Ретроспектива
28.02.2014
Корд – человек и автомобиль
Его обзывали то грубовато и по-черному «гробом на колесах», то чуть нежнее «холодильником» — все эти прозвища Cord-810 получил за свой необычный внешний вид. Один такой автомобиль на 22 Олдтаймер-Галерее представит реставрационная компания «Старые моторы».
В те годы большинство американских авто выглядели чуть ли не на одно лицо. Их передняя часть вычерчивалась по строгим классическим канонам, которые до этого вырабатывались годами. Как правило, в их облике доминировала высокая радиаторная решетка в хромированном обкладе, а по бокам располагались огромные отдельно стоящие фары — художники разных автомобильных компании только и делали, что изгалялись над пропорциями, углом наклона решетки и размером фар. Отступления от правил не приветствовались, да и рисковать никто из автопроизводителей не хотел...
Поэтому когда стилист из Cord Corporation Гордон Миллер Бьериг отошел от этих правил, нарисовав принципиально новый облик автомобиля — необыкновенно чистый, не имеющий ничего лишнего автомобиль «без лица», и отправил его на один из конкурсов, то председательствующий в жюри мэтр американского автомобильного стиля Харли Эрл назвал рисунок самым худшим из того, что было прислано. Зато самый первый эскиз будущего Cord датированный 1933 годом, одобрил Эррет Лоббан Корд.
Мистер Корд так и остался бы малоизвестным финансистом, биржевым игроком и рядовым американским миллионером, если бы не автомобили, которым он присвоил свое имя. Вся его карьера начиная с самого совершеннолетия была связана с автомобильным бизнесом, поэтому уже к тридцати годам он стал самым прогрессивным транспортным магнатом США, в собственности которого находились три марки-автопроизводителя Cord, Auburn и Duesenberg, моторостроительный завод Lycoming, таксомоторная компания Safе-T-Cab, авиакомпания Century Air Lines, нью-йоркская судостроительная компания и еще десятки мелких предприятий. Естественно, такому амбициозному бизнесмену нужен был амбициозный проект. И он воплотился в автомобильной марке Cord, которая еще в 1929 году представила первый в мире серийный автомобиль с приводом на передние колеса. Через два года после того как Бьериг сделал свои первые наброски, его идеи воплотились в металле под именем Cord-810.
Автомобиль получил массивный прямоугольный капот, в нижней части которого распологались лувры, огибающие его по бокам, а выдвижные фары прятались в крылья — облик автомобиля получился необыкновенно чистым, не имеющим ничего лишнего. При этом целостность форм не была нарушена — поверхности кузова плавно перетекали друг в друга, и Бьеригу даже не пришлось рисовать подоконную линию кузова — обычно она придавала автомобилю стремительности и увязывала капот с кузовом в единое целое.
Начинка тоже не отставала от оболочки. Под капотом разместился V-образный восьмицилиндровый двигатель в 125 л.с. корпоративной марки Lycoming объемом 4730 куб см. Трансмиссия состояла из четырехступенчатой коробки передач с электропневматическим переключением, гипоидной главной передачи и полуосей с шарнирами равных угловых скоростей. Независимая передняя подвеска была выполнена по рычажной схеме с поперечной листовой рессорой, задняя — на полуэллиптических рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости. Тормоза имели сервоусилитель, а сам привод был гидравлическим, причем барабаны передних тормозов конструкторы вынесли к колесам. Чудо техники могло разогнаться до 152 км/ч, причем до «сотни» Cord разгонялся за 20 секунд!
На Нью-Йоркском автосалоне в ноябре 1935 года 810-й признали самым красивым экспонатом, а число желающих его приобрести составило несколько сотен человек, которым пообещали готовые машины к Рождеству. Потенциальных покупателей не смущало даже обещание получить готовые автомобили через три месяца — такой срок Корд отвел на постановку новой модели на производство. Но прошло три месяца, потом четыре, потом пять, а машин все не было и не было. Только в марте 1936 года дилеры получили серийные Cord-810, но к этому времени большая часть заказов была анулирована — люди устали ждать это «чудо на колесах». Те кто дождались столкнулись с кучей недостатков — шарниры угловых скоростей были ненадежны и часто ломались, мотор перегревался из-за плохого обдува, переключение передач тоже оставляло желать лучшего. Слухи о том, что машина плохая распространились молниеносно и с ними уже ничего нельзя было сделать.
На какое-то время ситуацию спасло появление в конце 1936 года модификации с индексом 812. На Cord-812 появился и компрессор и такие машины имели выведенные наружу по бокам капота выхлопные трубы в гофрированных чехлах из нержавеющей стали. Нагнетатель фирмы Schwitzer-Cummins позволил поднять мощность мотора до 175 л.с. Благодаря этому скорость взлетела до 170 км/ч, а время разгона «сотни» сократилось до 13 секунд. Улучшились и некоторые узлы, до этого вызывающие нарекания — появились более надежные шарниры угловых скоростей системы Bendix-Weiss, увеличилась площадь тормозных поверхностей.Но даже это не сказалось на уровне продаж — заказывать этот автомобиль уже никто не хотел.
Выпуск постоянно падал и иногда едва переваливал за сотню машин в месяц. Уже не спасали ни экстравагантная внешность, ни рекламные уловки — многим было ясно, что дни марки Cord сочтены. К этому добавились финансовые проблемы самого Корда. Любителя биржевых операций, как законных, так и не очень, начала во всю трясти организация Securities & Exchange Comission — федеральное агентство, созданное президентом Рузвельтом в 1934 году для контроля над биржевыми торгами защиты инвесторов от мошенничества на фондовых рынках. 4 августа 1937 года Корд перестал быть владельцем своей империи-корпорации: суд принял решение о принудительной продаже Cord Corporation. Три дня спустя заводские ворота покинул последний экземпляр Cord 812.
Новые управляющие не смогли ничего сделать с вверенной им корпорацией, сообщение о банкротстве которой никого не удивило. На этой волне два американских автопроизводителя приобрели штампы некогда легендарной модели и в 1938 году публика лицезрела парочку уродцев Graham Hollywood и Hupmobile Skylark — чтобы не рисковать с заказами местные дизайнеры убрали бьюриговский капот, прилепив к кузову привычные обмылки с торчащими сбоку фарами. Но и эти две марки перед войной навсегда исчезли с автомобильного рынка Америки.
Что же до отца-основателя марки Cord, то он вполне достойно прожил свою жизнь. После продажи своего дела Корд уехал отдыхать в Калифорнию — вырученных денег хватало на безбедную жизнь. Там он успешно занимался недвижимостью, а потом и политикой. Скончался Эретт Лобан Корд в 1974 году в ранге рядового американского миллионера.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
dent2410
"причем барабаны передних тормозов конструкторы вынесли к колесам" - что имелось в виду ?
0
shelby500
" Трансмиссия состояла из четырехступенчатой коробки передач с электропневматическим переключением,"

Не удивительно, что эта трансмиссия, кстати ее называли преселективная, работала не надежно. Даже сейчас роботизированные КПП часто глючат. Например, на Тойотах. Поставил бы обычную ручную -- было бы счастье. Слишком спешил, да...

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

15.07.2014 Лоуи-купе
15.09.2014 Юбилей
Все статьи