Блокнот
06.03.2017
«В своем балтийском моторе»
Наша сегодняшняя история начинается необычно – со стихотворения, написанного в 1911 году великим князем Константином Константиновичем, известным всей читающей России того времени под псевдонимом К.Р. – так он подписывал свои стихи и пьесы. Стихотворение называется «Из Крыма» и посвящено баронессе Н.Ф. Майендорф. Вот оно:
Необъятное южное море,
Млея в золоте жарких лучей,
Ты надолго сокроешься вскоре
Из плененных тобою очей.

К морю севера путь мой, к печальным
Побережьям туманов и бурь;
И объемлю я взором прощальным
Беспредельную даль и лазурь.

За скалистой исчезла горою
Бирюзовая гладь... О, прощай,
Зачарованный вешней порою
Благодатный полуденный край!

Не видать уж лиловых глициний,
Кипарисов, повитых плющом,
По горам стройных кедров и пиний,
И фиалок над звонким ключом.

Но мой север, мой край полуночный
Мне сулит вместо лавров и роз
Милых ландышей цвет непорочный
И душистую свежесть берез.

И спешу я от знойной и темной
Красоты пышнозвездных ночей
В край родной, где заря в неге томной
Во всю ночь не смыкает очей.

Казалось бы, причем здесь автомобили, ведь стихотворение о про то, как грустно покидать Крым и возвращаться в Санкт-Петербург!? А дело в том, что оно написано в автомобиле. И хоть под стихотворением стоит дата 21 мая 1911 года, а местом написания указан Павловск, большая его часть создана в другом месте, а точнее – в дороге.
Нашлось и фото этого автомобиля – ландоле «Русско-Балтийский» тип С. На заднем сиденье – сам великий князь, рядом с ним сидит супруга, великая княгиня Елизавета Маврикиевна, а напротив сыновья Игорь и Иоанн. Внизу фото подписано: Cуук-Су. Так назывался курорт недалеко от Гурзуфа, а его название с татарского переводится как «холодная вода».
То, что у великого князя Константина Константиновича был «Руссо-Балт» совсем не новость: список заказчиков автомобильный отдел Русско-Балтийского вагонного завода обязательно публиковал в своих каталогах, а открывали его представители правящей династии. Этот факт, несомненно, создавал автомобилям марки «Русско-Балтийский» хорошую репутацию. К тому же из заводских документов известно, что Константин Константинович приобрел сразу два «Руссо-Балта»: ландоле на шасси С 24/30 3 серии с фабричным номером 5 и еще одно ландоле К 12/20 5 серии шасси №45.
Упоминания об одном из них можно найти в дневнике великого князя, например, запись от 26 мая 1911 года: «Ездил утром с Багратионом, Иоанчиком и Игорем в своем балтийском моторе в Ялту». Из дневника можно узнать, что зачастую творческий процесс проходил во время поездок. 18 мая 1911 года великий князь записал: «Присочинил дорогой в моторе четыре стиха к стихотв. "Из Крыма"». Еще одна запись, на этот раз от 6 сентября того же года: «Во время езды в моторе туда и обратно мог сочинять кантату, приближающуюся к окончанию».

Но в каком же из двух великокняжеских «Руссо-Балтов» написано стихотворение «Из Крыма»? Установить это помогут два автомобильных справочника инженера Пашкевича – на 1911 и 1912 годы. В первом за великим князем значится только один «Русско-Балтийский», получивший в 1910 году номерной знак с цифрами 800. Имя владельца не значится, но о том, что это Константин Константинович легко догадаться по адресу: Мраморный дворец. Буквы л.л. означают ландоле-лимузин, так в те годы иногда называли ландоле. Диаметр цилиндра, ход поршня и налоговая мощность соответствуют типу С.
Теперь смотрим во второй справочник, где содержатся данные на 1912 год. У великого князя уже два «Руссо-Балта»: большой тип С и маленький тип К.
Значит, в 1911 году Константин Константинович мог ездить только на «балтийском моторе» модели С, который и изображен на фото. Именно в нем и написаны четыре из шести строф стихотворения «Из Крыма».

К слову, эту марку любил не только он сам, но и его дети. Упомянутый выше Иоанчик – его сын, великий князь Иоанн Константинович, тоже являлся владельцем автомобиля «Русско-Балтийский»: как и у отца, у него было ландоле К 12/20 5 серии с номером шасси 66. Еще один из Константиновичей – Гавриил увековечил марку в своих мемуарах «В Мраморном дворце. Хроники нашей жизни», вышедших в эмиграции: «У меня был также маленький автомобиль, двухместная карета Русско-Балтийского завода, очень удобный и уютный».

Конечно же, «Руссо-Балты» не были единственными автомобилями в гараже Мраморного дворца. В справочнике Пашкевича на 1911 год по этому адресу значатся также два электромобиля «Криэжер», ландоле «Рено» с двухцилиндровым мотором и шестицилиндровое ландоле французской марки «Гочкис». Пока нашлось только фото электромобиля с кузовом ландоле, датированное 1911 годом. Интересно, писал ли великий князь в нем стихи под тихий гул электродвигателя?
В 1912 году наряду с «Руссо-Балтом» К 12/20 к ним добавились еще несколько автомобилей: четырехцилиндровое ландоле «Гочкис», дубль-фаэтон «Остин», ландоле «Опель» и еще два лимузина – «Рено» и «Фиат». А оба электромобиля в списке уже не значатся.
В справочнике на 1913 год появляются еще два шестицилиндровых «Делоне-Бельвиля» – дубль-фаэтон и лимузин, ландоле «Бенц», лимузин «Гочкис», третий «Руссо-Балт» и еще одно ландоле «Рено». Такой рост автопарка в Мраморном дворце можно объяснить тем, что у Константина Константиновича и Елизаветы Маврикиевны было девять детей и те, кто подрастал, конечно же, обзаводились личными автомобилями.

Судя по архивным документам, справочнику Пашкевича и мемуарам, как минимум четыре автомобиля в семье Константиновичей были «Руссо-Балтами». Такой любви к отечественной марке в дореволюционной России не встречалось больше ни у кого.

Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

A-K
10.03.2017 00:05:53
На эту тему можно было бы снять изящную камерную кино-виньетку. С исторической хроникой, анимацией фотографий, комп. графикой, игровыми сценками.
Естественно, при наличии доброго самаритянина с избытком финансовых возможностей и добрым отношением к нашей истории....
Денис Орлов
13.03.2017 17:27:20
Относительно "лимузин-ландоле" и просто "ландоле". В большинстве случаев термином "ландоле" действительно называют "лимузин-ландоле". Делают это, по всей видимости, для упрощения восприятия.
Но есть одна тонкость. Лимузин - кузов с тремя рядами сидений под общей крышей (в среднем ряду пассажиры располагались, как правило, на откидных или раскладных сиденьях). В "просто" ландоле было два ряда сидений. На снимке же видно, что светлейшее семейство расположилось в три ряда.
Наглядно различия в типах кузовов можно посмотреть, например, вот здесь:

http://imperialclub.org/registry/body.htm

Это стандартная американская система, принятая S.A.E. Заодно можно освежить в памяти такие экзотические типы кузовов, как "брум" и "брум-ландоле" :)
Kirindas
14.03.2017 13:48:39
В комментариях про брум, брумландоле и прочие придирки насчет кузова есть излишние заумствования призванные скрыть общее незнание критиком-комментатором предмета, даже в процессе критики.

Скажем, энциклопедический справочник "Машиностроение" т11, М.1948, с 148, картинка слева-вверху, характеризует закрытый кузов с жесткой крышей и застекленными окнами как "седан (при наличии перегородки за сиденьем водителя - лимузин); 6-8 мест, 4 двери, 2-3 окна с каждой стороны".
Как видно: ничего про ряды в данном случае нет.

Мне, как читателю, хотелось бы видеть замечания именно по существу исследования, они позволили бы автору улучшить качество исследований и поднять их на еще более высокий уровень.
Денис Орлов
14.03.2017 15:58:12
Господин Кириндас, чтобы в глазах других читателей не выглядеть слишком заумным, предлагаю разделить упомянутое количество мест на число пассажиров, обычно сидящих в одном ряду. Получатся те самые три ряда, о которых я говорил. Справочников-то и у меня достаточно, еще со времён учёбы в МАМИ. Если не знаете, это Московский Автомеханический институт. А вот правильные выводы из справочной информации далеко не каждый умеет делать.
Ценю Вашу заботу о качестве исследований автора публикации. Со своей стороны скромно добавлю, что прочёл заметку с большим интересом и удовольствием.
Kirindas_
31.05.2017 18:26:20
комментарии должны помогать автору повышать качество работы, а не уводить от основной темы повествования, спасибо за понимание
ЗЫ
я бы и к писанине Ивана придрался, но не нашел к чему


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Иван Баранцев
Журналист

Автомобильный журналист. Родился в Москве, учился на факультетах журналистики главных университетов страны — СПбГУ и МГУ. Публиковаться начал в 17 лет. Писал про всякую ерунду, пока в 2003 году не увидел журнал «Игрушки для больших», куда сразу же отправил пару опусов. С тех пор стал одним из ведущих автомобильных историков в России, заполнив своими статьями чуть ли не всю специализированную прессу. По словам одного из коллег, «в наше автомобильное прошлое мы смотрим глазами Ивана Баранцева». По собственную признанию, больше любит писать про людей, а не про машины, что с успехом делает в журнале «Автопилот». Обожает автомобили марки Mercedes-Benz, откровенно отдавая им предпочтение в своих статьях и доводя редакции до введения запретов на эту тему. На будущее обещает написать пару интересных книг, которые уже давно ждут от него с нетерпением.

популярное