Блокнот
11.01.2017
Не тайная страсть королевы Александры
Датского короля Кристиана IX, правившего с 1863 по 1906 год называли тестем всея Европы. Он находился в тесных родственных связях со многими королевскими домами. Сам был отцом двух королей — своего преемника Фредерика VIII и короля Греции Георга I, британской королевы Александры, жены Эдуарда VII, и российской императрицы Марии Фёдоровны, супруги императора Александра III. Соответственно Кристиан IX приходился и дедом последнему российскому императору Николаю II.
Король Кристиан IX
10 марта 1863 года под руководством архиепископа Кентерберийского в Виндзорском замке состоялась свадебная церемония, и был заключен брачный союз между старшей дочерью Кристиана IX- датской принцессой Александрой и принцем Уэльским – сыном королевы Виктории и принца Альберта.

Блестяще образованная королева Александра была очень популярна в народе за активную благотворительную и общественную деятельность. Она также считалась законодательницей моды в стране. Но самым интересным для нас является тот факт, что в отличие от многих своих консервативных современников, она питала особую любовь к техническим новинкам. В конце XIX – начале XX века происходили революционные преобразования во многих областях технических знаний, что способствовало появлению в повседневном обиходе всевозможных, ранее неведомых новинок. К их числу, безусловно, следует отнести и первые самодвижущиеся экипажи. Королева Александра, будучи человеком передовых взглядов, сразу же обратила внимание на эту диковинку. Надо сказать, что, как ни странно, в то время, наряду с автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания, большой популярностью пользовались автомобили с электрическими моторами, питавшимися от аккумуляторных батарей. Полной ясности, какое направление автомобилестроения в конечном итоге возьмет верх, также не было. Ведь первые машины с бензиновыми двигателями несли с собой массу неудобств для их хозяев. Они были весьма ненадежны, источали неприятный запах, шум мотора распугивал лошадей. Все это вызывало массовое недовольство у прохожих. Незадолго до своей кончины в 1901 году королева Виктория сказала смотрителю королевских конюшен Букингемского дворца: «Надеюсь, вы не допустите, чтобы какая-то из этих ужасных машин появилась в моих конюшнях». По иронии судьбы, в том же 1901 году супруга взошедшего после королевы Виктории на престол короля Эдуарда VII – королева Александра, приобрела в личное пользование свой первый автомобиль. Это была машина марки Columbia типа Victoria на электрической тяге, произведенная на лондонском филиале под названием: «The City and Suburban Electric Carriage Company» американской компании «Columbia & Electric Vehicle Co.» Королевская машина имела ряд важных конструктивных особенностей, характерных для электромобилей.

Машина королевы Александры
Машина приводилась в движение при помощи мотора постоянного тока (напряжение 60В, сила тока 33А), закрепленного параллельно задней оси машины. Питание электромотора осуществлялось при помощи аккумуляторных батарей, установленных в специальном отсеке. Переключение скорости производилось четырехпозиционной рукояткой (три скорости движения и нейтраль) и обеспечивалось контроллером, при помощи которого менялось напряжение, подаваемое к электромотору. Аккумулятор состоял из 40 ячеек, собранных в четыре независимых бокса по 10 ячеек в каждом. С помощью контроллера эти боксы могли коммутироваться тремя способами: параллельно, два параллельно и два последовательно, или все четыре последовательно — обеспечивая три скорости, 3, 6 и 12.35 миль в час соответственно. В зависимости от положения контроллера менялось напряжение на двигателе, и, соответственно, скорость вращения вала. Как видно, максимальная скорость при этом соответствовала примерно 20 км. в час (одна английская миля равна 1609,34 м.). Согласно английским законам того времени предельно допустимая скорость для самодвижущихся экипажей не должна была превышать 22 км. в час. То есть по своим скоростным характеристикам в 1901 году электромобиль выглядел вполне современно.

Включение заднего хода осуществлялось путем перемены полярности подключения ротора электромотора также с помощью контроллера. Две педали переключения переднего и заднего хода расположены на полу перед стенкой сиденья водителя. Торможение производилось нажатием ноги на педаль, установленной на полу машины, а также ручным тормозом, рукоятка которого располагается справа от водителя. Принцип действия тормозов — зажимание бронзового хомута вокруг металлического барабана, расположенного на оси ведущих колёс и блокирование колодками тормозных барабанов ведущих колес. Для пуска двигателя использовался алюминиевый ключ зажигания специальной формы, который вставлялся в главный контур между батареями и мотором. Он находится в месте, удобном для доступа левой руки водителя. На передней стенке водительского сиденья имелись четыре тумблера, которые служили для включения и выключения фар и габаритных огней. Также автомобиль был оснащен электрическим звонком для предупреждения пешеходов об опасности. Электромобили Columbia, как правило, снабжались аккумуляторными батареям фирмы Exide. Батареи были способны выдержать по меньшей мере 200 разрядок до замены положительных пластин (электродов) — при условии, что не превышались пределы зарядки и разрядки, и поддерживалась чистота батарей и необходимая плотность электролита. То есть, проезжая 65 километров на одной зарядке, можно было в сумме преодолеть без замены аккумуляторов расстояние примерно равное 13000 км.

Батарея разряжалась со скоростью 25 ампер в час, полный заряд — примерно 70 ампер, то есть заряда хватает приблизительно на три часа непрерывной езды. Контроль степени заряда аккумуляторных батарей осуществлялся при помощи электрического прибора (вольтметра-амперметра), расположенного под углом на подставке на полу напротив водителя. Зарядку аккумуляторов можно было произвести при помощи специальной стационарной установки, не снимая с машины, либо, после извлечения аккумуляторных батарей из электромобиля. Интересно, что на тот момент в Лондоне на уже действовала таксомоторная компания, использовавшая электрические фиакры, напоминавшие кареты без лошадей. Имелись и специализированные зарядные станции, куда можно было обращаться для подзарядки аккумуляторных батарей. Первая из них открылась в Лондоне на Juxon Street. Вне городских условий для этих целей использовались электрогенераторы на основе бензиновых, керосиновых или газовых двигателей.
Зарядка аккумуляторов
Покупка электромобиля королевой Александрой широко освещалась в мировой прессе. Мимо данного события не смогли пройти британские, американские и российские газетчики. В частности, российская газета «Московские ведомости» в выпуске от 21 (08) мая 1901 года в разделе «Спорт» опубликовала следующую заметку под названием «Автомобиль королевы Александры»:

«В лондонском высшем обществе в настоящее время много толков о том, что королева начала увлекаться моторным спортом. Король, как известно, относится очень враждебно к автомобилям; королева же выписала у одной известной лондонской фирмы мотор „Викториэтт“, снабженный всеми новейшими усовершенствованиями. Это один из самых красивых автомобилей, очень элегантный и удобный. Подушки его обтянуты дорогой сафьяновой кожей. Фонари освещаются электричеством». К слову, упомянутый в этом сообщении король Эдуард VII, вскоре также увлекся автомобилями и приобрел себе машину марки Daimler, с которой по сути началось формирование королевского гаража.

Королева Александра использовала свой автомобиль, в основном на территории королевской резиденции — Сандрингемского дворца, расположенного в графстве Норфолк, который был приобретен королевой Викторией в 1862 году специально к бракосочетанию своего сына принца Уэльского — будущего короля Эдуарда VII. Кстати, в настоящее время в этом дворце имеется небольшая экспозиция, представляющая уже не использующиеся старинные автомобили британских монархов прошлого.

https://www.sandringhamestate.co.uk/house-museum-and-gardens/

https://www.visitbritain.com/ru/ru/sandringem

Как уже говорилось выше, родной сестрой королевы Александры была супруга российского императора Александра III — императрица Мария Федоровна. Сестры дружили на протяжении всей жизни и были очень близки друг другу. Освоив свой электромобиль, Королева Александра решила порадовать любимую сестру дорогим подарком и преподнесла ей аналогичный электромобиль.
Императрица Мария и королева Александра
Конструктивно машины были очень похожи, хотя и имели ряд небольших отличий. Возможно, что королева Александра, прежде чем сделать заказ на фирму, проконсультировалась на предмет предпочтений императрицы Марии Федоровны. В отличие от королевской версии машины, органы управления автомобилем, предназначенным в подарок, размещались не посередине, а были смещены к правой стороне кузова. При этом рукоятка стояночного тормоза вынесена за его пределы. Имелся и ряд других мелких изменений конструкции. В этом нет ничего удивительного. С учетом особой важности клиента фирмы, машина собиралась специально под конкретного заказчика.
Реклама в газете
Судьбы двух машин-близнецов сложились по-разному. К счастью, оба автомобиля дожили до наших дней, хотя и в различной степени сохранности. После смерти королевы Александры в 1925 году автомобиль попал в один из гаражей в городе King’s Lynn, расположенном по соседству с резиденцией королевы. В 1930 году он был приобретен известным британским автомобильным энтузиастом и коллекционером Ричардом Нэшем. Интересно, что новый владелец машины в 1948 году сам активно использовал электромобиль, совершая на нем вояжи по магазинам или, как сказали бы сейчас, для шопинга. При этом Ричарду Нэшу пришлось удалить с бортов машины личный экслибрис королевы Александры. В то время езда на электромобиле была особенно практична, так как в Великобритании в послевоенный период из-за дефицита моторного топлива существовали довольно строгие ограничения его потребления.

В настоящее время автомобиль королевы Александры принадлежит потомкам Ричарда Нэша, хотя постоянно экспонируется в Британском Национальном мотор-музее в городе Бьюли (Beaulieu), на территории родового поместья лорда Монтегю. Собственно, сын лорда Монтегю старшего (Джон Скотт Монтегю) по имени Эдвард Дуглас Скотт-Монтегю в 1952 году в память о своем отце и основал упомянутый музей.
Принц Чарльз (слева) и Лорд Монтегю младший (в центре) у машины королевы Александры в Бьюли
https://www.beaulieu.co.uk/

К автомобилю императрицы Марии судьба была менее благосклонна. Подробности его эксплуатации императрицей или ее родственниками до настоящего времени разыскать не удалось. Также, по-видимому, не сохранилось ни одного изображения машины в период ее пребывания в царской семье. Имеется информация, что Мария Федоровна передала электромобиль своей невестке — императрице Александре Федоровне, страдавшей болезнью ног. В известной книге И.В. Зимина: «Взрослый мир императорских резиденций. Вторая четверть XIX — начало ХХ в.» в главе под названием «Семья Николая Второго» упоминается тот факт, что супруга Николая Второго — императрица Александра Федоровна для поездок по парку использовала электромобиль Columbia, подаренный английскими родственниками.
Список VIP- клиентов фирмы
Тем не менее, с учетом того, что вдовствующая императрица Мария Федоровна всячески поощряла и продвигала внедрение различных современных технических новинок в своих резиденциях, например, прямых телефонных линий, с большой долей вероятности можно утверждать, что сама она также могла пользоваться дорогим подарком сестры. К слову, именно по особому дозволению вдовствующей императрицы знаменитый русский изобретатель Ипполит Владимирович Романов в 1900 году построил экспериментальную подвесную электрическую дорогу на площади между Гатчинским дворцом и Балтийским вокзалом.
Электрическая дорога Ипполита Романова в Гатчине
При этом использовались мощности дворцовой электростанции, наличие которой было весьма кстати и для осуществления зарядки аккумуляторов электромобилей. Электромобили собственной конструкции Ипполит Романов также продемонстрировал своим высоким покровителям на территории Гатчинского парка.
Электромобиль И.В. Романова в Гатчине
Электромобиль Ипполита Романова в Гатчине
Омнибус Ипполита Романова в Гатчине
Возвращаясь к электромобилю Columbia, следует сказать, что официально он не входил в состав Императорского гаража. В распоряжение царской семьи машина поступила в 1901 году, то есть за шесть лет до его основания (в 1907 году). Вероятно, именно это и спасло электромобиль от передачи в пользование представителям новой власти в 1917-м вместе с другими царскими машинами и, как следствие, дальнейшего списания и полного уничтожения. Скорее всего, отсутствие запасных частей и трудности, связанные с зарядкой аккумуляторов, привели к тому, что электромобиль превратился для пришедших к власти большевиков в бесполезный обездвиженный хлам. Он был частично разукомплектован и надолго заброшен, пока не оказался в Политехническом музее.
Машина императрицы Марии до реставрации
На сегодняшний день имеется достоверная информация о нескольких десятках машин Columbia различных типов, разбросанных по всему Миру. Например, помимо упомянутого выше музея в Beaulieu, еще один аналогичный электромобиль имеется в частном мотормузее, расположенном в замке Caister Castle в графстве Норфолк.

http://www.caistercastle.co.uk/cms/index.php?option=com_content&view=frontpage&Itemid=1

https://www.youtube.com/watch?v=ofRgw2IFvNI

Конечно же, все они являются гордостью музейных собраний и частных коллекционеров. К их числу, безусловно, принадлежит и автомобиль Columbia типа Victoria, принадлежавший семье последнего Российского Императора и находящийся, как упоминалось выше, в коллекции Политехнического музея в Москве.

То, что электромобиль из Политехнического музея является именно императорским автомобилем никогда не вызывало сомнений. На его бортах всегда хорошо просматривалось изображение личного экслибриса императрицы Марии Федоровны в виде стилизованной буквы «М», охватывающей букву «Ф», увенчанные короной.
Личный экслибрис Императрицы Марии
Однако долгое время сотрудникам Политехнического музея не удавалось обнаружить первичные документы, указывающие на время поступления в собрание данного предмета и его перемещения после 1917 года. В марте 2016 года в музейном архиве случайно были найдены некоторые бумаги, устранившие ряд белых пятен в этой истории. Согласно обнаруженным документам, электромобиль был отправлен в Москву из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда с Гатчинских складов Госфондов по накладной от 10 октября 1927 года. 17 декабря того же года был оформлен внутримузейный акт передачи предмета на хранение с перечислением запасных частей, приложенных к автомобилю, а также указанием номера его кузова (1404).
Накладная-счет на передачу машины в музей
К сожалению, как упоминалось выше, до настоящего времени не удалось обнаружить ни одного исторического изображения или кадра кинохроники, на котором бы был запечатлен императорский электромобиль Columbia в период владения им венценосными особами до революции 1917 года. Тот факт, что автомобиль был отправлен в Москву в 1927 году из Гатчины, говорит о том, что, скорее всего, именно там он и эксплуатировался членами императорской семьи в последний раз. Кстати, не намного лучше ситуация и с британским аналогом машины. Единственный снимок, запечатлевший королеву Александру в электромобиле, был сделан ее дочерью принцессой Викторией (не путать с королевой Викторией) перед фасадом здания загородной королевской резиденции Sandringham House. В 1902 году по просьбе издателей данная фотография была им передана для оформления новой книги под названием: «Motors and Motor-Driving» («Моторы и вождение моторов»). В состав редакционной коллегии этого издания входили страстные британские автолюбители и пропагандисты автомобилизма Чарльз Стюарт Роллс и Джон Скотт Монтегю. К сожалению, после выхода книги из печати первоначальный подлинник изображения был утерян.
Королева Александра в Сандрингеме
Российский императорский электромобиль имеет значительные утраты, но основные элементы кузова и подвески сохранились в оригинальном состоянии. К сожалению, в 2007 году электромобиль подвергся неквалифицированной косметической реставрации, которая совершенно не улучшила его техническое состояние.
Машина императрицы Марии после неудачной реставрации
В связи с этим в настоящий момент стоит задача по его полному и тщательному восстановлению. Подготовительные работы в данном направлении уже начаты сотрудниками Политехнического музея. В частности, делегация из Москвы в 2012 году по приглашению британской стороны посетила Национальный мотор-музей Великобритании, находящийся в городе Бьюли, с целью изучения аналогичного сохранившегося автомобиля, ранее принадлежавшего королеве Александре. Также недавно сотрудникам музея удалось разыскать и приобрести подлинную запасную часть — вольтметр-амперметр, необходимую для восстановления царского электромобиля.
Вольтметр-амперметр электромобиля Columbia
В 2015 году Политехнический музей совместно с ИИЕТ РАН провели научную работу по дополнительному изучению конструкции электромобиля, результатом которой стало создание его виртуальной реконструкции с помощью 3D-моделирования. Данное исследование фактически является предварительным этапом реставрации машины. Оно помогло восстановить в виртуальном виде утраченные элементы конструкции, проверить гипотезы об их пространственном расположении и устройстве. В дальнейшем виртуальная модель даст возможность подготовиться к физической реставрации электромобиля: проверить пространственную компоновку объекта с учётом реконструированных элементов, смоделировать взаимодействие деталей в трехмерном виртуальном пространстве, выявить недостаток данных для восстановления всех конструктивных элементов или несоответствие имеющихся данных фактической геометрии объекта. После проведения физической реставрации данного предмета, его виртуальная модель может быть использована для контроля качества реставрации. С моделью можно ознакомиться, пройдя по ссылке: http://www.andreyleonov.ru/projects/columbia.html

В настоящее время ведутся поиски спонсоров, готовых профинансировать полномасштабные работы по реставрации уникального российского экземпляра электромобиля Columbia.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином или авторизоваться через социальные сервисы.

Авторизация

Войти как пользователь:

об авторе

Максим Карташев — cотрудник Политехнического музея, автор многочисленных статей по истории автомобиля.

популярное

Журналист
Три истории
  29

Режиссер Сценарист Продюсер
Про Гайку и про Грузовик
  3

Автомобильный критик
Супер-Галерея
 

Автомобильный критик
Тест-драйвер Ферсман