Блокнот
30.12.2013
ГАЗ-3102: Приключения бензобака и багажника
Про любимую игрушку недавних лет по имени «Волга» писал много и, хочется думать, с любовью. Хотя и ругался при этом довольно сильно — было за что. Но один вопрос всегда старался обойти стороной: кто и зачем испортил багажник и бензобак на модели 3102?
Почему испортил? Потому, что отлично помню: на первых 3102 все было сделано совсем не так! Смотрим на древнее фото из одной «газовской» книжки — хорошо видно, что лючок бензобака размещен в верхней части левого заднего крыла! Такие машины встречаются и сегодня, сразу выдавая год рождения.
А вот кусочек моей стервы-брюнетки конца XX столетия — куда более поздняя версия. Лючок стыдливо уехал вниз, как у 24-ки.
Казалось бы, уехал и уехал — какая разница? Да очень большая: ведь 70-литровый бак поменяли на 55-литровый, а для прожорливой «Волги» это почти что подписка о невыезде... Мало того, плоский бак вообще неудобен: так и норовит выплеснуть содержимое наружу, если машина, к примеру, заехала колесом на тротуар. Но самое обидное в том, что переселение бензобака фактически убило багажник, в котором расположилось огромное запасное колесо! Я долго сражался с имиджем багажника, но колесо неизменно издевалось надо мной, занимая львиную долю того, что хотелось сделать уютным.
А ведь на первых 3102 колесо было под полом! И багажничек представлял собой почти что образцовый параллелепипед. Так зачем же портить то, что было хорошо?
Начальник, попытавшийся как-то блеснуть эрудицией, солидно заявил, что эта «волга» мол, не выдержала испытаний на удар сзади, а потому и подверглась хирургической операции. Но что-то в этой версии было неправдоподобное, надуманное... К тому же не секрет, что ноль-вторую создавали, поглядывая на образец-эталон по имени S-класс эпохи семидесятых. А уж там-то наверняка все было «правильно»...
Если чего-то не знаешь, надо у кого-нибудь спросить. Осталось только понять, у кого именно? Но тут мне повезло: судьба свела с настоящим «газовцем» — Александром Чистяковым. Сегодня Александр Юрьевич — Главный специалист дирекции по развитию «УК-Группа ГАЗ», а в 1974-2001 г. г. — конструктор КЭО-УКЭР ГАЗ.
Узнал я следующее. Модель 3102 изначально должна была сменить на конвейере «24-ку», сделав при этом шаг в направлении того самого мерседеса S-класса W116 начала семидесятых. Был когда-то такой красавец — он и сегодня заставляет оборачиваться, в отличие от безликих обмылков той же фирмы последних лет... ладно, не буду. Но что можно было реально сделать с новой «волгой»? Правда, двигатель на первых порах стоял необычный, форкамерный (позже его отправили в отставку), а тормоза стали дисковыми, но в остальном по большей части ограничились внешними эффектами. Кузов получил клиновидное оперение, «мягкое» торпедо, очень симпатичные сиденья и — ближе к делу! — тот самый бензобак за спинкой заднего сиденья. Пассивная безопасность — как W116... Причем на самых-самых ранних моделях бак был еще под брюхом, но, глядя на «мерс», это быстренько поправили.
Машина настолько понравилась чиновникам, что сама мысль о том, что такие же бибики будут хотя бы изредка продаваться простым профессорам и народным артистам, показалась им кощунственной. Купить «волгу» и без того было почти невозможно, но «ноль-вторую» решили поставить особняком, резко ограничив ее тираж. А простым смертным, добившимся-таки разрешения приобрести дорогую игрушку в личное пользование, стали предлагать нечто среднее — 24-10. Торпедо — жесткое, тормоза — барабанные, ну и ладно...
Тут-то и вмешалась унификация. Министрам расположение запаски и объем бака были безразличны, а массовой оснастки на бензобак от 3102 не было... Поэтому смотреть на «мерседес» перестали, а на 3102 поставили древний бак от 24-ки, унифицировав заднюю часть кузова с «плебейским» вариантом типа 31029, поступавшим в продажу...
Начальник, попытавшийся как-то блеснуть эрудицией, солидно заявил, что эта «волга» мол, не выдержала испытаний на удар сзади, а потому и подверглась хирургической операции. Но что-то в этой версии было неправдоподобное, надуманное... К тому же не секрет, что ноль-вторую создавали, поглядывая на образец-эталон по имени S-класс эпохи семидесятых. А уж там-то наверняка все было «правильно»...
Если чего-то не знаешь, надо у кого-нибудь спросить. Осталось только понять, у кого именно? Но тут мне повезло: судьба свела с настоящим «газовцем» — Александром Чистяковым. Сегодня Александр Юрьевич — Главный специалист дирекции по развитию «УК-Группа ГАЗ», а в 1974-2001 г. г. — конструктор КЭО-УКЭР ГАЗ.
Узнал я следующее. Модель 3102 изначально должна была сменить на конвейере «24-ку», сделав при этом шаг в направлении того самого мерседеса S-класса W116 начала семидесятых. Был когда-то такой красавец — он и сегодня заставляет оборачиваться, в отличие от безликих обмылков той же фирмы последних лет... ладно, не буду. Но что можно было реально сделать с новой «волгой»? Правда, двигатель на первых порах стоял необычный, форкамерный (позже его отправили в отставку), а тормоза стали дисковыми, но в остальном по большей части ограничились внешними эффектами. Кузов получил клиновидное оперение, «мягкое» торпедо, очень симпатичные сиденья и — ближе к делу! — тот самый бензобак за спинкой заднего сиденья. Пассивная безопасность — как W116... Причем на самых-самых ранних моделях бак был еще под брюхом, но, глядя на «мерс», это быстренько поправили.
Машина настолько понравилась чиновникам, что сама мысль о том, что такие же бибики будут хотя бы изредка продаваться простым профессорам и народным артистам, показалась им кощунственной. Купить «волгу» и без того было почти невозможно, но «ноль-вторую» решили поставить особняком, резко ограничив ее тираж. А простым смертным, добившимся-таки разрешения приобрести дорогую игрушку в личное пользование, стали предлагать нечто среднее — 24-10. Торпедо — жесткое, тормоза — барабанные, ну и ладно...
Тут-то и вмешалась унификация. Министрам расположение запаски и объем бака были безразличны, а массовой оснастки на бензобак от 3102 не было... Поэтому смотреть на «мерседес» перестали, а на 3102 поставили древний бак от 24-ки, унифицировав заднюю часть кузова с «плебейским» вариантом типа 31029, поступавшим в продажу...
По сравнению с 24-й багажник как бы приподнялся сзади, став чуть больше. Кстати, у 24-к с багажником было вообще весело: под полкой задка устанавливали вентиляцию обдува заднего стекла, что успешно кушало пространство для поклажи. На 24-10 стекло сделали обогреваемым и багажник стал — как сказать? — длиннее, что ли... Но 55-литровый бак оставался крошечным...
Мечта заменить бензобак на отцовской 24-10 у меня была давно. Шанс появился неожиданно: прочитал в ЗР (еще не работал здесь), что освоен выпуск новых бензобаков для Волги — на 70 литров! Взаимозаменяемых по крепежу! Позднее А. Ю. Чистяков, который в то время, помимо прочего, занимался «волгами» с разного рода примочками типа V-8 и роторных движков, пояснил, что 70-литровый подпольный бак делали как раз для таких машинок... А тогда я помчался в Южный порт — ура, нашел!!!
Радостно поехал на дачу, открутил старый бак, присобачил новый (с трудом: крюки перестали доставать до хомутов), но справился! Потом стал думать: дошло, что бензоприемник нужно удлинять — удлинил чем-то! Затем пришлось возиться с указателем уровня и датчиком остатка топлива, которого на 24-10 не было отродясь. Но когда «победил», то на заправках позволял себе поиздеваться над заправщиками, когда небрежно просил «литров 60...» Они мне крутили около виска, а я обиженно говорил: «Это же Волга, мужики, вы чего?» И те недоуменно смотрели, как все литры исчезают где-то внутри...
Позднее, на 3102, мне достался 70-литровый бак — оказалось, что внешне они различались с55-литровым число продольных штамповок на «брюхе». Но старый бак успешно дожил до модели 31105 и канул в Лету вместе с ее кончиной...
Мечта заменить бензобак на отцовской 24-10 у меня была давно. Шанс появился неожиданно: прочитал в ЗР (еще не работал здесь), что освоен выпуск новых бензобаков для Волги — на 70 литров! Взаимозаменяемых по крепежу! Позднее А. Ю. Чистяков, который в то время, помимо прочего, занимался «волгами» с разного рода примочками типа V-8 и роторных движков, пояснил, что 70-литровый подпольный бак делали как раз для таких машинок... А тогда я помчался в Южный порт — ура, нашел!!!
Радостно поехал на дачу, открутил старый бак, присобачил новый (с трудом: крюки перестали доставать до хомутов), но справился! Потом стал думать: дошло, что бензоприемник нужно удлинять — удлинил чем-то! Затем пришлось возиться с указателем уровня и датчиком остатка топлива, которого на 24-10 не было отродясь. Но когда «победил», то на заправках позволял себе поиздеваться над заправщиками, когда небрежно просил «литров 60...» Они мне крутили около виска, а я обиженно говорил: «Это же Волга, мужики, вы чего?» И те недоуменно смотрели, как все литры исчезают где-то внутри...
Позднее, на 3102, мне достался 70-литровый бак — оказалось, что внешне они различались с55-литровым число продольных штамповок на «брюхе». Но старый бак успешно дожил до модели 31105 и канул в Лету вместе с ее кончиной...
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
об авторе
В прошлой жизни был электронщиком; имел 9 научных работ и внедренных изобретений в области цифровой техники. До перестройки создавал первые отечественные накопители на гибких магнитных дисках, системы зажигания на инфракрасных лучах и противоугонные устройства с синтезатором речи. Однажды стал лучшим конструктором Электротехпрома СССР, за что получил премию в 200 рэ!
популярное
Комментарии
1. Автомобиль ГАЗ-3102 действительно разрабатывали для полной замены ГАЗ-24 - ее к 1980-му выпускали уже 10-12 лет.
2. Замена базовой модели была экономически выгодна - производители комплектующих примерно к 1984 году уже освоили все оригинальные детали 3102 и были заинтересованы в их массовом, а , значит, дешевом выпуске.
3. Хорошо известно имя руководителя, который единолично решил, что "нельзя, чтобы министры и таксисты ездили на одинаковых Волгах" - формулировка была именно такая: министры и таксисты. Это министр автомобильной промышленности СССР Виктор Николаевич Поляков, жестокий авторитарный руководитель, не слушавший разумных советов специалистов. Поляков прославился жестким лоббированием интересов ВАЗа в ущерб АЗЛК и ЗАЗу. Впрочем, инфа о злодействах Полякова - уже не от Носакова - в автопроме хватало униженных и оскорбленных.
Да, Мерседесы испытывали на ГАЗе - их закупали в качестве аналогов, как и другие иномарки. Носаков назвал индекс модели (250, 280 или 320 - не помню), а не "узнаваемый" индекс кузова. Но на фотках и в хронике мелькают и 116 и 123. От Мерседеса, по словам Владимира Никитича, заимствовали прежде всего радиальные шины, а также особо прсматривались к конструкции и форме сидений. Бензобак, получается, оттуда же.
Как-то реставратор самого древнего троллейбуса в стране - ЯТБ-1 1936-го года Леша Гонтарев показывал мне, что ВОТ ЭТИ трубки подошли к ЯТБ один-в-один от ЗИЛа, ВОТ ЭТИ пружинки - от МАЗа, кулачки контроллера от трамвая ЛМ-68, а ВОТ ЭТИ отбойники вообще одни и те же что у ЯТБ, что у ЗИУ-682.
Бак меня тоже интересовал. Но на другую мою авто. Примерял и от 24ки. Не подошел. Прошло достаточно много лет, когда мне попался 70 литровый. Хотя в магазинах видел их уже не один год. Оказалось, что он тоньше 55 литрового, хотя и длиннее. Я то думал, что увеличение объема связано с увеличением всех размров. Резюме. К обновлению надо подходить без старого багажа. Т.е. знание прошлых образцов может сделать медвежью услугу. Размеры , внешне близкие, могут оказаться совсем другие. Хотя *газовские* размеры переходят (как и узлы), из модели в модель и всплывают неожиданым ибразом. Как тут уже отмечали. И новые поколения это приводит в изумление, а людям прошлых поколений это казалось закономерным.
Поэтому и стиль статьи мне показался несколько наивным. Но встречаю такое не впервые.
Особенно про систему обдува заднего стекла на ГАЗ-24 , где вентилятор ( вместе с кожухом "сжиравший" 20% объема багажника) в зимнее время забирал воздух из промороженного багажника и весело дул его (холодный воздух) на заднее стекло и соответственно - в салон. Сплошь и рядом в таксопарках выламывали-выкидывали этот вентилятор и получали значительную прибавку в объеме багажника. А с обдувом заднего стекла поступали так - в "Спорттоварах" покупали автовентилятор "Ралли" ( вроде как Рижского производства) и монтировали его на самодельный кронштейн (подсовываемый под крепление заднего ремня безопасности - там болт на 12 мм). В результате в холодное время сей вентилятор отлично дул теплым салонным воздухом на холодное стекло, а в летнее жаркое время - вентилятор можно было развернуть в салон для циркуляции прохладного воздуха. Т.е. "таксопарковская" смекалка была куда как прощще и удобнее для использования чем ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНАЯ задумка "гениальных" конструкторов ГАЗ-24.
А уж как проложен трос открывания капота ГАЗ-24 и 24-10 .....мечта похитителей дефицитных аккумуляторов. Открыть капот можно любым куском проволоки...поэтому в таксопарках приходилось вставлять металлическую трубку в качестве "гильзы" для пропускания троса привода капота. Кстати у "Жигулей" (сиречь итальянского ФИАТа ) куском проволоки капот так просто не откроешь. Неужели ихняя "Коза Ностра" тоже занималась хищениями аккумуляторов...? Вот стервецы-то
А вечно текущий рабочий цилиндр гидропривода сцепления...ну кто мешал заводу проточить на поршне сего цилиндра вторую канавку для дополнительной манжеты - и ВСЕ , течь цилиндра прекращалась.
Вспомним напольную педаль газа на ГАЗ-24 и вечно гниющий полик водителя из-за стекающей на него грязи и воды...)))) Апофеоз конструкторской мысли !!!!!
Даже журнал "За рулем" в рубрике "Советы Небывалых" опубликовал заметку читателя как напольную педаль переделать на подвесную. Видимо пытливая конструкторская мысль АВТОГАЗА снизошла до прочтения упомянутой заметки ,поскольку на ГАЗ-24-10 педаль все же сделали подвесной. Ну хоть тут приятно...так сказать - плоды общения с народом...особливо когда свои мозги в остром дефиците ( впрочем как и колбаса в заводской столовке).
А уж "сложнейшую" систему управления краном отопителя на ГАЗ-24 явно разработал человек страдающий геронтофилией или ностальгией по первому "Руссо-Балту". Иначе чем объяснить ,что для управления сим краном надо залезть под капот и долго крутить маховичок водопроводного изделия. Неужели нельзя было поставить простейшую "самоварную" конструкцию. с конусным краном..??
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.