культпросвет
09.10.2013
«ЗИС-101»

Автор: Владимир Киреев 
Издатель: Николай Панули 
Формат: 210 х 230 мм 
Объём: 72 страницы
Цена: 1 000 рублей

В СССР и в России всегда и всё любили копировать с западного. Впрочем, этим занимались японцы, занимаются китайцы. Однако мы, несомненно, были первопроходцами. И речь не только об автомобилях. Примерно лет двадцать пять назад в США появилась серия книг под названием «Фото архив» - просто и доходчиво. Такие книжки содержали фотографии автомобилей прошлых лет из частных архивов, и архивов производителей показывающих эволюцию определенного типа или серии автомобилей, а под иллюстрациями – небольшие подписи о самом главном на том или ином снимке. Они сразу же стали популярными, потому что большинство людей не любят читать, а любит созерцать картинки, хотя и не всегда готовы в этом признаться. Эту идею и скопировали издатели книг о ЗиС-101, ГАЗ-АА, ГЛ-1 и других. Но посмотрите: какое сложное трудно читающееся и запоминающееся название дали авторы серии своих книг: «АВТОМОБИЛИ ВО МНОЖЕСТВЕ ВАРИАНТОВ И ФОТОГРАФИЙ».

Обложка выглядит как копеечная советская коробка из под спичек или фиолетовые чернила, которыми писали школьники во времена производства ЗИС-101, совершенно не соответствует изложенной теме. Гораздо лучше обложка книги про ЗиС-101 смотрелась бы в тёмно-красном цвете. Книжка напечатана ООО «ИПК Парето-Принт», что в Твери качеством гораздо лучшим, чем печатали журнал «За Рулем» в 1930-1993 годы, однако даже до современной китайской полиграфии не дотягивающим.

В книжке собраны фотографии из заводского архива АМО-ЗИС-ЗИЛ, сделанные профессиональными фотографами. Фотографировать в 30-х было дорого и сложно – не то что сейчас. Поэтому любительских снимков в книге практически нет. Если ваша бабашка много рассказывала вам о своей молодости, пришедшейся на середину тридцатых, вам будет небезынтересно проникнуться духом той героической эпохи, рассматривая ранее нигде не публиковавшиеся уникальные картинки.

«Современные историки» совершенно не понимают реальной жизни той эпохи. На первой странице автор пишет: «Весьма спорный с экономической точки зрения план производства автомобилей такого класса в СССР был поддержан только решимостью верховной власти развивать собственную национальную автомобильную индустрию». Однако для развития массового производства автомобилей выпуск машин высшего класса не имеет никакого значения. В восьмидесятых годах прошлого века наиболее авторитетный энтузиаст отечественной автомобильной истории Евгений Игнатьевич Прочко заметил: «…мелкосерийным строительством автомобилей высшего класса могут заниматься даже в промышленно неразвитой стране, а вы попробуйте делать миллионы автомобилей в год…» Поэтому главной причиной налаживания производства крупнолитражных автомобилей на Московском автомобильном заводе имени Сталина стала потребность высших руководителей страны иметь многоместные комфортабельные лимузины отечественного производства, чтобы не зависеть от импорта таких машин, и самое главное, получать необходимые для ремонта и эксплуатации материалы в непосредственной близости от ГОНа. Экономический фактор не имел никакого значения.

Большинство «историков» любят цитировать труды Юрия Ароновича Долматовского о копировании советских автомобилей. Однако говорить о слепом копировании ЗиС-101 с Бьюика в корне неправильно. Автомобиль ЗиС-101 создавался на основе изучения американских аналогов, закупленных для ЗиСа, фотографии этих аналогов сохранились в том же архиве АМО-ЗИЛ и их было бы полезно поместить в книгу.

Впрочем, при всех упомянутых недостатках, книга получилась весьма любопытная. При тираже в 1000 экземпляров ей на роду написано превратиться в библиографическую редкость тотчас же после выхода.

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
dmitry.dashko.7
У рецензии автор есть?
0
Ivankalayev
Вопрос риторический.
Сами собой буквы в строчки не складываются.
Автор есть даже у буквы "Ж" на двери сортира.
0
vivalastone
мне нужно связаться с автором этой книги , кто знает как его найти в соц. сетях ?
0
vivalastone
Я хотел бы связаться с автором книги,87772540092 kanat_1956@mail.ru Канатбай.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация