Ретроспектива
12.11.2013
Запонки

«Посмотрите на него — даже без перчаток! Без тесемок, без шнурка, без пряжек на ботинках!» 

Эдмон Ростан, «Сирано де Бержерак» 

Запонки далеко не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть сегодня. В конце XVII века пышные кружевные манжеты периода Ренессанса сменились более удобными разрезанными рукавами, концы которых скреплялись продеваемой в петлю лентой, тесемкой или шнурком. Действие пьесы «Сирано де Бержерак» происходит между 1640 и 1655 годами, и в данной цитате, малопонятной для современного читателя, речь идет именно об изящных тесемках или шнурках для связывания манжет. Их подчеркнутая элегантность (или, напротив, возмутительное отсутствие) стали символом общественного положения. 

Вскоре тесемки были заменены короткими цепочками с золотыми, серебряными или стеклянными пуговицами на концах. Они были намного удобнее и при этом выглядели роскошнее, чем шнурки и тесемки, поэтому очень быстро стали популярными. К слову, подобные необычные запонки-цепочки существуют и до сегодняшнего дня. 

В XVIII в. появились предки современных запонок, названные «манжетной кнопкой». Первые запонки были ювелирными изделиями и представляли собой подобие инкрустированной драгоценными камнями или украшенной эмалью пуговицы. Именно такими описывал их журнал «London Gazette» в 1684 году. Одним из излюбленных стилей было создание миниатюрных картинок на нижней стороне стекла или кварца (аналогичными картинками украшали булавки, кольца и медальоны той эпохи). 

В XIX в. манжентные кнопки получили новое название — «запонки». Вплоть до второй четверти XIX в. они были привилегией людей состоятельных, в первую очередь — аристократов. Запонки изготавливали вручную из золота или серебра, затейливо украшали, поэтому они заслуженно считались фамильными драгоценностями. Открытие процесса гальванизации драгоценных металлов (нанесение на обычные металлы очень тонкой пленки золота и серебра) значительно удешевило процесс изготовления нарядных и при этом дорого выглядящих запонок, сделав их намного более доступными. 

В 1880 году в США Джордж Кременц запатентовал машину для штамповки пуговиц и запонок, что сделало возможным массовое производство запонок и их широкую популярность. Тогда же появились модели со стержнями вместо цепочек и более простыми застежками. Компания «Krementz & Co» предлагала при заказе пару запонок в подарок, а вскоре и производители рубашек стали прилагать их к своим изделиям. 

Через несколько лет один из ярких статусных символов того времени превратился в популярнейший аксессуар. Бизнесмены стали носить запонки ежедневно вместе с вошедшими в моду в 1840 году французскими (двойными) манжетами. Помимо ювелирных запонок, которые по-прежнему могли позволить себе лишь люди состоятельные, популярны были сделанные на заказ запонки с локоном любимой под стеклом. До самого начала XX в. манжеты были отделены от рукавов рубашки, поэтому запонки обладали в первую очередь утилитарной функцией — использовались для их соединения. Впрочем, их эстетическая и социальная функция были не менее значимы. 

В 1920-х годах наибольшую популярность приобрели эмалевые запонки. Мода на них возникла во многом благодаря русским мастерам, в особенности бывшим работникам Фаберже, бежавшим за границу после октябрьского переворота. Во многих экземплярах 1920-х годов заметны русские мотивы. В 1930-е годы стал широко использоваться пластик, однако тогда же были созданы самые дорогие в истории запонки. Они были подарены будущему королю Эдварду VIII его невестой Уоллис Симпсон в 1935 году. Позже их продали на аукционе за $440 000. В 1960-е годы корпорация Swank Inc выпускала 12 миллионов пар запонок в год. Однако постепенно их вытеснили более практичные рубашки с пуговицами на манжетах. 

Выйдя из широкой моды, запонки смогли вернуть себе статус изысканного аксессуара. Сегодня они принимают на себя роль своего рода «кнопки» на французском манжете, который отворачивается сам на себя и на каждой стороне у него есть отверстие. В противоположность ему, у стандартных манжет с одной стороны есть пуговица, которая закрепляет другую сторону. Первоначально запонки носили с костюмами, сейчас модно их носить и в повседневной жизни. 

Рубашки под запонки, в свою очередь, стали отдельным направлением мужской моды. В первую очередь они отличаются формой и длиной манжета. Они примерно в два раза длиннее обычных, так как при ношении запонок манжеты складываются вдвое. Также рубашки под запонки обычно выглядят солиднее и стоят дороже своих «пуговичных» собратьев, так как предназначены для особых случаев: праздников, званых ужинов, различных мероприятий и т.д. Любителя подобной детали в одежде можно охарактеризовать как человека уверенного в себе, желающего подчеркнуть свою индивидуальность, ценителя стиля. 

Запонки — это символ элегантности и избранности. Классические запонки (прямоугольные или круглые, с инициалами, камнями или эмалью) будут прекрасным дополнением к образу успешного бизнесмена или политика, запонки с необычным дизайном (элементы механизмов, животных, самолетов и т.д.) подойдут к неформальной сорочке в клетку и джемперу или клубному пиджаку. Самым элегантным решением являются комплект из запонок, зажима для галстука и (иногда) колец, выполненных в одном стиле. 

Изготовители запонок позаботились и о любителях автомобилей, создав специально для них целую серию необычных изделий:

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
dmk
Спасибо за любопытную статью! Я вообще запонки считаю стильным аксессуаром, и последние годы ношу их почти каждый будний день :) Но все-таки запонки производства 50-70 годов в целом интереснее современных, хотя и сейчас встречаются интересные экземпляры, как правило от частных мастеров...
И кстати, кое-что из представленных на фото с удовольствием приобрел бы себе в коллекцию :)

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

18.07.2014 Porsche 917K 1969
Все статьи