Блокнот
13.02.2019
О будущем не говорят - его делают!

«Рыба ищет, где глубже, а человек – где хуже».

Аркадий и Борис Стругацкие. «Стажеры»


В середине прошлого века, в послевоенном Союзе ССР, мы не знали слов «Невозможно» или «Нереально». Даже самый распоследний на свете троечник дрался с отличниками за библиотечных Стругацких. И, как молитву, повторял про себя манящие строки тех, кто уже заглянул в будущее:

«Между тем Тайя разгоралась всё ярче в перекрестии нитей курсового телескопа. Тайя была целью трёх первых звёздных. Она была одной из ближайших к нашему солнцу звёзд, у которой давно уже были отмечены нера-венства в движении. Считалось, что Тайя может иметь планетную систему. Перед нами к Тайе шёл Быков на «Луче» и Горбовский на «Тариэле».

Ради такого будущего стоило жить. И мечтать, конечно же. Мечтать не о банковских счетах Мистера-Твистера, и не о побрякушках, награбленных капитаном Флинтом, а совсем о другом. Например, о том, как будет покорять Красную планету мой марсоход, который я уже нарисовал на промокашке школьной тетрадки. И мы яростно спорили, где будет тяжелее: на Марсе или на Венере?

Тогда мы жили в настоящем. Но нам все время показывали светлое «завтра» и активно доказывали, что именно мы можем сделать его таким. Мы гордились прошлым и стремились в будущее. И поэтому в октябре 1957 года сумели пер-выми в мире бросить металлический шарик массой под центнер с такой силой, что он целых три месяца не хотел возвра-щаться обратно на Землю. Другие страны – сильные, богатые и завистливые – слушали наш «бип-бип» и задирали головы в недоступное им небо.

Фестиваль технических музеев, который стартует в Сокольниках в марте 2019 года – это своего рода машина времени. Она покажет, во что превратились те самые картинки с промокашек, нарисованные когда-то мечтателями эпохи Королева и Гагарина. Наши соотечественники довели свои мечты до металла и космических скоростей – через «невозмож-но» и «не получится». Это – наглядное пособие для тех, кто сегодня гундосит о том, что «в этой стране никогда и ничего не было».

В нашей стране все это было! И еще многое будет. Приходите на выставку, приводите детей, любимых и знакомых.
Здесь – интересно!

МАРСОХОД

Аппарат на титановом шасси был создан Институтом космических исследований еще в прошлом тысячелетии. Его инженерный макет (130x105x70 см) прошел испытания для космического проекта «МАРС-96». Однако «девяностые» вынесли свой вердикт, никак не связанный с техникой: мол, денег нет…

Вместе с марсоходом тех лет умерла чья-то мечта испытать свое детище на Марсе. И созданный вездеход был к это-му готов! Шестиколесное полноприводное шасси, сочлененная рама с изменяемым клиренсом, колесный и колесно-шагающий режимы движения, уникальные металлоэластичные колеса – все это было реализовано наяву. Машина массой около 50 кг была готова искать марсианскую воду, регистрировать «марсотрясения», исследовать атмосферу четвертой планеты и т.п. Она была обучена карабкаться через препятствия 250-300 мм и уклоны до 30 градусов и двигаться по россыпи булыжников размером до 200 мм.

Эта машина не была на Марсе. Но она могла и очень хотела там побывать.
Масштаб макета 1:1
ВЕНЕРА-10

Стартовав с Байконура 14 июня 1975, межпланетная станция «Венера-10» взяла курс на Страну Багровых туч, опи-санную Стругацкими. Орбитальный блок аппарата должен был оставаться на орбите ближайшей к нам планеты, а спускаемому аппарату массой 1560 кг предстояла посадка в неизвестность. И 25 октября того же года он это сделал!

Станция передала на Землю первые в истории фотографии венерианской поверхности. Ее приборы сообщили о содер-жании в грунте естественных радиоактивных элементов. Давление оказалось многократно выше земного – аж 90 атмосфер! Да и температура – под стать давлению: 457 С, почти по Брэдбери.

Фантасты были огорчены: поверхность Венеры оказалась раскаленной каменистой пустыней, усеянной скальными обломками, размером до одного метра в поперечнике. Атмосфера – почти сплошь из углекислого газа, в которой «до кучи» присутствуют капельки серной и соляной кислот. Вулканы порождают мощные электрические разряды: «Венера-10» фиксировала грозы! Кстати, скорость ветра здесь может достигать400 км/ч.

Масштаб 1:2,5

ПЕРВЫЙ СПУТНИК

«В ту ночь, когда Спутник впервые прочертил небо, я… глядел вверх и думал о предопределённости будущего. Ведь тот маленький огонёк, стремительно двигающийся от края и до края неба, был будущим всего человечества... Тот огонёк в небе сделал человечество бессмертным… Я благословил русских за их дерзания...»

Эти слова принадлежат Рэю Брэдбери, на фантастике которого выросло не одно поколение землян. Событие, проис-шедшее 4 октября 1957 года, нанесло мощнейший удар по престижу тех, кто при каждом удобном случае называл нашу страну отсталой и немощной. Ракета-носитель, созданная на базе межконтинентальной Р-7, забросила в космос шарик массой 83,6 кг и диаметров 58 см с такой силой, что всем стало ясно: это – первый искусственный спутник Земли.

Радиопередатчики первого спутника излучали свой знаменитый «бип-бип» в течение трех недель после запуска. Всего первый спутник пробыл на орбите три месяца. Но уже 3-го ноября 1957 года на втором ИСЗ в космос полетела наша Лайка…

Для справки: США смогли запустить свой спутник только в феврале следующего года.

Масштаб макета 1:1

ИНТЕРКОСМОС-1

Через шесть лет после гагаринского облета нашей планеты начала действовать программа, получившая вскоре имя «Интеркосмос». Девять соцстран договорились сообща исследовать ближний космос. Понятно, что все космические аппараты сооружал, естественно, СССР – а кто же еще-то? Базовую ракету создало КБ академика Янгеля.

«Интеркосмос-1» покинул Землю 14 октября 1969 года, окидывая ее взглядом с высоты от 260 до 640 км. Ему было поручено изучать Солнце. Питание, конечно же, тоже от Солнца. Система ориентации тех лет обеспечивала точность в 1-2 градуса. Масса аппарата – 260 кг, масса полезной нагрузки – 31,35 кг. С его помощью впервые в истории удалось обнаружить и измерить поляризации рентгеновского излучения нашего светила.

Масштаб макета 1:2

ПРОГРЕСС

К кораблям «Прогресс» намертво приклеилось обидное слово «грузовик». Заметим, что это – беспилотный грузовик: таких и на обычных дорогах-то пока что практически не видать. А вот космические беспилотники трудятся в космосе с 1978 года. Орбитальная станция давно стала чем-то привычным, да и фамилий нынешних космонавтов никто тол-ком не помнит, но их жизнь по-прежнему целиком зависит от стабильности работы этих самых грузовиков. Первые грузовики во время обратного рейса целиком сгорали в атмосфере, позднее их стали оснащать возвращаемыми капсулами, куда космонавты загружают результаты своих исследований. До Земли капсула добирается на парашюте.



ВЕРТИКАЛЬ

«Вертикаль» – пример того, как вчерашняя фантастика, поставленная на поток, превращается в нечто привычное и совсем даже неудивительное. Одноступенчатые геофизические ракеты безо всякой рекламы и шумихи научились забрасывать на орбиты астрофизические обсерватории массой около 1300 кг. Результаты исследований передавались на Землю по радио или спускались в контейнере на парашюте.

«Вертикали» успешно летали с 1970 по 1983 год.

Масштаб макета 1:3

СОЮЗ

«Союз» – имя известное: многоместный космический корабль, задуманный еще в 60-е годы, по сей день не имеет себе равных по надежности и послужному списку. Появляются модификации, внедряются новшества, но имя остается. И жалеть «Союз» может только об одном: он так и не слетал на Луну! Мало кто знает, что его разработка изначально была связана с советской лунной программой… На нем предполагали отрабатывать сближение и стыковку на около-земной орбите, а также облет Луны и возвращение на Землю. Но позднее задачи «Союза» ограничили околоземным пространством.

«Корабли «Союз» в 1969 году образовали первую космическую станцию – два космонавта в скафандрах осуществили переход между «Союзом-4» и «Союзом-5». В 1970 году пилотируемый «Союз-9» осуществил первый длительный полет – около 18 суток. В 1975 году был проведен совместный полет «Союз – Аполлон». С июля 2016 года начались полеты кораблей новой серии «Союз МС».

Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе

В прошлой жизни был электронщиком; имел 9 научных работ и внедренных изобретений в области цифровой техники. До перестройки создавал первые отечественные накопители на гибких магнитных дисках, системы зажигания на инфракрасных лучах и противоугонные устройства с синтезатором речи. Однажды стал лучшим конструктором Электротехпрома СССР, за что получил премию в 200 рэ!

популярное