу, то дореволюционного снимка именно этой машины найти не удалось. Самое раннее изображение относится к 30-м годам и сделано в Туле на ипподроме во время гонок. На фото слева – Bugatti Typ 13, на которой выступал Александр Иванович Смирнов, а справа – Bébé Peugeot с Дмитрием Александровичем Сурлье за рулем.
Bugatti Typ 13 и Bébé Peugeot на гонках в Туле. Фотография с сайта www.tulainpast.ru.
Чтобы более подробно исследовать и дальнейшую историю «Бугатти», и, конечно же, биографию Евгения Самойловича Гуревича, я отправился в Тулу — город, где жил и работал коллекционер старинных автомобилей.

(окончание следует)
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

dmk
18.10.2014 01:25:39
Ждем продолжения...
Ник-Ник
18.10.2014 15:23:25

О нем много писалось в свое время во многих неавтомобильных журналах. Например: http://guns.allzip.org/topic/173/919476.html
http://www.kalashnikov.ru/upload/medialibrary/966/chuzhoi-sredi-svoih.pdf
http://guns.allzip.org/topic/36/1030409.html

Цитата из статьи:
" ...После войны появилось много трофейных автомобилей, и страсть Гуревича к автомобильной технике вспыхнула с новой силой. Сейчас уже невозможно установить, откуда, но очень скоро во дворе на Советской стояли несколько автомобилей, в том числе легковые: «Татра» и «Опель», а также венгерский грузовик «Раба Ботонд». Кому они принадлежали – неизвестно, но для их обслуживания был приставлен помощник – пленный немецкий механик Вернер. Кстати, дом тоже построили пленные немцы, качественно и быстро, менее чем за год. Маленькая Элеонора хорошо запомнила каменщика Дитриха и плотника Хофмайстера. Работая «по заданию Арткома», Гуревич неплохо зарабатывал, но это была не зарплата, а единовременные выплаты за изобретения. В этом смысле его, наверное, можно считать одним из первых в СССР профессиональных изобретателей. В 1949 г., оказавшись опять на волосок от больших неприятностей, Гуревич лихорадочно искал спасение. Помогла его знакомая, главный врач психбольницы. Диагноз «психастения» оказался достаточным, чтобы с учётом лагерных болезней получить инвалидность. Инвалида – «психа» не тронули. Надо было как-то жить. Исчезли автомобили, денег катастрофически не хватало, пришлось продать гараж, потом полдома..."

А вообще-то все про Гуревича написано уже многое - например то, что он официально продал свой "Бугатти" за 650 рублей "Автоэкспорту", а тот, в свою очередь, продал его французам за куда большие деньги... Поэтому несколько фантазийно звучит фраза про "не получил ни копейки". Получил! Автомобиль отправлялся во Францию морским путем - через Одессу, а транспортировку до Одессы оплачивал сам Гуревич.

Очень ему, похоже, избавитиься от автомобиля хотелось... Хотя, по тем временам 650 рублей - зарплата инженера за полгода! Приличные деньги.
Павел Лифинцев
19.10.2014 02:20:15
Добавлю ещё одно соревнование.
11 мая 1914 года (по старому стилю), верстовая гонка С.П.А.К. на Волхонском шоссе.
Баталин на "Бугатти" при старте с хода показал результат 52,2 с, что соответствует скорости 73,57 км/ч.
Цитата
Последний проиграл вчистую: 59 км/ч против 93,7 у Савельева. Заметим, что в рекламе скорость указана в другой единице измерения — 95,75 верст в час.
Вот это не совсем понял. 1 верста = 1,0668 км. Соответственно, 95,75 вёрст в час = 102,15 км/ч. Или я не прав?
19.10.2014 04:05:00
Павел, про версты/километры все верно. Почему так в рекламе - не знаю. Там и гонка - верстовая, хотя везде (тот же "Автомобиль") написано, что километровая. Может просто приврали скорость.
Денис Орлов
05.11.2017 02:09:26
Цитата
Он, кстати, жив до сих пор и даже продавался в 2008 году на аукционе Bonhams. Из эстимейта можно узнать, что это четвертый по счету среди самых древних «Бугатти» — то есть в мире сохранилось только три экземпляра, выпущенных ранее.
Ну, вообще-то, Bugatti №442 был выставлен на торги Bohnams 7 февраля 2009 года. И "эстимейт" - это совсем другое:
Что такое эстимейт?
В описании лота в каталоге будет представлен ценовой диапазон, который обозначается словом «эстимейт» (от англ. estimate, дословно «ожидание»). Он означает среднюю рыночную стоимость той или иной работы.
Эстимейт 442-го составлял 150 000 - 200 000 евро. Впрочем, так и не продали его.


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Иван Баранцев
Журналист

Автомобильный журналист. Родился в Москве, учился на факультетах журналистики главных университетов страны — СПбГУ и МГУ. Публиковаться начал в 17 лет. Писал про всякую ерунду, пока в 2003 году не увидел журнал «Игрушки для больших», куда сразу же отправил пару опусов. С тех пор стал одним из ведущих автомобильных историков в России, заполнив своими статьями чуть ли не всю специализированную прессу. По словам одного из коллег, «в наше автомобильное прошлое мы смотрим глазами Ивана Баранцева». По собственную признанию, больше любит писать про людей, а не про машины, что с успехом делает в журнале «Автопилот». Обожает автомобили марки Mercedes-Benz, откровенно отдавая им предпочтение в своих статьях и доводя редакции до введения запретов на эту тему. На будущее обещает написать пару интересных книг, которые уже давно ждут от него с нетерпением.

популярное