До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

культпросвет
23.10.2013
«Машина власти»

Автор: Н.С. Травников
Формат: 280×260 мм
Объём: 417 страниц
Тираж: 3000 экземпляров
Цена: 5000 рублей
Отпечатано: «Московский печатный двор»

Толстая книжка про все автомобили высшего класса, производившиеся в Ленинграде и в Москве почему-то снова начинается с фотографии лимузина Бьюик 1932 года, сделанной у заводоуправления «Красного Путиловца» в 1932-м и сохраненной для истории Юрием Аркадьевичем Хальфаном, что, к сожалению, нигде не упоминается. 

Книга базируется на воспоминаниях людей, принимавших участите в создании советских «членовозов» (извините, «автомобилей высшего класса») и книгах советских историков — Долматовского, Шугурова и других. Гораздо лучше, когда об автомобилях пишут профессиональные специалисты, которые занимаются скрупулезным изучением темы, конечно, базируясь в том числе на воспоминаниях создателей и эксплуатационников, однако относясь к ним критически. И вот почему: завод это конвейер, и правительственный кортеж — это тоже конвейер и каждый в нем занимает определенное, только ему порученное место. Например, тот же Суходрев — переводчик, в его задачу входило грамотно и дипломатично перевести выражения и слова каждого из собеседников, а зачем ему вникать в автомобильные тонкости, у него забот, проблем и так хватало. Или обойщик сидений, которому было плевать на то, как там устроен задний мост, его работа — «диван для хозяина». 

Качество большинства фотографий в толстой и тяжелой книжке тоже вызывает сомнения. Многое фотографии скачены из интернета далеко не с лучшим разрешением, хотя можно было бы поискать оригиналы. Впрочем, мало кто сейчас готов всерьёз и глубоко изучать историю советских правительственных автомобилей, ведь они никогда не были потребительским товаром, то есть предметами, который можно купить за деньги. В советские времена «культ автомобиля» не соответствовал государственной идеологии, а эксплуатация автомобиля высшего класса индивидуальным владельцем в СССР была невозможна из-за её высокой стоимости. Все соседние государства, включая Финляндию, покупали для своих руководителей Кадиллаки, Линкольны, Крайслеры или Роллс-Ройсы. Автомобили же ЗИС и ЗИЛ, даже несмотря на некоторые свои оригинальные технические решения, никогда не были мировым эталоном. Уж если кто и должен был заботиться о сохранении своей истории то это сам Завод имени Лихачева. Однако там, как и на других автозаводах, главным всегда было выполнение и перевыполнение плана, а вовсе не тоска по прошлому. 

Листая книжищу, приходишь, по крайней мере, к одному бесспорному выводу — в Москве печатают гораздо лучше, чем в Твери.

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

1
shelby500
Вообще ИМХО, это общая проблема российских книг по истории автомобилей. Стоят они намного дороже, скажем американских, а качество не всегда соответствует цене. Некоторые и вовсе откровенно пытаются разбавлять не автомобильной тематикой -- моды тех лет, билеты в кино, наклейки с бутылок.... Не хорошо.

А снимки -- это проблема. Их надо покупать, выменивать у коллекционеров. Часто некоторые фото могут быть только в одном экземпляре и только у одного человека с плохим характером. С интернета дернуть, оно проще...

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация