До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
05.02.2014
Поездка ушедшей эпохи
Когда было интереснее ездить в путешествие на автомобиле? В наши дни или, скажем, в семидесятые годы?
Ленинградские улицы эпохи семидесятых были пустынными. В сравнении с нынешними. Кстати, это кадр из популярной комедии того времени.
Я убежден — тогда!

И не только потому, что Луна в прошлом веке была больше, воздух чище, а рассказчик — моложе.

Куда важнее то, что обычная, по сегодняшним меркам, поездка тогда невольно превращалась в приключение! Авантюрное, непредсказуемое, самостоятельное: ведь мобильников и придорожных автосервисов нет в природе. Кафешек и АЗС на каждом километре тоже нет. Мини-отелей вообще не существует: ты рассчитываешь только на себя. А при таких условиях даже банальная по нынешним понятиям поездка из Москвы в Ленинград превращалась в мероприятие, к которому начинал готовиться задолго до старта...
Но в этом-то и была прелесть... Согласитесь, что смотаться за алмазными подвесками королевы к герцогу Бэкингему верхом на лошади куда романтичнее, чем с помощью «Эйр Франс» или DHL... Так и здесь.
Представляю, каким бредом все изложенное может показаться современнику. Подумаешь, приключение — съездить за 700 километров. Однако же попробую обрисовать отдельные моменты на примере именно этого, простейшего путешествия, с которого начинали многие. Многодневные тысячекилометровые броски с палатками и кострами пусть описывают более опытные коллеги. А я начну с топлива эпохи семидесятых...

БЕНЗИН

Бензин бывает не только А-76 и Аи-93. Бензин бывает за деньги и по талонам. И там, где берут одно, уже не принимают другое. А там, где есть 76-й, может не быть 93-го... При этом на следующей АЗС, которая будет километров через пятьдесят (!), запросто может не оказаться ни того, ни другого. Отсюда вопрос: опуститься до 76-го или тянуть «на авось» до следующей заправки?
Эту «АЗС» на полдороге в Питер, которая мне казалась непотопляемой, все-таки прикрыли пару лет назад. Надолго ли — не знаю
Где брали талоны? Проще всего было поехать за город, где в каждом втором хозяйственном магазинчике на кассе продавались эти самые бумажки — и на 76-й, и на 93-й... Кстати, посещение любого такого магазинчика было равноценно походу в музей: это сегодня всюду продают одно и то же китайское (ругательство пропустить), а тогда обязательно попадалось нечто необычное — от местной промышленности! А чем дальше от Москвы, тем интереснее — какие-нибудь неожиданные инструменты, открывалки, коптильни... А также, представьте себе, дефицитные запчасти! Скажем, жигулевские тормозные колодки — 7-60 за четыре штуки, уже завернутые в газету... Или тормозная жидкость «Нева» — ну нет ее в столице, а по дороге — вот, повезло...

Ехать куда-то без канистры было ребячеством. Почти все они нещадно текли, поэтому возить их старались вертикально... Жигулевский багажник это позволял. Ну, и плюс воронка, конечно же — без нее бензин не залить.

Жигулевский бак — это 39 литров. Пару раз заправлял абсолютно пустой бак — почему-то в него влезали все сорок, а заправщица начинала орать, что я мешаю ей работать, и в знак протеста уходила совсем Сорок литров сначала стоили 4 руб, затем 8, еще чуть позже — 16... Четырехкратное повышение! Конкретные годы подобной «коррекции» точно не помню.

Кстати, очень многие считали, что 4 руб. за бак — это расточительство, и старательно переводили бедного «жигуля» на 76-й, который был на 25% дешевле. Разница существенная, но приверженцы низкого октана на АЗС вообще не ездили, предпочитая сливать его у водителей грузовиков, тратя еще вдвое меньше... Тибрили, в общем.
Как все мечтали о дизелях — это отдельная тема. При условии, конечно, что он будет только у тебя, а не у всех подряд. Мало того, что он экономичный, так водители дизельных грузовиков с радостью будут отдавать его тебе чуть ли не даром... Я по этой части всегда был лопухом и о дизтопливе всерьез не думал. Потому что частникам его, в общем-то, и не продавали...

ПРОПИТАНИЕ

Представьте: никаких дорожных кафе на каждом километре нет в помине. Есть полторы столовых с огромными очередями. Единственное приличное на вид место меж двух столиц, уцелевшее по сию пору, называлось «Любава», но в те времена было абсолютно понятно, что там «местов нет». Я честно возил с собой самодельный самоварчик на спиртовых таблетках — тот закипал минут за 10 — 15. Чай, хлеб, огурчики, помидорчики, колбаска, шоколадки — все это в полусотне метров от трассы, а ты — настоящий автопутешественник! По крайней мере, хотелось так думать.
Об этом месте предупреждал единственный на М10 знак с водопроводным краном. Источник воды, короче говоря. В советские времена остановка здесь была обязательным ритуалом. Хотя, в общем-то, по всюду встречались колодцы и колонки с водой. Источник все еще цел, но вокруг, скажем так, не очень чисто. А тем, кому сегодня нужно объехать сумасшедшую вышневолоцкую пробку, нужно свернуть в лес, на Зеленогорский...
Чтобы покончить с общепитом, упомяну такую деталь: в одной из поездок из Питера в Москву наивно решил, что налью кипяточку в термос где-то по дороге. Меня пожалели только... через 300 км: где то под Вышним Волочком уговорил тетеньку в какой-то столовке! Именно с той поры перешел на самообслуживание и соорудил самоварчик. А спиртовые таблетки попали в перечень необходимого снаряжения.
Это сегодня такие вот забегаловки на каждом шагу. А вот лет сорок назад их просто не существовало.
ГОСТИНИЦЫ

Их, можно сказать, не было. Впрочем, для интуристов, для организованных групп и просто для блатных это все как-то работало. Но просто так приехать в тот же Питер и зайти в гостиницу переночевать — это даже не смешно. А уж если вы приехали с дамой, не отмеченной правильным штампом в вашем паспорте, то не смешно втройне. Бывалые ухитрялись ночевать на каких-то базах отдыха типа «Рыболов-Спортсмен», где во главе угла почему-то были именно рыбы, а не моральный кодекс. Я пару раз умудрялся договариваться с одним ленинградским заводом, у которого была общага где-то на Судостроительной улице. Там было классно: комнатенка располагалась на 14 этаже без лифта, а пыль с покрывал не вытирали со времен декабристов, но все же это была отдельная комнатенка в Питере! Чего еще надо-то? Подумаешь, на 14 этаж сбегать... Стоило удовольствие несколько рублей в сутки — принимающие их бабушки располагались парой этажей ниже и ничем не интересовались...

Впрочем, этот прием я освоил не сразу. Несколько лет до этого мы ночевали прямо в «жигулях», в центре города — на Лебяжьей канавке. А утром умывались из этой самой канавки! Но завтракали с шиком — ели пышки (для москвичей — пончики!) на улице Желябова (так тогда называлась Большая Конюшенная).
Вот у этой самой Лебяжьей канавки мы умудрялись когда-то ночевать в «жигулях». Сегодня сама канавка выглядит примерно так же, но машину уже не поставить, даже если захочется. А Летний Сад вообще не узнать — какие-то заборы повсюду...
Когда поездка занимала только субботу и воскресенье, то пользовались другой схемой: выезжали в пятницу вечером (тогда пробок не было) и ехали километров 400-500, пока едется.
Приятно взглянуть, правда?
А потом, увидев знак с падающей елочкой, заезжали на площадку для отдыха — это, как правило, просто пустырь в полусотне метров от трассы. Из удобств там был мусорный бак, иногда стояла скамейка. Здесь же ночевали дальнобойщики — рядом с ними было как-то спокойнее.

РЕМОНТ

Всякую ерунду типа прокачки тормозов я ремонтом никогда не считал — так, утренняя гимнастика... Но один раз у меня на ВАЗ-2101 пробило прокладку трубы глушителя у выпускного коллектора. Грохот, вонь — в общем, нехорошо. Тоже не ахти, какая проблема, но прокладки-то у меня не было! И в магазине на улице Салова ее тоже не нашел.
Автосервис... Кто отгадает, современное это фото или древнее?
Вспомнил магическое заклинание: нужно по-наглому подъехать на СТО, пробиться к окошечку и сказать: «Я — транзитник!» Так и сделал, но был послан: мол, у нас все равно ничего нет! Ни тормозухи, ни масла, ни рабочих. А состояние машины нужно дома перед выездом проверять, е-мое! Однако мой скулеж вскоре победил, и меня отправили в волшебное место — в бокс для... интуристов! Там предупредили, что если вдруг подъедет живой японец на иномарке, то меня вместе с бибикой немедленно вышвырнут на улицу в любом состоянии. Но тогда мне повезло: полчаса никого не было. Работяги притащили откуда-то прокладку, открутили четыре гайки (одну — навсегда, сломав шпильку!), затем ломом отодвинули движок от трубы, впихнули туда прокладку и затянули три гайки обратно... Честно говоря, тогда я был счастлив такому исходу...

ДОРОГА

Она была интереснее. Иногда нас обгоняли настоящие иностранцы — на ненашенских машинках, с ненашенскими номерами: все это было в диковинку, как в кино. В районе Завидово, где слева-справа от дороги лежат водные глади Шоши и Волги, было сказочно красиво: по обе стороны дороги росли высоченные густые деревья! Ощущение было примерно как в фильме «Большой вальс», где Иоганн Штраус лихо сочиняет новую мелодию, а Карла Доннер (Милица Корьюс) ему помогает...
Та-рам, та-рам, та-рам — пам пам.. «Проснулись мы с тобой в лесу...»
Сегодня похожий участок дороги уцелел близ Великого Новгорода, если ехать не по унылой объездной, а через Пролетарий... Но на Иваньковском водохранилище все к чертям повырубили. Для безопасности, вроде того...
Это и есть Пролетарий — название цело до сих пор. В апреле он выглядит примерно так — независимо от года и века.
Спокойная езда с парой остановок на «перекусить и все прочее» занимала 9-10 часов. Безо всяких «гонок на выживание» — сколько раз хотели, столько и останавливались. В Вышнем Волочке обязательно залезали на плотину: тогда там не было огорожено, а спешки, как сегодня, не наблюдалось... За Красным Маем можно было спокойно искупаться.

Кстати, водители-отморозки существовали всегда. Они хвастались тем, что покрывают расстояние за пять часов: мол, ночью даем 140 км/ч, нигде не тормозим и все такое. Комментировать не хочу.

ИТОГО

Любопытно, что в семидесятые годы, когда я только начинал самостоятельно выезжать из города, мне уже встречались люди, которые говорили: мол, это уже не езда — больше рулить не буду! И вспоминают, как они ремонтировались в каких-то колхозах и совхозах, как просто было заночевать в любой деревушке, как чисто было вокруг...

Сегодня понимаю: наверное, так оно и было.

А недалек тот день, когда сидеть за рулем будет вообще не нужно. Заложил маршрут, сел сзади и спи спокойно — компьютер дотащит.

Кому-то это, безусловно, понравится. Но ему никогда не понять, что его лишили всех мелких радостей, которые реально существовали совсем недавно...
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

олд джек
06.02.2014 22:13:15
Действительно ностальгия в чистом виде, да еще так вкусно поданная.
Увы, времена "двушек" в телефонном автомате и мороженого по семь копеек ушли навсегда, да что там - мы последнее поколение, заставшее и пользовавшееся "плоскостными стоянками", или в просто - гаражами-шанхаями. Последние кооперативы стираются с лица не только Москвы, но и других крупных городов, скоро останется только вспоминать ту вольницу с окраской пылесосом и переборкой движков в собственном гаражном рае))))
grozab_1
07.02.2014 01:21:28
Эхх, старые добрые времена)
Михаил Владимирович
07.02.2014 07:36:35
Вот в основном почему-то все добрым словом вспоминают. Ничего не было, но было что-то хорошее!
ТИЗ
09.02.2014 01:37:43
Шиномонтажей тоже не было. Тогда и освоили бортовку покрышек методом либо домкрата под кузов, либо наезда на спущенную покрышку колесом машины...
олд джек
09.02.2014 23:35:57
Да, или еще часто приваривали шарнир с вставляющейся трубой к воротам или коробке ворот в гараже и рычагом через брусочек сплющивали покрышку... или монтаж бескамерной покрышки на диск скрученной веревкой...;)
Михаил Владимирович
13.02.2014 08:20:29
Формально шиномонтажи кое-где были. Нечто уродливое и наглое. Даже вспоминать не хочу.
casualgoer
30.03.2014 22:09:34
Фото современное. На заднем плане опора сотовой связи.


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе

В прошлой жизни был электронщиком; имел 9 научных работ и внедренных изобретений в области цифровой техники. До перестройки создавал первые отечественные накопители на гибких магнитных дисках, системы зажигания на инфракрасных лучах и противоугонные устройства с синтезатором речи. Однажды стал лучшим конструктором Электротехпрома СССР, за что получил премию в 200 рэ!

популярное