До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
19.12.2013
Миротворец и памятник
Третий, на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем упор копыт,
В полусне, волненью недоступном,
Недвижимо, сжав узду, стоит.

В. Брюсов. «Три кумира». 1913 год.

Этот питерский памятник — мой любимый. Он не относится к культовым. Возле него не тормозят один за другим огромные автобусы, высаживая на несколько минут жующе-зевающую толпу с камерами и мобильниками. Его можно не заметить, даже находясь всего в десятке метров.

Памятник уникальному руководителю России не мог не обрести уникальную судьбу.

Царь-миротворец. Умный и сильный. Ни один российский правитель до него не умел так доходчиво донести до других политиков простую мысль: Россия будет воевать только в одном случае — если на нее нападут! Итог известен: при нем Россия не участвовала ни в одной войне! Хотя поводов было предостаточно...

Афганцы, подстрекаемые английскими советниками, нападают на русский пограничный лагерь. Из Петербурга приходит приказ: «Выгнать и проучить!» Генерал Комаров берет под козырек и выполняет приказ: потери неприятеля составили около 500 человек убитыми; русский отряд потерял только девятерых. Англичане изображают возмущение — их посол получает указание потребовать извинений, «разобраться» с генералом-победителем и... намекнуть на военные неприятности! Дескать, ждите гостей на Кавказе!

Английский флот очень силен. Но Император не «сдает» своего подчиненного. Более того, он демонстративно награждает его золотым оружием, и отдает приказ о мобилизации Балтийского флота!

— Я сам единственный судья в вопросе о том, насколько действия русского генерала сообразны с данным ему приказанием! — заметил царь английскому послу.

Англия... сразу притихла. Более того, вскоре Британская империя пошла на переговоры, закончившиеся заключением соглашения о разграничении сфер влияния на Среднем Востоке.

Другой посол, недовольный успехами российской политики на Балканах, недвусмысленно дал понять Александру III, что его страна готова мобилизовать два-три армейских корпуса...
— Вот, что я сделаю с вашими корпусами! — ответил царь, после чего взял серебряную вилку, связал ее в узел и положил на тарелку посла.

Аргумент был понят довольно быстро. Обошлось как всегда — без войны.

Царь-богатырь. Уверенный в себе и в своей стране. Великан, легко сгибающий подковы и монеты, но при этом добродушный и не лишенный чувства юмора. Вся страна помирала со смеху, когда после ареста какой-то писательницы-диссидентки по политическому делу Император наложил резолюцию: «Отпустите старую дуру!» А когда ему доложили, что какой-то мужик, плюнувший на его портрет, арестован и посажен на полгода под замок, Александр заявил, что не собирается кормить всяких бездельников, и приказал выпустить хулигана, передав тому, что и царь «плевать на него хотел!» А заодно велел убрать свои портреты из кабаков и прочих питейных заведений — нечего им там делать...

За время царствования Александра III бюджет России вырос почти в девять раз! В 1893 году доходы уже превысили расходы почти на 100 млн. рублей. Русский рубль стал твердой международной валютой. Россия превратилась в одну из самых мощных мировых держав как в политической и военной, так и в экономической сферах.

Александра III называли самым русским царем из всех Романовых. Од-нажды его на стол лег дипломатический документ, переведенный его служащими на французский. Царь написал на бумаге: «Отчего же по-французски, а не русском языке, как будто пишут для иностранцев, а мы с вами по-русски не понимаем!»
Это его имя носит самый красивый мост Парижа!

Он ненавидел показуху и барство. Брезговал услугами прислуги: по утрам сам себе варил кофе и с удовольствием хрустел сушками. Обожал жену и детей. Был умерен в еде и выпивке, строго соблюдал посты. Неловко чувствовал себя на разного рода балах и торжествах. А во время железнодорожной катастрофы с императорским поездом богатырь как Атлант держал на своих плечах крышу вагона, выпуская всех наружу...
Он царствовал недолго — менее 14 лет. Для сравнения: Николай I правил 30 лет, Петр I — 43 года.
Конкурс на памятник Царю-Миротворцу выиграл скульптор Павел Трубецкой — внебрачный сын русского князя-эмигранта. Как выиграл — загадка: все были в шоке от увиденного! Но вдова... узнала в огромном всаднике на странной лошади любимого мужа! И макет утвердили.

Памятник богатырю отливали долго... Теперь уже ахнули все: мол, что это? Огромный мужик на непонятном животном... То ли дело Медный всадник — но это? Посыпались многочисленные эпиграммы, карикатуры... Но Богатырь прочно сидел в седле диковинной лошади.
Говорят, что именно странный вид памятника позволил ему уцелеть после революции. Снести какой-либо царский монумент тогда считалось чуть ли не хорошим тоном, но скульптура Трубецкого устояла. Ее решили сохранить как издевку над царским режимом, а так называемый пролетарский поэт Демьян Бедный (Ефим Придворов) в 1922 году написал четверостишье, которое «украсило» пьедестал памятника:

ПУГАЛО

Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья,
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

С этим мерзким «комментарием» Александр III и его лошадь охраняли Знаменскую Площадь Питера (ныне площадь Восстания) до 1937 года.
Затем монумент разобрали и сослали караулить Михайловский сад. Во время блокады богатырь принял на себя фашистский снаряд, но выстоял: помогли мешки с песком!
После войны постамент все-таки разобрали, решив пустить его на другие памятники, но Александр опять выстоял, ускакав во внутренний двор Русского музея! Старожилы потихоньку показывали его знающим экскурсантам через окошечко... С приходом перестройки Император оказался «под колпаком» (деревянным!) и только в 90-е годы вновь увидел свет. Чтобы вскоре заступить на новый пост — на сей раз у Мраморного дворца.

Где дежурит и сегодня.

Хотя упорно ходят слухи о новом «назначении» Александра III. Чуть ли не обратно, к Московскому вокзалу. Или, возможно, на Конюшенную площадь. Не дает кому-то покоя всадник.
Потому что памятник Трубецкого — это не изображение человека на коне. Это — сама Россия, сила и мощь русского народа. Россия устойчивая и сильная.

P.S. Некоторые из высказываний Александра III:

· Во всем свете у нас только два верных союзника — армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас.
· Самодержавие создало историческую индивидуальность России.
· Всякий человек с сердцем не может желать войны, а всякий правитель, которому Богом вверен народ, должен принимать все меры, для того чтобы избегать ужасов войны.
· Выслушивай всех, в этом нет ничего позорного, но слушайся только самого себя и своей совести.
· Что ни скажешь, из всего сделают высочайшее повеление.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

alex@batteries.ru
19.12.2013 11:13:53
Сегодняшней России хватило бы пару лет под таким руководством!
Кто же лишил нас такого правителя?
19.12.2013 11:23:49
а что было бы через пару лет?
до Босфора бы дошли?
на Марс бы полетели?
коммунизм бы построили?

а лишил понятно кто - "англичанка нагадила"
Михаил Владимирович
19.12.2013 11:46:42
А почему такой скепсис насчет пары лет?
Ник-Ник
19.12.2013 12:24:11
Вот, теперь я с Брюсовым принципиально несогласный!

Читаем:

"Третий, на коне тяжелоступном,
В землю втиснувшем упор копыт,

В полусне, волненью недоступном,
Недвижимо, сжав узду, стоит."


Кто есть герой этого стихотворения, скрытый под словом "Третий". Александр III. Правильно! Где он? На коне тяжелоступном. Верно! Что делает конь? В землю втиснул копыта. Абсолютно точно! Что делает Император на коне? В полусне, волненью недоступном, недвижно сжал узду... Не конь же сжимает сам себе узду... И почему тогда сжимая узду император "СТОИТ"... ???


Глазам своим не верю.

Александр - СИДИТ!


Допустим, что Брюсов имел в виду не Александра, как всадника, а памятник целиком. Памятник стоит! Но тогда не могу понять - как единоцелый памятник: всадник плюс конь, может "сжимать узду" самому себе, или отдельной своей части...
Михаил Владимирович
19.12.2013 13:29:36
Хорошо, что это Брюсов написал, а не я :) Хотя, честно говоря, у меня строки дискомфорта не вызывают. Но я бы ответил примерно так: Это Символ Правителя, сжимающего узду России. И поэтому он может стоять. Как памятник.
Михаил Владимирович
19.12.2013 13:35:17
Кстати, у него есть еще одно высказывание. Не стал его в тексте приводить, но что-то в этом есть. А высказывание вот какое:
" Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?"
jamila.sayramova
19.12.2013 13:55:31
Замечательный очерк.
Ник-Ник
19.12.2013 15:31:49
Михаил Владимирович, я без подтекста...

Я цитату проверил. Все верно. А загадка, лит. редакторская, от Брюсова, осталась - император сидит, памятник стоит, кумир - сидит, конь-стоит...

Без пол-литры не разобраться. Кстати, Пушкин не меньше загадок задает - если не спешить с прочтением...

Уходит с песней:

"Колокольчики мои - цветики степные,
Что глядите на меня - словно неживые..."
(Это не Пушкин).

Я допер. Правильное прочтение: "Третий, сжав узду, стоит..."

Это Конь! Именно он зажал зубами уздечку!" Браво! Я догадался. Брюсов был революцивонером... Но опять незадача - конь разжал челюсти по максимуму...

Блин, кто же тут чего зажал???? У кого сомкнутые челюсти? У Императора вроде бы...

Брюсов предугадал своими стихами то время, когда твердо стоящие на земле "кони" всунут уздечку в пасть сидящим на них с сомкнутыми зубами???

Странное прочтение четверостишья. Я с ним не согласный. Но факт!
Михаил Владимирович
19.12.2013 16:17:24
Ник-Ник! А мне мой версия более простой представляется :) Но спорить не хочу: мало ли, что Брюсов имел в виду...
19.12.2013 16:20:39
По моему скромному мнению, всадник на конном памятнике всегда СТОИТ, независимо от того, приподнялся ли он в стременах или свободно сидит в седле.
Например, "медный всадник" на берегу Невы что делает - сидит или стоит? Стоит! Стоит всадник! Хотя всадник - это Пётр, а Пётр в своём памятниковом седле фактически сидит.
Или вот ещё пример. Цитирую энциклопедию: Па́мятник Ю́рию Долгору́кому — московский скульптурный памятник « основателю города», первому суздальскому князю (впоследствии также Великому князю Киевскому). Установлен в 1954 году на Тверской площади (до 1993 года называвшейся Советской). Установлен! Значит что делает? Правильно - стоит!
Причём определение "стоит" распространяется не только на всю композицию - постамент+конь+всадник, но и конкретно на всадника. Даже если Долгорукий в седле сидит, про памятник мы скажем - Бронзовый (медный, гранитный, деревянный) всадник СТОИТ.

http://yandex.ru/video/search?text=кто%20его%20посадит%20он%20же%20памятник&where=all&filmId=1SWAFmOXs3M
19.12.2013 16:25:16
Стоит, лежит или сидит
Перед нами стол. На столе стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит. Если мы воткнем вилку в столешницу, вилка будет стоять. Т.е. стоят вертикальные предметы, а лежат горизонтальные?
Добавляем на стол тарелку и сковороду. Они вроде как горизонтальные, но на столе стоят. Теперь положим тарелку в сковородку. Там она лежит, а ведь на столе стояла. Может быть, стоят предметы готовые к использованию? Нет, вилка-то готова была, когда лежала.
Теперь на стол залезает кошка. Она может стоять, сидеть и лежать. Если в плане стояния и лежания она как-то лезет в логику «вертикальный-горизонтальный», то сидение – это новое свойство. Сидит она на попе.
Теперь на стол села птичка. Она на столе сидит, но сидит на ногах, а не на попе. Хотя вроде бы должна стоять. Но стоять она не может вовсе. Но если мы убьём бедную птичку и сделаем чучело, оно будет на столе стоять.
Может показаться, что сидение – атрибут живого, но сапог на ноге тоже сидит, хотя он не живой и не имеет попы.
Так что, поди ж пойми, что стоит, что лежит, а что сидит. А мы ещё удивляемся, что иностранцы считают наш язык сложным и сравнивают с китайским.
19.12.2013 16:34:11
Развивая версию:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D3%E7%E4%E0
УЗДА - не только то, что у коня во рту (удила), но и то, что у всадника в руках (поводья).
Поэтому "третий" (читай - "царь") сжав узду (читай - "поводья") стоит (потому что памятник).
Ник-Ник
19.12.2013 21:48:09
Я ж не возражаю... У каждого свой взгляд про то как где и чем удила грызть... Просто мне показалось что Брюсов глаголы перепутал.
Денис Орлов
19.12.2013 23:08:22
Паоло Трубецкой был вхож в семью Бугатти и оказал влияние на художественное развитие Этторе и его брата Рембрандта. Рембрандт некоторое время даже походил в учениках Трубецкого. А потом изваял великолепного слона, тянущегося за фруктами - символ марки Bugatti.
19.12.2013 23:50:41
Кстати, железнодорожную платформу для перевозки постамента (а это монолит весом 70 тонн) изготовил по специальному заказу Русско-Балтийский вагонный завод.
Михаил Владимирович
20.12.2013 07:27:44
Спасибо за прекрасные комментарии по Трубецкому и по Русско-Баптийскому.
Ник-Ник
20.12.2013 15:46:43
Спасибо автору за тему - второй день читаю про этот памятник. Оказалось, что это не единственнные стихи про него:

Стоит комод,
На комоде бегемот,
На бегемоте обормот,
На обормоте шапка,
На шапке крест,
Кто угадает,
Того под арест.

Цитата



Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.


— Эпиграмма А. Рославлева[6]

Цитата

Посреди площади лежал огромный, красного порфира параллелепипед, нечто вроде титанического сундука. И на нём, мрачно проступая сквозь осенний питерский дождь, сквозь такой же питерский знобкий туман, сквозь морозную дымку зимы или её густой, то влажный, то сухой и колючий, снег, упершись рукой в грузную ляжку, пригнув чуть ли не к самым бабкам огромную голову коня-тяжеловоза туго натянутыми поводьями, сидел тучный человек в одежде, похожей на форменную одежду конных городовых; в такой, как у них, круглой барашковой шапке; с такой, как у многих из них, недлинной, мужицкого вида, бородой — «царь-миротворец» Александр Третий.
Успенский Л. В. Одни ушли, другие живут рядом // Записки старого петербуржца. — Л.: Лениздат, 1970.

Цитата

И. Е. Репин определял его: «Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад»[7]. Репин присутствовал на торжественном открытии этого памятника и в ту минуту, как увидел его, закричал: «Верно! Верно! Толстозадый солдафон! Тут он весь, тут и всё его царствование!»[8]
20.12.2013 18:30:22
Очередная шутка истории - на том же месте перед Мраморным дворцом до Александра III стоял ленинский "бгоневичок":

20.12.2013 18:39:13
Но и это еще не все. Какое-то время после того, как броневик "Враг капитала" уехал в Музей артиллерии, а Александр III еще не занял это место, на пустующей площадке во дворе Мраморного дворца временно прописался мраморный в натуральную величину Ford Mondeo работы немецкого художника Шульта. Было это в начале 90-х и новый памятник в шутку окрестили "Друг капитала".

Ник-Ник
20.12.2013 20:42:49
А к Форд-Мондео это стих тоже подходит:

Третья дикая игрушка
Для российского холопа:
Был царь-колокол, царь-пушка,
А теперь ещё царь-жопа.
Михаил Владимирович
21.12.2013 14:38:01
Те стишки про комодов и уродов были на слуху всегда, особенно в советское время. Опять-таки, мы любим поливать самих себя...
Ник-Ник
21.12.2013 18:16:39
Возьмем хотя бы Рославлева, раз вам Репин кажется "советским" - http://az.lib.ru/r/roslawlew_a_s/ - эпиграма написана в 1909 году...

А у вас это уродство в самом деле числится "любимым"?
Михаил Владимирович
22.12.2013 13:49:29
Я не говорил, что Репин кажется советским. Я говорил, что цитирование подобных высказываний было популярно в советское время. А памятник действительно любимый: зачем мне придумывать-то? Когда бываю в Питере, обязательно подхожу, что называется,здороваться. Хотя люблю и другие -- от Пушкиных (трех как минимум) до Ивана Федоровича.
Ник-Ник
22.12.2013 18:30:23
Я вам завидую - находить прекрасное в убогом, удел не многих...

Нет в нем изящества... Массивное тело на массивном коне. Современники, думается, все же правее были.:)
Михаил Владимирович
23.12.2013 07:43:52
В нем есть мысль! И это тоже изящество, причем редкое. Как там в "Колесах" у Хейли: "Уродливое -- это прекрасно" -- так, кажется...
Ник-Ник
23.12.2013 09:14:28
Неоспоримо. Мысль есть! Суровая поза. Тяжелый взгляд. Монументальный конь...


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе

В прошлой жизни был электронщиком; имел 9 научных работ и внедренных изобретений в области цифровой техники. До перестройки создавал первые отечественные накопители на гибких магнитных дисках, системы зажигания на инфракрасных лучах и противоугонные устройства с синтезатором речи. Однажды стал лучшим конструктором Электротехпрома СССР, за что получил премию в 200 рэ!

популярное