Топливный насос высокого давления


Дизельный двигатель прошел пожалуй самый длинный путь от изобретения до установки на автомобиль. Еще в 1893 году его изобретатель Рудольф Дизель получил патент на такой силовой агрегат, топливо в котором воспламенялось от воздуха, нагретого сильным сжатием. Затем пять лет ушло на то, чтобы построить работоспособный мотор – и он оказался в два раза эффективнее паровой машины. Стационарные дизели успешно работали в промышленности, на электростанциях и в качестве судовых двигателей. Но понадобилось еще долгие годы, чтобы дизель занял место под капотом автомобиля.

Главным препятствием оставался дополнительный компрессор. подававший топливо в цилиндр – он отличался большим размером и не мог работать на больших оборотах. В 1922 году эту проблему решил немецкий инженер Роберт Бош, сконструировавший топливный насос высокого давления. Вместо громоздкого компрессора он применил для нагнетания и впрыска топлива компактную гидравлическую систему, что существенно увеличило обороты. Она и позволила начать серийное производство автомобилей с дизельными моторами. Весьма интересен тот факт, что топливный насос для дизеля на фирме Bosch начали делать, используя многолетний опыт по изготовлению смазочных насосов, так как принцип действия у них практически один – подавать под давлением в нужное место точно отмеренный объем жидкости. В начале 1923 года компания Benz & Cie изготовила десять дизельных 4-цилиндровых двигателей типа OB2, которые снабжались топливной системой Bosch. Испытания грузовиков показали работоспособность двигателя, а также их значительную экономичность – на целых 25% по сравнению с бензиновым мотором. Еще несколько лет было потрачено на доводку самых ответственных и одновременно самых слабых звеньев – систем впрыска. Только в 1927 году фирма Bosch изготовила первый топливный насос высокого давления, который соответствовал всем требованиям. Но серийный легковой автомобиль с дизельным двигателем появился только лишь через несколько лет – им стал Mercedes-Benz 260D, представленный в 1936-м. На нем стоял четырехцилиндровый дизель, развивавший 45 л. с. Двигатель оснастили впрысковой системой фирмы Bosch. Главным достоинством новой модели стала экономичность. Средний расход горючего у 260D составил чуть больше 9 л/100 км, в то время как его бензиновый аналог потреблял при таком же пробеге 13 л. В 1938 году мотор этой модели оснастили заранее подогреваемыми калильными свечами Bosch, что существенно облегчило запуск мотора в холодную погоду.

Затем свои дизельные модели представили и другие автопроизводители, а сейчас в мире каждый второй легковой автомобиль оснащается двигателем, работающим на солярке.

Mercedes-Benz 260D Pullman-Limousine, 1938

Bosch-Diesel-Reiheneinspritzpumpe PE4A6A320, 1936