Ретроспектива
02.02.2014
Народный «Спартак»

После завершения Второй Мировой войны и вхождения Чехословакии в социалистический блок было решено отвести ей место флагмана тяжелой промышленности. Решение, не лишенное смысла (Чехословакия еще перед войной славилась своей металлургией и оружейным производством), но вызвавшее большое недовольство чехов. Жители Чехословакии привыкли к богатому выбору потребительских товаров и не были в восторге от сокращения ассортимента промтоваров в пользу тяжелой промышленности. 

Одним из пострадавших направлений стало автомобилестроение. Идея легкового автомобиля для простого чеха была отодвинута в пользу грузовых и тяжелых машин. С 1948 по 1955 год автомобили вообще не поступали в продажу, а распределялись через профсоюзные и партийные органы с целью поощрения лучших работников и номенклатуры. При этом их число было минимальным: так, например, в 1952 году в стране с довольно развитой в целом автомобильной промышленностью частные лица получили всего 53 автомобиля, почти половина из которых были импортными.

Но уже к началу пятидесятых годов правительство Чехословакии решило заняться и частным автопарком. Идея создания «народного» автомобиля, который могли бы себе позволить не только обеспеченные люди, но и простые граждане, наконец стала реальностью. 

Прототип Skoda, носящий революционное имя Spartak, появился в 1953 году. Интересно, что первоначальное название Spartak так и не стало официальным названием автомобиля. Голландский производитель велосипедов предъявил права на марку «Спартак», и чехи были вынуждены выпустить «народный автомобиль» под цифровым индексом 440. 

Массовая версия Skoda 440 была представлена публике в 1955 году. Автомобиль получил небольшой двигатель объемом 1,1 литра со вполне приемлемой по тем временам мощностью в 40 лошадиных сил, а также 4-ступенчатую механическую коробку передач. Модель весила 920 килограммов и имела небольшие габариты. 

Skoda 440 развивала скорость в 110 километров в час и расходовала около 7,5 литров топлива на 100 километров пути. 

Также на базе 440 компания Skoda выпустила и довольно элегантную 450 — спортивную модификацию «народного» автомобиля. Она отличалась низкой посадкой, аэродинамической конструкцией кузова и мощным 50-сильным двигателем со сдвоенным карбюратором. Эта модель выпускалась и в кузове родстер с откидной крышей. 

Интересно, что, несмотря на звание «народного», автомобиль Skoda Spartak стоил отнюдь не дешево. Так, в Чехословакии его можно было купить за 28 595 крон, в то время как средняя зарплата тогда составляла около 1500 крон. Да и на западных рынках машина стоила дороже конкурентов: например, жители Лондона могли приобрести аналогичный чешскому автомобилю Ford Prefect 100E за 658 фунтов, а за Spartak пришлось бы заплатить 864 фунта.

Однако, несмотря на не самую «народную» цену, модель с индексом 440 и ее более поздние версии все же были востребованы. 

Spartak перестал сходить с конвейеров Skoda в 1959 году. За четыре года выпуска было собрано 75 417 экземпляров Skoda 440 и еще около 10 тысяч штук 445 и 450 версий.

Редакция сайта получила одиннадцать ответов на загадку, опубликованную 25 января.

Поздравляем победителей конкурса, которые прислали правильные ответы первыми, на почту Вам придет уведомление о получении призов!

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
S_Iones
Машинка из Тридцати случаев майора Земана - был когда-то ВОТ ТАКОЙ детективный сериал. После рестайлинга мордашки звалась Шкода Октавия, а кабриолет (ВОТ ЗДЕСЬ названный родстером) - Шкода Фелиция. Обе марки были возрождены в наше время на совсем иных Шкодах.

В ролике, где показан конвейер автозавода, видно, что кузов ставят на собранное шасси с агрегатами - машинёшка рамная, точнее - с любимой в Чехословакии хребтовой рамой. На рамном основании легко сделать открытый вариант (кабрик ли, родстер ли). Был еще универсал-трехдверка Октавия-комби.

На смену Октавии пришла более массовая и дешевая в производстве Шкода с задним мотором, тоже мелькавшая в Тридцати случаях.
0
shelby500
Забавная машина. Потом как то внезапно перешли на заднемоторную схему. По моему зря.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

14.08.2013 «Dagen H»
Все статьи