До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Курс «немолодого» бойца

В помощь раллистам, успешно сделавшим первые шаги, предлагается цикл статей, позволяющих освоить мудрости и премудрости любительского ралли, и не только.

СУДЕЙСКАЯ ЗАДЕРЖКА

Давным-давно, век назад из автомобильных соревнований, которые назывались скучным словом «пробег», родились ралли. Их возникновение тесно связано с отечественным автомобильным спортом и с испанскими приключениями наших соотечественников. Интересно, что судейский контроль в дальних пробегах, выполнялся двумя способами. Один, привычный для нас – внесением отметки на судейском посту в особый лист плотной бумаги, сейчас называемый «карнет» или «контрольная карта». Второй – записью в журнал судьёй, который находился непосредственно в автомобиле участника. Кстати, судьи-контролёры, находящиеся в автомобиле, подвергались серьёзному риску, включая удары букетов цветов, которыми восторженная публика приветствовала героев-путешественников. Много ли сейчас найдётся судей, согласных ехать вместе с экипажем? Обратимся к отметке на судейском посту. Ралли – во многом заочное соревнование. Честность и внимательность судей – единственный залог объективного результата. Но человек неизбежно ошибается. Небрежность и невнимательность участников даёт щель, в которую проскакивает ошибка судейской записи. Потом, после финиша судейские записи карнета обрабатывает секретариат, т.е. иные судьи, которые на трассе не были, ситуации не видели. Что делать, когда ошибка, как говорится, «вкралась»? Об этом речь впереди, а сейчас изучим действия экипажа, если линейные судьи (так называют судей, стоящих на трассе ралли) не успевают «обслужить» участников ввиду их наплыва.

В ралли есть только два вида соревнований. Первый – дорожные, второй – дополнительные (ДС). Дорожные – соблюдение маршрута и расписания с точностью до одной минуты. Дополнительные бывают разными; чаще всего это короткие, но более сложные участки трассы, на которых экипаж «отчитывается» секундами. А раз так, то старт на ДС (дополнительных соревнованиях) часто назначают в целую минуту, т.е. когда исполняется ровно ноль секунд. Что получается? Экипаж приехал, допустим, в 11 часов 22 минуты и 33 секунды. Для дорожных соревнований – в 11:22, поскольку секунды отбрасываются. На старт ДС судьи хотят выпустить экипаж поскорее, но обязательно «в целую минуту». Как бы быстро ни писали линейные судьи в протокол и в карнет, секунд 15-20 на это уходит. Итого, в 11:22:33 экипаж подал карнет, судьи записали время, а теперь хотят назначить целую минуту старта. Две записи, полминуты долой. Получается, что в 11:23 экипаж вряд ли сумеет принять старт, придётся ждать 11:24 (и ноль секунд). Тем временем, следующий экипаж, идущий через минуту согласно межстартового интервала, прибывает, допустим, в 11:23:44. Ему придётся давать старт ещё через минуту, т.е. в 11:25, а если судьи замешкаются с записями, то в 11:26. Лавина нарастает. Интервал времени между, допустим, 11:23 и 11:26 выглядит пугающим: три минуты стоим, не опоздаем ли? Виноват ли экипаж, который прибыл к старту и готов ехать дальше, а «целые минуты» старта наступают мучительно редко? Да, иногда виноват экипаж! Как избежать опоздания?

Снова внимательно вглядимся, куда именно опасается опоздать экипаж? На ДС? Нет, поскольку время на ДС отсчитывается от момента старта, ни на какой ДС экипаж не опаздывает. Дадут старт, возьмут финиш – вот результат на ДС. Кстати, становится яснее, почему принято стартовать в «целую минуту» – просто судьям секретариата легче вычитать время старта из времени финиша. Например, 11:44’55” минус 11:24’00” равно 10 минут 55 секунд. А теперь попробуйте 11:46’07” минус 11:35’12”. То-то же.

Суть в том, что экипаж, ожидая старта на ДС, попусту тратит время передвижения на части дорожного соревнования, как сейчас называют – на дорожном секторе. Ведь в маршрутном листе (МЛ) задан интервал между обрамляющими дорожный сектор пунктами КВ. Например, на преодоление трассы от КВ-5 до КВ-6 даётся норма времени 1:00, ровно час. А мы уже три минуты стоим, караул! Ведь даже самый «быстрый» по оформлению судейский пункт – КП со штампом, – тормозит экипаж: нужно остановиться, «шлёпнуть», разогнаться. Необъявленный в МЛ ВКП приводит к такой же потере времени, но заранее об этом никто не оповещает.

Вывод номер 1. Процедура оформления карнета на судейском пункте неизбежно замедляет экипаж на дорожном секторе. Больше судейских пунктов – больше замедлений. Следовательно, грамотный штурман обязан учитывать это объективное обстоятельство при ведении по времени экипажа. Если есть возможность набрать опережение без пенализации – надо набирать. Как? Об этом в других статьях данного цикла.

Раз мы выяснили, что больше всего экипаж вынужден задерживаться на стартах ДС, то штурману придётся размяться. Свою готовность экипаж демонстрирует перед судьями не въездом в зону судейского пункта: часто это запрещено при наличии там другого зачётного автомобиля. Экипаж подаёт карнет судьям старта ДС, тем самым сообщая, что он готов стартовать немедленно. Что делает судья? Он обязан поставить время отметки (с точностью до минуты, а секунды, увы, пропадут) именно момента предъявления карнета. Вот тот самый счастливый момент, когда судейская задержка начала фиксироваться. Непосредственно перед стартом ДС судьи записывают время старта, в том числе и в карнет. Фиксация судейской задержки выполнена полностью: есть её начало, есть время старта, а разница между ними – искомая судейская задержка. А если экипаж прибыл к очереди и не подаёт карнет? Это означает, что он не готов к старту. Ведь экипаж, подавший карнет судьям, может немедленно попасть в стартовую процедуру (волнующий обратный отсчёт 10-5-4-3-2-1), несмотря на упавшую на пол легенду, сломанный карандаш, ненадетый шлем (вот ещё пенализация!), невключённый секундомер и прочие дурацкие ошибки.

Вывод номер 2. Готовы сразу стартовать – немедленно несите карнет судьям старта. Помните, что неторопливый променад вразвалку может принести неприятность, когда секунды «перескочат» на следующую минуту. Фактически приехавший в 11:22:44 экипаж, принесший судьям старта карнет в 11:23:01, считается прибывшим в 11:23, а не в 11:22. Минута «сгорела».

Что теперь делать с судейской задержкой? Сначала рассмотрим простой случай, когда на ДС нет нейтрализации. Пусть экипаж успел подать карнет в 11:23, а получил старт в 11:30. Оба времени зафиксированы в карнете. Тогда говорят (и так же рассчитывает секретариат), что экипаж имеет судейскую задержку 7 минут. Вот тут перед опытным экипажем открывается новая приятная возможность. Экипаж стартовал на предыдущем КВ-5 в 11:00, норма времени по МЛ – ровно час, значит, на КВ-6 надо отметиться в 12:00. При судейской задержке 7 минут экипаж получает право отметиться в любой момент времени от 12:00 до 12:07 включительно. Любая отметка не будут пенализироваться: считается, что экипаж использовал судейскую задержку (как говорится, полностью или частично). Только необходимо учесть, что судейская задержка на следующий дорожный сектор не переносится: отметились, допустим, в 12:05 – извольте далее на КВ-7 ехать строго от 12:05, а не от 12:00, 12:01 и т.д. вплоть до 12:07. Удобство и приятность такой возможности отметки скрывается в расширенном интервале времени. Например, экипаж может сблизиться с товарищем по команде или, наоборот, отдалиться от другого экипажа, который путается перед ним и мешает ехать. Несколько судейских задержек на одном дорожном секторе суммируются. Было два ДС, на одном 7 минут, на другом – 3 минуты. Всего – 10 минут судейской задержки.

Вывод номер 3. Взяв судейскую задержку, экипаж расширяет время своей отметки на ближайший судейский пункт КВ. Либо догоняет исходное расписание, либо едет, не увеличивая среднюю скорость, либо использует часть судейской задержки. Судейская задержка срабатывает лишь один раз и не переносится на следующий дорожный сектор.

Бывает, что составитель трассы предусматривает накопление экипажей на каком-то ДС и объявляет нейтрализацию на нём, иногда используют слово «перерыв». Тогда экипаж действует осторожнее. В МЛ составитель трассы объявил перерыв 5 минут на некотором ДС. Это означает, что 5 минут экипаж будет «вне расписания», т.е. нейтрализован. Беспечный экипаж вообще не ходит отмечать время прибытия, мол, и так успеем. Предусмотрительный экипаж действует по отработанной схеме, т.е. подаёт судьям старта карнет немедленно по прибытии на ДС, получает время прибытия и проверяет, что судьи поставили время старта. А потом вычитает: простоял на старте ДС 7 минут, нейтрализация в МЛ заявлена 5 минут, вот и получается 2 минуты судейской задержки. А если экипаж простоял только 3 минуты? Тогда никакой судейской задержки не возникает, ведь обещали 5 минут, а справились быстрее. Судьи экипаж не задерживали.

Вывод номер 4.Когда на ДС объявлена перерыв (нейтрализация), то судейская задержка сокращается на его время.

Пожелаю новых спортивных успехов в ралли и не только.



Материал подготовил К.К.Крупников, стаж в автоспорте с 1973 года.