До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
13.01.2014
Профессия, которой не было

Советские автодизайнеры... 

Большинство наших сограждан удивится: разве таковые существовали? 

Что правда, то правда: до середины 70-х годов де-юро их не было. Имелись лишь втиснутые в тарифную сетку конструкторы такой-то категории, применявшие карандаши, ластики и ватман не только для вычерчивания общих видов и деталировки, но и для графических фантазий на автомобильную тему. 

Большая часть этого немногочисленного войска служила в заводских коллективах, подчиняясь Его Величеству Плану и усмиряя потребность в нелимитированном творчестве. 

«Чистых» художников-конструкторов, дизайнеров-еретиков, не стреноженных путами производственных догм, можно перечесть по пальцам одной ладони. Юрий Долматовский, Владимир Арямов, Эдуард Молчанов, Владимир Елтышев... 

Мы напомним еще об одном, незаслуженно забытом бойце «художественно-промышленного фронта». 

Представляем авторские работы дизайнера Эрика Владимировича Сабо. 

Чем он знаменит? Ну, хотя бы, внешним обликом культового микроавтобуса ЗИЛ-118 «Юность». Также в его портфолио имеются: экстерьеры грузовиков ЗИЛ-130 и −131, лимузина ЗИЛ-111Г, развозного фургона ЕрАЗ-3730, автобуса ЛиАЗ-677. 

Но не менее интересны проекты Эрика Сабо, не попавшие на конвейер. 

Часть из них — нереализованные заказы автозаводов. Зачем же заказывали, если знали, что «не потянут» внедрение? Как это зачем: для фарисейских отчетов «наверх»: мол, идем в русле мировых тенденций! 

Имелись у Эрика Сабо инициативные разработки, не принятые к реализации. Заводское начальство вежливо благодарило за «уникальные торговые предложения»... и продолжало гнать поток все более устаревающей продукции. 

Попадались и вовсе фантастические (по меркам советской эпохи) идеи, заранее обреченные на забвение. Но, что же поделать, если талант рвался на свободу! 

Впрочем, лучше не читать, а смотреть. 

Только что издано собрание избранных сочинений Эрика Сабо в двадцати высококачественных репродукциях формата А5. На обороте каждой иллюстрации — комментарии Автора. Они дают представление, в какой обстановке и с каким конечным результатом проходили работы над данным проектом. 

Буклеты с репродукциями Эрика Сабо можно приобрести на сайте или в московском магазине «Модельки», что в Протопоповском пер., д. 9. Возможно, география продаж будет расширяться. 

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

Страницы: 1 2 След.
0
Денис Орлов
Поздравляю с шикарным проектом! До определенного момента он являлся полной неожиданностью для меня. Что только утвердило меня в отношении к Крюковскому, как к большому мастеру. Привлекает "трехмерность" или, как раньше говорили, глубина осуществлённого. Когда вместе с автором эскизов по уцелевшим чёрно-белым фотографиям из технических отчётов восстановлены оригинальные цвет и тон. Было бы интересно прочитать о Сабо.
0
Андрей_Крюковский
Дайте мне еще 48 часов! Не хочу срезаться на какой-то мелкой фактологии, поэтому вычитываю и перепроверяю свою писанину.
Называться она будет так:

Прекрасное дитя Моссовнархоза,
или недолгая «оттепель» дизайна.

Волнуйтесь, подробности письмом! :D
0
S_Iones
Сказанное выше нужно «поделить на два»!

С ОДНОЙ СТОРОНЫ. Андрей Крюковский делает реально огроменное дело. Он выводит из безвестности и забвения имя и творчество талантливого автомобильного художника Эрика Сабо. Набор из 20 изданных Крюковским открыток - это, понятное дело, далеко не все портфолио, но и ВОТ ЭТОГО на первое время достаточно, чтобы о достойном человеке вспомнили и оценили его вклад. Особенно важно то, что удалось вспомнить и издать, когда Эрик Владимирович жив-здоров! Теперь мы можем назвать несколько популярных серийных машин, в формировании облика которых участвовал Сабо, теперь знаем автора рисунков из давно гуляющих по интернету проспектов Автоэкспорта, посвященных Москвичам, оцениваем, как Эрик Владимирович рисовал сложные рентгены матчасти тех же Москвичей.

Скетчи несостоявшихся разработок - тоже интереснейшая тема, да еще и с комментариями самого Сабо. Впрочем, плавно подхожу к другой стороне, можно быть уверенным, что и там, за бугром, у акул мирового автодизайна - у мастеров с громкими именами и самых знаменитых ателье ТОЖЕ ХВАТАЛО НЕРЕАЛИЗОВАННЫХ ПО РАЗНЫМ ПРИЧИНАМ ПРОЕКТОВ! ВОТ У НИХ тоже, вне всякого сомнения, есть целые портфели эскизов, так и не воплощеных в металле, а тем более, в серийном производстве. Творческая мысль художников ВСЕГДА и при любом экономическом режиме летит далеко впереди мысли конструкторов-практиков, а тем более, производственных возможностей и интересов экономической выгоды.

Продолжение следует...
0
S_Iones
C ДРУГОЙ СТОРОНЫ. Возникает резонный вопрос ПОД КАКИМ УГЛОМ ПОДАЕТСЯ история и биография? Не начинаем ли мы, отдавая должное одним, снова недооценивать других.

Первый посыл:
Советские автодизайнеры... Большинство наших сограждан удивится: разве таковые существовали? Правильно, удивятся... потому что за спиной - 25 лет оголтелой перестроечной пропаганды, унижающей все советское. Слыхали мы уже, что в СССР «не было автодизайна», «а было сплошное копирование». А еще нам тут пытались внушить, что при Советской власти «не было автоспорта», а кое-кто договорился до того, что автомобилизация России «вообще не состоялась». ХВАТИТ!

Имелись лишь втиснутые в тарифную сетку конструкторы такой-то категории, применявшие карандаши, ластики и ватман не только для вычерчивания общих видов и деталировки, но и для графических фантазий на автомобильную тему.

Однобоко. Похоже на зарождение новых мифов, только более изощренных, чем про «сплошное копирование».

Большая часть этого немногочисленного войска служила в заводских коллективах, подчиняясь Его Величеству Плану и усмиряя потребность в нелимитированном творчестве. «Чистых» художников-конструкторов, дизайнеров-еретиков, не стреноженных путами производственных догм, можно перечесть по пальцам одной ладони.

Резонный вопрос - а «чистых» художников конструкторов в автомобильной отрасли вообще много? Или связь между творческой фантазией и «производственными догмами» иногда ЕСТЕСТВЕННА и ЗАКОННА? И где объективный критерий, разделяющий «чистых» и «нечистых»? Или, может, за бугром ВОТ ВСЕ такие «чистые» художники ну никак «не стреноженные производством»?

СОМНЕВАЮСЬ!
0
S_Iones
ВОТ ФАКТЫ...
ВОТ КАК совместить утверждение, что «дизайнеров не было» с тем, что уже в 30-х кузовное бюро ЗИСа Ивана Германа занималось не только констьрукторскими, но и официально художественно-конструкторскими работами? Согласен, там были скорее конструкторы, чем художники. Иногда ВОТ У НИХ кое-что получалось. ЗИС-16, например.
ВСЕ ТОЛЬКО НАЧИНАЛОСЬ.

А ВОТ КЕМ, «чистым» или «нечистым» художником считать автора КИМ-10-50 Валентина Бродского? А зисовца Валентитна Росткова? А автора стиля Победы Вениамина Самойлова? А знаменитого Льва Еремеева? а автора Чайки Бориса Лебедева, а создателей ГАЗ-24 Циколенко и Киреева?

А как быть с тем, что в 60-х при Строгановке были открыты Высшие курсы промышленного дизайна, на которых училось много народу с ЗИЛа и МЗМА?

ПРОФЕССИЯ, КОТОРАЯ БЫЛА!!!
0
oldtimer_ru
Обещанное продолжение: http://oldtimer.ru/blogs/andrey_krukovskii/87/
0
Андрей_Крюковский
Не думал, что спровоцирую такую активную моно- дискуссию на тему статуса советских дизайнеров.
А дайте-ка я еще масла в огонь подолью!
Предположу, что в СССР вообще не было автодизайнеров! ВОТ!!!
Получив по лицу тухлым помидором, попробую, все же, обосновать эту крамольную мысль. Начнем с терминологии.
Чем занимаются дизайнеры во всем мире? Рисуют красивые машинки? Да, но это лишь надстроечное следствие базиса. Основная задача дизайнера (в содружестве с маркетологом) - разрабатывать облик автомобилей, которых жаждет (нет, вожделеет!) Рынок!
Облик автомобилей, за которые покупатель готов выложить свои кровные! Которые будут приносить прибыль и славу их производителю!
Сверхзадача дизайнера – заранее предсказать, просчитать или предвидеть рыночные требования и успеть предложить бестселлерную модель раньше, чем это сделает фирма-конкурент.
Именно дизайнер стоит на причинно-следственной вершине производственной пирамиды. Снизу на него с надеждой взирают конструкторы, технологи, менеджеры. Даже сам глава фирмы, нервно пожевывая сигару, ждет от дизайнера шаманского прозрения: «Вижу… вижу, что в будущем сезоне потребитель захочет вертикальную заднюю светотехнику на стойках пятой двери…». А маркетолог при этом кружится вокруг дизайнера в ритуальном танце и трясет бубном.
И, затем, (при условии, что руководство доверяет вкусу, опыту и удачливости своего промышленного художника) все усилия фирмы направляются на то, чтобы модель ХХХХ-года появилась именно в таком облике, как повелел Его Преосвященство Дизайнер.
Ну, а если он ошибся? Не знаю, отмечены ли факты четвертования дизайнеров или их сожжения на костре, но, наверняка, после такого фиаско у них появлялись существенные карьерные проблемы. Хотя, проколы случались, и не редко. То старик Студебекер в своей лебединой песне петуха даст, то Мерседес с А-классом незнамо чего учудит.
Но, тем не менее, именно дизайнер (при условии хорошо поставленного маркетинга) исстари обеспечивал фирме благоденствие, а его сотрудникам – возможность спокойно выплачивать кредит за домик на берегу озера Сент-Клэр и устраивать на лужайке перед гаражом уикендовские барбекю.
Так обстояли дела во всем мире. За исключением одной страны.
В ней ситуация с промышленными художниками (сокращенно ПэХэ) складывалась иначе.
ПэХэ делились на две группы.
Первая – это ПэХэ при заводских конструкторских бюро.
Вторая - условно-вольные ПэХэ, не обремененные планом выпуска готовой продукции. Естественно, эти два множества имели (как говорят математики) пересечения: и среди производственников встречались бунтари-одиночки, и сотрудники не-заводского подчинения впрягались в обеспечение выпуска серийных изделий. Но, как известно, исключения лишь усиливают правила.
Надо сказать, что между ПэХэ первой и ПэХэ второй группы имелось много общего.
И те, и другие были профессиональными, дипломированными рисовальщиками, живописцами, лепильщиками, макетчиками.
И те, и другие имели чувства вкуса, меры и здравого смысла.
И те, и другие благодаря средствам массовой (а также служебной) информации пребывали в курсе тенденций современного дизайна.
И те, и другие знали, что в Детройте (Штутгарте, Турине…) уже давно освоили штамповку глубокой вытяжки (гнутие панорамных стекол, изготовление пластикового обвеса…).
И те, и другие искренне недоумевали, почему в стране победившего социализма все это или запаздывает на пару десятилетий, или в принципе не осваивается.
Дальше начинались различия.
Заводские ПэХэ ворчали, но творили… то, что им велели. Каноническая фраза главного конструктора ЗИЛа А.М. Кригера звучала так: «Посмотрите, что сейчас носят». Дальше в разговор вступали технологи: «Да, и еще учтите, из чего и как мы сможем этакие наряды сшить!»
В результате и карманчики смотрелись криво, и пуговки блестели блекло, да и в целом костюмчик как-то не так сидел.
Ну и ладно!
Это же в Королевствах Желтого Дьявола буржуазным дизайнерам приходилось вертеться на пупе перед высокомерным потребителем. Чуть что не так – и: «не-а, не куплю…».
А у нас…А тута… А здеся… Чо не выкати с конвейера (ГАЗа, ИЖа, АЗЛК, ВАЗа) – то и схавают! Еще бы – четыре года в очереди простоять…
Никогда, и не на одном советском автозаводе промышленные художники не смогли настоять на своем, переломить сопротивление конструкторов, технологов, экономистов, снабженцев.
Стоп! Вру! Был такой случай!!!
При проектировании многоместного автомобиля высшего класса ЗИЛ-118 производственники беспрекословно (и даже с явным удовольствием!) выполняли все указания заводских художников Эрика Сабо и Татьяны Киселевой. А еще удивительнее, что эта машина чуть-чуть не дошла до серийного производства. Но, видно, где-то в глубине государственной машины щелкнуло предохранительное реле - и зажегся красный транспарант «НИЗЯ-Я-Я!».
Так что же, заводские промышленные художники (ПэХэ) зря небо коптили? Нет, ни в коем случае! Напротив, именно они по мере своих сил двигали вперед отечественную автоиндустрию… не в состоянии, при этом, обеспечить ей достойное лицо.
…Что-то вдруг вспомнился переходной «Москвич», выпускавшийся в 1976-м году. Попа у него была от «21402», а голова - от «412-го». Вряд ли можно найти более яркий пример глумления Производства над Дизайном.
Заводским ПэХэ не запрещалось мечтать. Примеры тому: «Меридиан» с АЗЛК, ГАЗовский «3105», семейство ульяновских вездеходов родом из 80-х годов ушедшего века. Развлекайтесь, ребята, госбюджет стерпит. Только на конвейер не зарьтесь. И про «серию» не забывайте: это она вас кормит.
Второй группе ПэХэ жилось, одновременно, и труднее, и легче.
У них не было даже иллюзий по поводу вывода своих проектов на этап производства. Ну, а если поначалу и были, то очень скоро выветривались. Пример – Специальное художественно-конструкторское бюро, де-юро созданное под разработку передовых проектов для ЗИЛа, МЗМА, СМЗ.
Сотрудники СХКБ, НАМИ, ВНИИТЭ а, позднее, талантливые «индивидуалы» Кулыгин, Хаинов, Парфенов осознанно творили «в стол». Зато – от души, не озираясь на возможности станочного парка, министерские лимиты и утвержденный в автопроме сортамент материалов.
Были времена, когда «свободные художники» жили даже лучше своих заводских коллег. Пример тому – история СХКБ (см. http://www.oldtimer.ru/blogs/andrey_krukovskii/87/ ).
Но «вольные каменщики» также являлись порождением и жертвой Системы: только при административно-командном руководстве можно было позволить себе роскошь оплачивать априори невостребованные дизайн - проекты.
Трудно сказать, что для Художника болезненнее: увидеть свое творение с многочисленными купюрами, или добровольно согласиться на его полное забвение? Лично я не берусь ответит на этот вопрос…
Итак, коллеги! Предлагаю стереть с моего лица ошметки простроченного томата и согласиться с очевидным фактом.
Дизайнеров, в общепринятом, мировом смысле слова, в нашей стране никогда не было. Работали (честно, самоотверженно, увлеченно!) творческие придатки казенно-плановой системы. Как тут не вспомнить слова старейшего сотрудника ЗИЛа, конструктора Георгия Александровича Феста: «ЗИЛ не автомобили делает, а годовую программу выполняет!»
Вот, как-то так…
0
Ivankalayev
Чрезвычайно интересно было бы, если бы умные люди, вспоминая великое, но суровое прошлое, спустились с небес на землю и растолковали нам-дуракам - а сейчас-то как обстоят дела с автодизайном "во всём мире" и в "одной стране".
"Там" беззастенчиво фигачят одноплатформенных близнецов, различающихся лишь шильдиками различной именитости, да внешними наворотами. Очень похоже на то, как кооперативы в 90-е шили более-менее одинаковые варёные джинсы, а потом пришивали на них абы какие лейбаки. Один хрен, пипл схавает.
"Здесь" воцарился его величество Рынок, невидимая рука которого, как известно, сама всё расставит по местам. Ну и что же, расставила?
0
Андрей_Крюковский
Дуракам я ничего растолковывать не стану, а вот Вам с удовольствием отвечу. Некорректно сравнивать то, что происходило в 60-80 годах прошлого века (о которых я и писал) с нынешней эпохой нивелирующего глобализма. Но и разработки современных иностранных дизайнеров, которые по вашему мнению различаются лишь «шильдиками различной именитости», выглядит несколько убедительнее, чем наши отечественные автопроекты. Или я ошибаюсь?
А пипл очень даже пристрастно нынче выбирает себе машинки. Причем, во всех рыночных секторах: от самых бюджетных до топовых.
0
S_Iones
ВОТ! Прозвучвало ключевое для ВСЯКОЙ экономики якобы «свободного» рынка словосочетание: «пипл схвает»!

Тухлые томаты, Андрей, оставлю изветсным ангажированным товаришам, но ВАШЕЙ позиции, не обижайтесь, дам оценочку - она пропитана вполне распростаненными и закономерными иллюзиями конца 80: взглядом сквозь толстые стекла розовых очков на забугорные делишки и слепыми черными обидами на нашу партийно-хозяйственно плановую систему.

Вы весьма наивно полагаете, будто у них, за бугром дизайнер стоит на причинно-следственной вершине производственной пирамиды, а глава фирмы и мартетолги с менеджерами «пляшут под ВОТ ЕГО дудочку»!

О-Ш-И-БА-Е-ТЕСЬ!!! ВОТ ТАМ на вершине ВСЕГДА два других господиньчика - МЕНЕДЖЕР и МАРКЕТОЛОГ.

ВОТ ОНИ рулят и конструктором и дизайнером покруче, чем все наши госпланы и партхозактивы вместе взятые! Жаждет (нет, вожделеет!) Рынок, говорите? ВОТ ТОЛЬКО не рынок, а пипл, который хавает! А менеджерки с маркетологами только вынюхивают настроения пипла и рулят любой «творческой мыслью», конкретно стреноживая ее и подгоняя под любые низкопробные звериные инстинкты пипла, большинства, толпы, быдла.

Большая иллюзия, будто хороший дизайн «способствует успеху на рынке». В идеале может и так, а реально можно создать шедевр красотищи и с треском провалиться с его продажами, а можно сляпать безобразное помойное ведро на колесах и успешненько так за счет разных пиарных и торговых ухищрений впаривать его пиплу.

И дизайнер при их якобы «нормальном» рынке - лицо глубоко и жестко зависимое. ВОТ ОН вкладывая знания, талант, вкус создает великолепный продукт, но приходят менеджерок с маркетологом, и нате - ВОТ ЭТО не пойдет у основного покупателя, на которого рассчитан данный продукт - у деревенского быдла, которое хочет хавать что попсовее. А значит, покупатель же всегда прав, будь он тыщу раз безграмотной скотиной, убираем красоту и переделываем в моднопопсовую уродину под «вкус» массовой деревенщины.

А потом вы, уважаемый дизайнер, сбацаете нам ВОТ ТАКОГО безобразного уродца - ВОТ ОН по вкусу другой целевой аудитории - массовому офисному планктону. И сделаете вы, дизайнер и конструктор не ТАК, как хотите вы, а именно ВОТ ТАК как считаем мы, потому что ВОТ В ТАКОМ виде мы успешно вмажем данный продукт тупым очкарикам, да еще и сдерем с них три цены по хитроподленькой нашей кредитной программе.

А ВОТ ЭТО аляповатое, позорное уродство НАМ, менеджеркам, принесет огроменную прибыль, ведь оно пойдет на ура у негритосов с помоечной окраины, это на людях мы с дежурной нашей улыбочкой политкорректно назовем их афроамериканцами, но между собой мы-то отлично пронюхали, какой попсятины жаждет спустившийся с пальмы «вкус» этих черномазых мартышек.

ВОТ ЭТО - обычный ход мысли менеджера и маркетолога.

А может, там, у забугорных фирм с их мировыми имененами, нет давления производственников и технологов? Как бы не так! И дизайн ВОТ ИМ нужен такой, чтоб вложить в освоение триста долларов, а поднять три миллиона за три месяца.

Не нравятся вам, господин дизайнер, вышеперечисленные правила игры? Нет проблем! Других дизайнеров с испорченным вкусом, без принципов и нуждой в заработке кругом - выше крыши.

Так что взглянем на вещи трезво - дизайнеры работают примерно в похожих условиях и выполняют примерно одну функцию что при парторге, что при маркетологе, только может, первый победнее, а второй побогаче. И ВОТ КТО еще удивляется, почему дизайн к нашим прекрасным временам выродился окончательно?

Да, забыл сказать, там у них, за бугром, менеджерки с маркетоложьем, пусть для деревещин, планктонов и нигеров, но по-любому еще чего-то создают. У нас же, благодаря сбродам народных депутатов и защитам белых домов, под вывеской «свободной» «рыночной» экономики начиная с 1991 года в «солидных» костюмах «эффективных» менеджеров и маркетологов явились обычные воры, жулики и лагерные крысятники.

ВОТ ИМ реально не нужны ни конструкторы, ни дизайнеры, ни производство. ВОТ ИХ «эффективный менежмент» - это возможность безнаказанно прихватизировать огромный завод, вешая окружающим лапшу на уши про «нерентабельность» или «устаревшие технологии», обанкротить, разворовать и распродать имущество этого завода, набить вырученным с распродажи баблом личные банковские счета, отбашлять положенный процент мэрско-кремлевско-фээсбэшной «крыше» и отправиться дальше грабить и убивать следующее «нерентабельное», «неэффективное» предприятие.
Страницы: 1 2 След.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи