До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
06.03.2017
«В своем балтийском моторе»
Наша сегодняшняя история начинается необычно – со стихотворения, написанного в 1911 году великим князем Константином Константиновичем, известным всей читающей России того времени под псевдонимом К.Р. – так он подписывал свои стихи и пьесы. Стихотворение называется «Из Крыма» и посвящено баронессе Н.Ф. Майендорф. Вот оно:
Необъятное южное море,
Млея в золоте жарких лучей,
Ты надолго сокроешься вскоре
Из плененных тобою очей.

К морю севера путь мой, к печальным
Побережьям туманов и бурь;
И объемлю я взором прощальным
Беспредельную даль и лазурь.

За скалистой исчезла горою
Бирюзовая гладь... О, прощай,
Зачарованный вешней порою
Благодатный полуденный край!

Не видать уж лиловых глициний,
Кипарисов, повитых плющом,
По горам стройных кедров и пиний,
И фиалок над звонким ключом.

Но мой север, мой край полуночный
Мне сулит вместо лавров и роз
Милых ландышей цвет непорочный
И душистую свежесть берез.

И спешу я от знойной и темной
Красоты пышнозвездных ночей
В край родной, где заря в неге томной
Во всю ночь не смыкает очей.

Казалось бы, причем здесь автомобили, ведь стихотворение о про то, как грустно покидать Крым и возвращаться в Санкт-Петербург!? А дело в том, что оно написано в автомобиле. И хоть под стихотворением стоит дата 21 мая 1911 года, а местом написания указан Павловск, большая его часть создана в другом месте, а точнее – в дороге.
Нашлось и фото этого автомобиля – ландоле «Русско-Балтийский» тип С. На заднем сиденье – сам великий князь, рядом с ним сидит супруга, великая княгиня Елизавета Маврикиевна, а напротив сыновья Игорь и Иоанн. Внизу фото подписано: Cуук-Су. Так назывался курорт недалеко от Гурзуфа, а его название с татарского переводится как «холодная вода».
То, что у великого князя Константина Константиновича был «Руссо-Балт» совсем не новость: список заказчиков автомобильный отдел Русско-Балтийского вагонного завода обязательно публиковал в своих каталогах, а открывали его представители правящей династии. Этот факт, несомненно, создавал автомобилям марки «Русско-Балтийский» хорошую репутацию. К тому же из заводских документов известно, что Константин Константинович приобрел сразу два «Руссо-Балта»: ландоле на шасси С 24/30 3 серии с фабричным номером 5 и еще одно ландоле К 12/20 5 серии шасси №45.
Упоминания об одном из них можно найти в дневнике великого князя, например, запись от 26 мая 1911 года: «Ездил утром с Багратионом, Иоанчиком и Игорем в своем балтийском моторе в Ялту». Из дневника можно узнать, что зачастую творческий процесс проходил во время поездок. 18 мая 1911 года великий князь записал: «Присочинил дорогой в моторе четыре стиха к стихотв. "Из Крыма"». Еще одна запись, на этот раз от 6 сентября того же года: «Во время езды в моторе туда и обратно мог сочинять кантату, приближающуюся к окончанию».

Но в каком же из двух великокняжеских «Руссо-Балтов» написано стихотворение «Из Крыма»? Установить это помогут два автомобильных справочника инженера Пашкевича – на 1911 и 1912 годы. В первом за великим князем значится только один «Русско-Балтийский», получивший в 1910 году номерной знак с цифрами 800. Имя владельца не значится, но о том, что это Константин Константинович легко догадаться по адресу: Мраморный дворец. Буквы л.л. означают ландоле-лимузин, так в те годы иногда называли ландоле. Диаметр цилиндра, ход поршня и налоговая мощность соответствуют типу С.
Теперь смотрим во второй справочник, где содержатся данные на 1912 год. У великого князя уже два «Руссо-Балта»: большой тип С и маленький тип К.
Значит, в 1911 году Константин Константинович мог ездить только на «балтийском моторе» модели С, который и изображен на фото. Именно в нем и написаны четыре из шести строф стихотворения «Из Крыма».

К слову, эту марку любил не только он сам, но и его дети. Упомянутый выше Иоанчик – его сын, великий князь Иоанн Константинович, тоже являлся владельцем автомобиля «Русско-Балтийский»: как и у отца, у него было ландоле К 12/20 5 серии с номером шасси 66. Еще один из Константиновичей – Гавриил увековечил марку в своих мемуарах «В Мраморном дворце. Хроники нашей жизни», вышедших в эмиграции: «У меня был также маленький автомобиль, двухместная карета Русско-Балтийского завода, очень удобный и уютный».

Конечно же, «Руссо-Балты» не были единственными автомобилями в гараже Мраморного дворца. В справочнике Пашкевича на 1911 год по этому адресу значатся также два электромобиля «Криэжер», ландоле «Рено» с двухцилиндровым мотором и шестицилиндровое ландоле французской марки «Гочкис». Пока нашлось только фото электромобиля с кузовом ландоле, датированное 15 июля 1911 года, но не Kriéger, а Mercédès-Électrique, которое в справочнике не значится. Интересно, писал ли великий князь в нем стихи под тихий гул электродвигателя?
В 1912 году наряду с «Руссо-Балтом» К 12/20 к ним добавились еще несколько автомобилей: четырехцилиндровое ландоле «Гочкис», дубль-фаэтон «Остин», ландоле «Опель» и еще два лимузина – «Рено» и «Фиат». А оба электромобиля в списке уже не значатся.
В справочнике на 1913 год появляются еще два шестицилиндровых «Делоне-Бельвиля» – дубль-фаэтон и лимузин, ландоле «Бенц», лимузин «Гочкис», третий «Руссо-Балт» и еще одно ландоле «Рено». Такой рост автопарка в Мраморном дворце можно объяснить тем, что у Константина Константиновича и Елизаветы Маврикиевны было девять детей и те, кто подрастал, конечно же, обзаводились личными автомобилями.

Судя по архивным документам, справочнику Пашкевича и мемуарам, как минимум четыре автомобиля в семье Константиновичей были «Руссо-Балтами». Такой любви к отечественной марке в дореволюционной России не встречалось больше ни у кого.

Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

A-K
10.03.2017 00:05:53
На эту тему можно было бы снять изящную камерную кино-виньетку. С исторической хроникой, анимацией фотографий, комп. графикой, игровыми сценками.
Естественно, при наличии доброго самаритянина с избытком финансовых возможностей и добрым отношением к нашей истории....
Денис Орлов
13.03.2017 17:27:20
Относительно "лимузин-ландоле" и просто "ландоле". В большинстве случаев термином "ландоле" действительно называют "лимузин-ландоле". Делают это, по всей видимости, для упрощения восприятия.
Но есть одна тонкость. Лимузин - кузов с тремя рядами сидений под общей крышей (в среднем ряду пассажиры располагались, как правило, на откидных или раскладных сиденьях). В "просто" ландоле было два ряда сидений. На снимке же видно, что светлейшее семейство расположилось в три ряда.
Наглядно различия в типах кузовов можно посмотреть, например, вот здесь:

http://imperialclub.org/registry/body.htm

Это стандартная американская система, принятая S.A.E. Заодно можно освежить в памяти такие экзотические типы кузовов, как "брум" и "брум-ландоле" :)
Kirindas
14.03.2017 13:48:39
В комментариях про брум, брумландоле и прочие придирки насчет кузова есть излишние заумствования призванные скрыть общее незнание критиком-комментатором предмета, даже в процессе критики.

Скажем, энциклопедический справочник "Машиностроение" т11, М.1948, с 148, картинка слева-вверху, характеризует закрытый кузов с жесткой крышей и застекленными окнами как "седан (при наличии перегородки за сиденьем водителя - лимузин); 6-8 мест, 4 двери, 2-3 окна с каждой стороны".
Как видно: ничего про ряды в данном случае нет.

Мне, как читателю, хотелось бы видеть замечания именно по существу исследования, они позволили бы автору улучшить качество исследований и поднять их на еще более высокий уровень.
Денис Орлов
14.03.2017 15:58:12
Господин Кириндас, чтобы в глазах других читателей не выглядеть слишком заумным, предлагаю разделить упомянутое количество мест на число пассажиров, обычно сидящих в одном ряду. Получатся те самые три ряда, о которых я говорил. Справочников-то и у меня достаточно, еще со времён учёбы в МАМИ. Если не знаете, это Московский Автомеханический институт. А вот правильные выводы из справочной информации далеко не каждый умеет делать.
Ценю Вашу заботу о качестве исследований автора публикации. Со своей стороны скромно добавлю, что прочёл заметку с большим интересом и удовольствием.
Kirindas_
31.05.2017 18:26:20
комментарии должны помогать автору повышать качество работы, а не уводить от основной темы повествования, спасибо за понимание
ЗЫ
я бы и к писанине Ивана придрался, но не нашел к чему


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Иван Баранцев
Журналист

Автомобильный журналист, автор статей и книг по автомобильной истории. Сотрудничал с ведущими автомобильными изданиями: «Автопилот», «Клаксон», «Автомир», «За рулём» и другими. Написал книги об электромобилях, микроавтомобилях и по истории Собственного Его Величества гаража.

популярное