Блокнот
16.04.2019
Самодвижущийся механизм (танк) Игнатьева – прообраз современных дистанционно управляемых роботов
В настоящее время всем людям, имеющим хотя бы небольшое отношение к технике хорошо известны возможности современных дистанционно управляемых роботов, получивших широкое применение во многих областях человеческой деятельности. Они могут использоваться как боевые машины для выполнения специальных задач (разминирование, дистанционный подрыв и т.п.), а также при работе в условиях, опасных для жизни и здоровья человека. Например, на местности, подвергшейся радиоактивному или химическому заражению.

Однако мысли о создании устройств, управляемых дистанционно, возникали у инженеров и изобретателей из разных стран уже в начале ХХ века. Как правило, их попытки были связаны с применением таких разработок в военном деле. Дополнительным толчком к проведению работ в этом направлении послужил опыт Первой Мировой войны, когда особо остро встал вопрос о поиске способов прорыва хорошо укрепленных оборонительных линий противника.
В 1915 году французскими конструкторами Обрио и Габэ была создана первая, так называемая, «сухопутная торпеда» (Torpille Terrestre). Она могла нести до 200 кг взрывчатки, и следом за собой тянула два кабеля, по которым осуществлялось питание электродвигателей. Управление торпедой осуществлялось посредством простого отключения или включения двигателей, вращавших гусеницы. Торпеда была создана в единственном экземпляре и серийно не производилась. [9]
В США в сентябре 1918 года инженером компании «Холт Маньюфекчюринг Ко.» Элмером Викерсхэмом (Elmer E. Wickersham) также была создана сухопутная торпеда. В 1922 году Элмер Викерсхэм (Elmer E. Wickersham), получил патент на свое изобретение, которое называлось Land torpedo («сухопутная торпеда»).

Торпеда Викерсхэма приводилась в движение двумя электродвигателями, которые находились между ведущим задним колесом и передним ленивцем каждой гусеницы. При этом опорных катков в торпеде не предусматривалось. Питание на двигатели должно было подаваться по проводу, разматывавшемуся с подпружиненной катушки. [9]
Серийно это творение американского изобретателя также не производилось.

Занимались данной темой и инженеры в Советской России.

18 июля 1921 года по приказу Высшего совета народного хозяйства РСФСР. было создано Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (далее — Остехбюро. Возглавил бюро выдающийся советский инженер Владимир Иванович Бекаури. К моменту создания Остехбюро он уже имел несколько патентов на изобретения в области телеграфии и железнодорожного транспорта.

Одним из направлений разработок Остехбюро были радиоуправляемые танки и танкетки. Некоторые из них должны были поддерживать огнем пехоту, другие же, подобно брандерам, — приближаться к объектам противника и подрывать их вместе с собой. Таким танком-торпедой стал «телетанк» (именно так называли в СССР радиоуправляемые танки) ТТ-18, созданный на базе серийной бронированной машины Т-18.
ТТ-18 был первым танком советской разработки и создавался на базе французского «Рено» FT-17 и его итальянского варианта — танка «Фиат» 3000. Всего было выпущено семь телетанков ТТ-18, но в крупную серию он не пошел и в боевых действиях участия не принимал.[9]
В 1937 году французский капитан М. Поммелле (Pommellet) начал работы над новой дистанционно управляемой машиной, которую принято называть «машиной Поммелле» (Vehicule Pommellet или сокращенно — Vehicule P).

Она была создана на базе бронированного тягача «Лорен» 37L, собиравшегося французской фирмой «Лорен» (бывшей «Лорен-Дитрих»).
После испытаний, проведенных в военном лагере Фрилесе, французская армия заказала компании «Лорен» 2000 экземпляров «машин Поммелле». Согласно утвержденному графику их должны были поставить до 29 мая 1940 года, но к 22 июня 1940 года было собрано всего 11 машин. Об их применении никаких сведений не сохранилось. [9]
Следующая разработка дистанционно управляемой машины представляет для нас особый интерес, поскольку она связана с именем человека, являвшегося личным шофером последнего российского императора Николая Второго. Звали его Адольф Кегресс. Во время службы в России Кегресс стал инициатором создания русских полугусеничных тягачей, на базе которых создавались бронеавтомобили «Остин-Кегресс. Подвеска, использовавшаяся на этих тягачах и бронеавтомобилях, получила название «подвеска Кегресса». Сегодня единственную сохранившуюся гусеничную тележку Кегресса можно увидеть в Горках Ленинских под Москвой. Она установлена на полугусеничный автомобиль «Роллс-Ройс» (см.: http://www.oldtimer.ru/blogs/ivan_barantsev/tri-istorii/)

Используя свои предыдущие разработки Кегресс создал так называемую «машину Кегресса» или «машиноу К» (Engin K или Vehicles K). [9]
Устройство успело пройти полевые испытания, на которых показало себя очень хорошо. Однако запустить ее в производство помешало немецкое вторжение во Францию. В 1940 году захватчикам удалось заполучить прототип «машины К» — он был поднят со дна реки Сены, где его ранее затопили французы. Прототип отправили в Германию на предприятие компании «Боргвард» (Borgward), которое с конца 30-х годов занималось разработкой дистанционно управляемых машин для нужд Вермахта. В результате на основе технических решений, реализованных французами, в апреле 1942 года немецкие конструкторы создали единственную в мире крупносерийную сухопутную торпеду. [9]

В апреле 1942 года начались ее испытания, в которых машина показала себя весьма неплохо. Ей был присвоен индекс «Sonder Kraftfahrzeug 302» («машина спецназначения 302»), сокращенно — Sd.Kfz. 302. В войсках она получила неофициальное название «Голиаф». Всего за время ВМВ было произведено 7564 «Голиафа» различных модификаций, но эксплуатация в боях показала их ненадежность. Среди недостатков этой сухопутной торпеды называют ее малую грузоподъемность (всего 70 кг), малый клиренс (всего 11,4 см у «Голиафа E» и 16,8 см — у «Голиафа V»), низкую скорость (10–11,5 км/ч) и слабое бронирование, делавшего машину уязвимой даже для стрелкового оружия, ведущего огонь бронебойными пулями. Кроме того, советские пехотинцы быстро сообразили, что «Голиафа» можно обезвредить, если успеть перерубить провода питания.[9]
Но и советские конструкторы не дремали.

В августе 1941 года по инициативе военинженера 3-го ранга А. П. Казанцева была создана телеторпеда ЭТ-1-627. Последнее число в индексе торпеды появилось благодаря московскому заводу № 627 Наркомата электротехнической промышленности, работники которого участвовали в создании первых прототипов торпеды и ее серийном производстве.

Торпеда собиралась на деревянной раме, имела по четыре небольших опорных катка с каждой стороны, гусеницы на резиново-тканевой основе с деревянными траками-пластинами и электродвигатель с приводом на задние ведущие колеса. Управление движением и подрывом танкетки-торпеды производилось по двум проводам, а питание поступало по третьему силовому проводу от генератора, размещенного в танке сопровождения.
Достоверно известно, что ЭТ-1-627 использовались во время боев на Керченском полуострове, причем за их применением наблюдал и конструктор А. П. Казанцев. Применялись они и при обороне Ленинграда для борьбы с немецкими ДзОТами и прочими укреплениями. [9]
Широкого распространения это изделие также не получило ввиду его сложности, дороговизны и относительно невысокой эффективности. Опыт применения телеторпед показал, что недостаточно высокая скорость и уязвимость изделия для огня всех видов оружия приводят к тому, что наносимый им урон не окупает затрат на его производство.

Данный краткий обзор дает представление об истории разработки и создания дистанционно управляемых устройств, с тем или иным успехом применявшихся различными странами в сражениях Второй Мировой войны.

Но самодвижущийся механизм (танк) Игнатьева занимает в этом ряду отдельное, совершенно особенное место.

Дело в том, что в отличие от всех аналогичных устройств, механизм Игнатьева приводится в движение при помощи мускульной силы человека.

Принцип его работы чем-то напоминает принцип работы часового механизма настенных часов с гирями.
Механизм Игнатьева имел в своем составе два металлических барабана с намотанными на них веревками или тросами. Правый вспомогательный барабан служил для перемотки веревки на основной левый барабан, вращательное движение которого посредством редуктора и приводных цепей преобразовывалось в поступательное движение самого устройства. Поочередно наматывая и сматывая веревки с барабанов можно было обеспечивать продвижение механизма вперед. С помощью специальной рамки имелась возможность отключить трансмиссию и поставить редуктор в режим «холостого хода». Это давало возможность обратного движения механизма задним ходом с помощью третьей веревки

Дальность действия механизма, по сути, определялась длиной веревок на основном и вспомогательном барабанах. Сам Игнатьев предполагал, что при создании его машины достаточно больших размеров, с ее помощью можно будет не только прорвать вражеские проволочные заграждения, но и зацепить специальным крюком неприятельский аэроплан или пушку и притащить их к своим окопам. Последняя идея выглядит явно утопической. Машину же сходную по конструкции, но меньших размеров, по замыслу изобретателя можно было использовать для дистанционного подрыва. То есть именно с той целью, с которой применялись аналогичные устройства других изобретателей.

Очень интересна история создания единственной действующей модели механизма Игнатьева, сделанной им собственноручно в 1934 году.
Здесь следует сказать несколько слов о личности самого Александра Михайловича Игнатьева (1879-1936), являвшегося революционером-романтиком, наивно верившим в утопическую идею построения бесклассового общества всеобщего благоденствия. Как и многие революционеры его поколения А.М. Игнатьев был выходцем из вполне обеспеченной дворянской семьи. Его отец — Михаил Александрович Игнатьев (1850–1919) — крупный петербургский ветеринарный врач, выходец из крестьян, впоследствии получивший чин действительного статского советника и потомственное дворянство. Мать— Аделаида Федоровна происходила из дворянского рода Казимирских. Своим инженерным талантом и техническими знаниями А.Игнатьев пользовался для осуществления подпольной террористической деятельности, направленной на свержение действовавшей власти в России. Он был активным участником Первой русской революции 1905 года, подвергался преследованиям и арестам. Авантюрный характер Игнатьева постоянно заставлял его балансировать на грани провала. Одним из его проектов, впоследствии отвергнутых самим В.И.Лениным, был план похищения императора Николая Второго, с привлечением на свою сторону казаков из императорского конвоя. В годы Первой Мировой войны А.М.Игнатьев, будучи командиром противоаэропланной батареи в звании подпоручика (на фото 1916 года А.М. Игнатьев — крайний справа), изобрел и испытал прицел для стрельбы по воздушным целям.[1,7]
Позднее, уже в советское время, он демонстрировал свое изделие в ГАУ Красной Армии В.И. Ленину и А.М. Горькому.[8]
О революционной деятельности А.Игнатьева уже написаны многочисленные научные статьи. Нас же, в первую очередь интересуют, его технические изобретения. Сюда относятся и упомянутый выше артиллерийский прицел для стрельбы по аэропланам, и метод изготовления многослойного металлорежущего инструмента, а также множество других. Но наименее известным, и, в то же время необычным из них, является тот самый самодвижущийся механизм или танк Игнатьева.

Впервые идею создания этой машины изобретатель представил пролетарскому писателю А.М. Горькому, во время их встречи в Италии на острове Капри в 1908 году, который Александр Игнатьев посетил проездом по пути в Россию, после выполнения очередного революционного задания. Для демонстрации принципа действия придуманного им устройства, Игнатьев попросил писателя принести катушку с нитками. Он отмотал несколько витков, положил катушку на стол и потянул за конец нитки к себе. Катушка покатилась в противоположную сторону. Игнатьев положил на пути катушки карандаш и сказал: «Представьте, что на пути нашего барабанчика проволочное заграждение. Мы из окопа тянем канат, и тяжелый каток, наезжая на преграду, прокладывает дорогу солдатам.[5]


Очень интересна история создания единственной действующей модели механизма Игнатьева, сделанной им собственноручно в 1934 году. То есть это произошло, спустя долгих 26 лет после памятной демонстрации принципа действия устройства.

В то время Игнатьев уже руководил Научно-исследовательской лабораторией при Наркомате Тяжелой промышленности. В архиве Политехнического музея сохранились уникальные документы, рассказывающие о первом и последнем публичном испытании модели танка Игнатьева.[3, 4]
Причем в качестве «публики» выступили А.М.Горький и И.В. Сталин. Эти воспоминания оставил соратник Игнатьева — рабочий Н.Ф. Верещагин, помогавший в изготовлении его машины[6]

Испытания модели танка Игнатьева проходили в поселке «Горки-10» в особняке А.М. Горького. Интересно, что А.М. Горький и И.В.Сталин собственноручно помогали распутывать веревки машины. Пробные запуски прошли успешно, и после этого модель была упакована в деревянный ящик, который оставался в доме вплоть до 1950 года. В том же году модель была передана в Политехнический музей, где и находится по нынешний день. Вторая демонстрация модели в движении состоялась 09 марта 2019 года на «Олдтаймер-галерее» Ильи Сорокина в Сокольниках. То есть более 80 лет спустя. До сих пор остается невыясненным вопрос, почему машина Игнатьева не получила широкого распространения, и, по всей видимости, изобретатель более не возвращался к этой теме. Вероятнее всего, выявленные при испытаниях модели механизма недостатки (ограниченный радиус действия, плохая маневренность, недостаточная проходимость, уязвимость для вражеского огня и др.) не имевших перспектив для их полного устранения, навели инженера Игнатьева на мысль о бесперспективности дальнейших работ по модернизации и внедрению своего изобретения.

На новом технологическом витке развития мировой цивилизации вектор применения дистанционно управляемых устройств сместился совершенно в другую сторону. Использование их в качестве средства борьбы с танками и укрепления ми противника стало бесполезным в связи с появлением новых, более эффективных средств.

Однако сама идея создания механизмов, способных выполнять приказы человека-оператора на удаленном расстоянии, осталась весьма актуальной. Уже в 70-е годы ХХ века в СССР были разработаны и успешно использованы в научных целях знаменитые луноходы.
Современные вызовы, поставили перед разработчиками подобных устройств другие задачи, и побудили к созданию их на качественно новой элементной базе с применением новейших технологий. В настоящее время существует целый ряд компаний, занимающихся проектированием и изготовлением дистанционно управляемых роботов различного назначения. Спектр их применения весьма обширен. От медицинских центров, до спецподразделений. Одной из ведущих компаний в этой области является, например, московское Специальное конструкторско-технологическое бюро прикладной робототехники (ООО «СКТБ ПР»). Комплексы, разработанные в ООО «СКТБ ПР» успешно применялись и при ликвидации последствий техногенных катастроф, и при разминировании, и при проведении аварийно-спасательтных работ, и многих других.[10]
Сохранившаяся же до наших дней модель танка Игнатьева является живым свидетелем отечественного инженерного гения, и фактически устанавливает российский приоритет в деле создания дистанционно управляемых роботов, идею создания первого из которых выдвинул русский инженер А.М. Игнатьев еще в 1908 году.
Литература, источники и примечания:

1. Архив ФГБУ ВИМАИВиВС МО РФ. — Ф.40, ОП.1, Д. 2, Л1, Д. 7, Л1,

2. Архив ФГБУ ВИМАИВиВС МО РФ— Ф.41, ОП.1, Д. 1, Л1-3.

3. Архив учетных документов ПМ. ОП.1, Д.185, Л288

4. ПМ. Отдел фондов, 1949.Старые описания и этикетаж уникальных экспонатов.

5. Массович Я.М. Им помогал Ленин.-М. «Московский рабочий», 1981. С.26-27.

6. Буренин Н.Е. Памятные годы. —Л. «Лениздат», 1961. С.167.

7. Апресян В. Изобретение Игнатьева.- Знание —Сила, № 11, 1950. С.18.

8. Апресян В. Вечный пример.-Техника —Молодежи, № 4, 1960. С. 12-13.

9. Стаценко А. Сухопутные торпеды — от брандеров к управляемым ракетам https://warspot.ru/1632

10. Сайт ООО «СКТБ ПР»: http://sktbpr.ru/
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе

Максим Карташев — cотрудник Политехнического музея, автор многочисленных статей по истории автомобиля.

популярное