До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
31.03.2014
Искривление пространства
Далеко не самая красивая, но одна из самых странных станций нашего метро. Пространство-время здесь будто бы искажается: фантасты отдыхают.

«Александровский сад». Она же «Калининская». Она же «Улица Коминтерна».
«ул. Коминтерна», если верить надписям на стенах
Или «Коминтерн», если не врут старые схемы
Она же какое-то время — «Воздвиженка»: правда, совсем ненадолго...

Здесь искажается время: никакую станцию прежде не строили всего за шесть месяцев. Именно по этой линии долгое время ходили старые-престарые поезда. В них еще висели открытые плафоны, а стены были покрашены желтой краской.
Здесь нелинейное пространство: посмотрите на кривые платформы! И только здесь всегда было непонятно, где же садиться в вагон?!
Действительно, еще будучи маленьким, я никак не мог понять, каким образом и зачем поезда приходят то на ближнюю платформу, то на дальнюю? В других местах такого не было. И почему именно здесь поезда меняют направление движения? Шли бы себе дальше, так нет — задний ход...
Уникальная подземная станция с боковым расположением платформ. Между ними — два пути: хочешь перейти — иди на горбатый мостик. До последнего времени было весело: приходишь на платформу, а поезд стоит на противоположной! Стоишь и думаешь: а что, если пока я буду перебираться поэтому самому мостику, послышится «Осторожно, двери закрываются»? Может быть, не ходить никуда — следующий-то должен как раз сюда подкатить...
Говорят, что здесь больше всего колонн — аж 90: на других московских станциях такого нет. Восьмиугольные, квадратные и некий симбиоз в среднем ряду... Единственная в Москве четырехпролетная колонная станция мелкого заложения.
Странная станция. До «Арбатской» — всего 510 метров: рукой подать. Но пространство изогнуто так, что машинист при этом не видит хвост собственного состава...
Боковые платформы изогнулись, потому что рядом Кремль. Не должно было тут появиться никаких станций: обыкновенный тоннель, круто сворачивающий в сторону Смоленской... А когда все-таки решили строить станцию между Охотным рядом и Арбатской, захотели, было, как-то спрямить рельсы, подкопавшись под Манеж и... кремлевскую стену. Вот здесь-то и последовало категоричное, но справедливое «Нет!» Дескать, тут же рухнуть может все — от стен до башен! Архитекторы вздохнули и изогнули платформы...
Сложная схема у местных подземных путей... А судьба еще сложнее.
Много лет станция вообще была закрыта, ожидая непредсказуемой участи. Откуда ей было знать, что станет конечной? Нынешняя, тупиковая часть идет к Кремлю. Дальше жизнь замирает, хотя пути до сих пор соединяются и с «Площадью Революции», и с «Охотным Рядом». С каждой платформы — свой маршрут, но пассажиров здесь давно не возят. А путь до «Охотного Ряда» вообще зачем-то засыпали, когда рыли торговую яму на Манеже. Конечно же, все убеждены в том, что пути все-таки ведут куда-то под Кремль, и что здесь периодически ездил товарищ Сталин. Зачем разубеждать людей?

Вообще-то станция все же красивая, пусть и не самая. Некрасивые станции начнутся потом, за «Киевской»... Лично проконтролировав на соседней Арбатско-Покровской линии создание великолепной «Киевской», знаменующей нерушимую дружбу с Украиной и вклад оной в дело построения того, что тогда хотели построить, первое лицо государства дало понять, что с этого момента ничего краше делать не стоит: надобно экономить! Вот и пошли по Филевской линии безликие «Студенческие», «Кутузовские», «Фили»...
А где нет лица, там нет и воспоминаний...
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

vb300000
31.03.2014 21:43:58
А я один фильм вспомнил, с Валерием Золотухиным, про особый закрытый город, к которому вела тайная ветка метро.
Андрей_Крюковский
31.03.2014 23:11:13
Спасибо за сталкерскую историю! :)

Вот на эту тему интересная ссылка: http://www.metro.ru/map/1935/1/

Особо мило выглядит указание расстояния между станциями! А вот интервалы движения удручают: 10 минут!



Мелкая поправка. Самые-самые старые-старые вагоны (тип "А", разработка 1934 года) ходили по "красной" линии вплоть до 1975 года.

А по филевской линии до 1966 года эксплуатировались трофейные немецкие вагоны типа "С", переименованные у нас в тип" В". Вагоны серьезно переоборудовали, сняли со стен деревянные панели, а с сидений – плюшевую обивку. Всякие побрякушки удалили, откидные сидения убрали . Самый важный (с точки зрения пассажиров) опгрейд – автоматическое открывание дверей. Немцам приходилось после остановки дергать за ручку (в Париже и поныне так поступают :)).

Главная отличительная особенность берлинских вагонов – ТРИ двери по каждому борту. На всех других типах советских вагонов дверей было ЧЕТЫРЕ.
Михаил Владимирович
01.04.2014 07:32:55
Спасибо за отзывы. Хотя красную ветку я помню лучше других: я живу на "Кировской" -- "Чистые пруды" теперь... А вот на филевской ветке стабильно видел те древние вагончики... Надо будет порыться и внешний облик сравнить...
vb300000
01.04.2014 07:49:20
10 минут - это по нашим меркам много. Говорят, в Америке вообще чуть ли не час.
01.04.2014 10:09:50
Статья вызывает желание ближе познакомится с историей метро.
Михаил Владимирович
01.04.2014 11:15:24
Метро - это супертема! Очень интересно. Кстати, желающим советаю сходить на экскурсию в бывший бункер близ метро Таганская. Там интересна не столько сам экскурсия в этот огромный подземный зал или как его назвать -- колоссальная рукотворная подземная пещера, как то, что то справа, то слева от тебя вдруг доносится шум поезда. Мол, вот там, в ста метрах - кольцевая линия, а вот здесь -- радиалка. И раньше с нее проход был...


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе

В прошлой жизни был электронщиком; имел 9 научных работ и внедренных изобретений в области цифровой техники. До перестройки создавал первые отечественные накопители на гибких магнитных дисках, системы зажигания на инфракрасных лучах и противоугонные устройства с синтезатором речи. Однажды стал лучшим конструктором Электротехпрома СССР, за что получил премию в 200 рэ!

популярное