Ретроспектива
11.12.2013
Бумажный GPS

Все любители олдтаймеров знают, что новое — это почти всегда хорошо забытое старое. Возьмем хотя бы спутниковые навигаторы, привычные сегодня каждому автомобилисту. А ведь мало кто знает, что еще в 1927 году были изобретены персональные навигаторы в виде наручных часов.

Устройство носилось на руке, а внутри него находилась миниатюрная карта в виде свитка, прокручивание которого осуществлялось двумя маленькими черными ручками. Цена устройства была приблизительно 5 фунтов, что с учетом инфляции сегодня приравнивается примерно ста долларам. 

В комплекте с этим персональным навигатором шло большое количество карт с маршрутами. В частности — улицы Лондона, дорога от Дортмунда и Лондона до Эдинбурга и т.д. Всего в комплекте было около 20-ти свитков с маршрутами, большинство из которых начинались в Лондоне. Кроме того, карты производились под заказ. Однако это остроумное, но очень неудобное устройство так никогда и не вышло в массовое производство... 

Впрочем, необычное изобретение, не вызвавшее особого интереса в виде наручного навигатора, попытались возродить в 1930-х в виде автомобильного прибора. Считается, что представленный на иллюстрации прибор Inter Avto, в котором тоже использовались карты в виде свитков, является первым автомобильным навигатором. Изобретение, по всей видимости, был сделано в Италии, поскольку на одном из изображений показан город Брандиззо, находящийся недалеко от Турина в Пьемонте. 

Он, как и современные спутниковые навигаторы, устанавливался на приборной панели автомобиля. К навигатору прилагался комплект карт-маршрутов в рулонах — как и к его наручному предшественнику. Во время движения карта перематывалась с одного рулона на другой через экран, отображая текущее местоположении автомобиля. Посредством троса прибор подключался к спидометру, что обеспечивало нужную «синхронизацию». Иными словами — скорость, с которой прокручивались рулоны, соответствовала скорости автомобиля. 

Изящность идеи и простота исполнения этого остроумного прибора вызывают восхищение, однако любое отклонение от маршрута сразу превращалось в серьезную проблему. В таком случае водителю приходилось устанавливать новую карту и находить точное место «вручную» по обычным картам. Этот недостаток бумажных рулонов с маршрутом, наверное, и стал причиной, по которой прибор не получил широкого распространения. 

Только благодаря появлению CD-ROM — нового носителя данных, способного вместить необходимую информацию обо всех дорогах мира, стала реальностью современная нам автономная навигационная система. Но и она — уже история. Одна из самых первых таких систем появилась двадцать пять лет назад, когда Blaupunkt — дочерняя фирма электротехнического концерна Bosch — выпустила на рынок навигатор TravelPilot. А в 1995 году появился и TravelPilot со спутниковой навигацией GPS. Обычный автомобильный атлас стал не нужен, а функция речевого вывода избавила водителей от необходимости смотреть на дисплей и позволила полностью сосредоточиться на дороге. 

И все же в контексте возможностей начала ХХ века бумажный навигатор оказался блестящей идеей, предвосхитившей появление современных GPS-навигаторов. Поистине, все новое — это хорошо забытое старое...

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Сhauffeur
Да уж... приходилось предкам изощряться...
0
shelby500
Сильно мудрено, проще уже карту мусолить. Как бы раньше так и делал и ничего нормально, хотя часто в не знакомом месте приходилось таблички на домах высматривать)

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

21.08.2015 На старт!
Все статьи