Система зажигания

В начала ХХ века уже можно было увидеть часто увидеть сценку, когда какой-нибудь водитель с бешеной скоростью крутил заводную ручку автомобиля – это смешное и чудаковатое вращение ручки было не чем иным, как запуском двигателя с помощью тогдашней системы зажигания – магнето.

До его изобретения зажигание было главной из всех проблем. Поэтому рабочую смесь в камере сгорания каждый зажигал чем мог: от огнеопасных калильных трубок Даймлера до катушки Румкорфа, питаемой током гальванического элемента. Все эти устройства, а также их вариации работали по одному принципу – топливо воспламенялось от внешнего источника зажигания, что было пожароопасно и ненадежно. Вдобавок, заряда аккумулятора или другого источника электричества хватало лишь на пару десятков километров езды, ведь никаких устройств для подзарядки наподобие генераторов тогда еще не существовало. Долгое время никто не мог предложить никакой альтернативы, а из-за ненадежного зажигания двигатели внутреннего сгорания с трудом выдерживали конкуренцию с машинами на электрической тяге и автомобилями, оснащенными паровыми силовыми установками. В газетах и журналах конца XIX века на полном серьезе писали о том, что автомобили с ДВС не имеют никаких перспектив…

Проблему решил Роберт Бош – основатель одноименной фирмы Bosch. Именно ее инженеры в 1897 году было создано устройство, генерирующее электрическую искру. Впервые магнето установили на трицикл De Dion Bouton, а затем и на автомобиль. Одновременно изобретением магнето, Роберт Бош занялся усовершенствованием конструкции свечи зажигания. До этого никому не удавалось подобрать подходящий материал для изолятора и электродов. Но это получилось у Боша – изоляторы он стал делать керамическими, а электроды – из специального жаростойкого сплава. В результате появления магнето и усовершенствованной свечи системы зажигания Bosch достигли небывалого технического уровня, что гарантировало фирме успех на рынке. Благодаря системе «магнето – свеча» автомобили с бензиновыми двигателями получили новую жизнь – лучшим доказательством ее надежности стали победы в автогонках. Так, в 1903 году знаменитейший в то время бельгийский гонщик Камиль Женатци за рулем автомобиля Mercedes 40HP выиграл в Ирландии гонку Кубок Гордона Беннета. Всю трассу его машина прошла без поломок, тогда как автомобили соперников терпят одну неприятность за другой – чаще всего из-за ненадежных систем зажигания, а Mercedes Женатци наоборот оснащался самой новейшей с клеймом фирмы Bosch. После успеха с магнето на фирме Bosch началось производство генераторов, благодаря которым удалось создать батарейную систему зажигания без магнето. Подобная схема окончательно вытеснила магнето только к середине 30-х годов и существует до сих пор практически в неизменном виде.

Mercedes 40HP, 1902

Bosch-Hohspannungs-Magnetzunder Typ HdH, 1902