Ретроспектива
05.03.2014
Этап большого пути
Настоящей звездой экспозиции 22-й Олдтаймер-Галереи будет чехословацкий Aero Minor — маленький автомобильчик, подаренный в 1949 году великому вождю всех народов Иосифу Виссарионовичу Сталину на 70-летний юбилей. Долгое время «Минор» считался утраченным и только летом 2013 года его обнаружили в российской глубинке стоящим под навесом в огороде. Сейчас бесценная реликвия проходит полный цикл реставрации в мастерской «Автонаследие».
Это уже называют «находкой десятилетия». Сам факт, что найден автомобиль Сталина, причем, в достаточно комплектном состоянии — несомненный повод для сенсации. Новость о нахождении исторического «Минора» облетела интернет, попала в газеты и журналы, вышла на телевидение. В Чехии это событие произвело настоящий фурор — до того момента поклонники малолитражки видели сталинский Aero Minor только на фотографиях. К чести нынешнего владельца, все предложения о продаже автомобиля в Чехию были отклонены и «Минор» отправился на реставрацию.
По словам руководителя реставрационного центра «Автонаследие» Андрея Белова, «при разборке автомобиля были выявлены особенности и конструктивные сложности данной модели, усугубленные штучностью изготовления заказного автомобиля. При штудирования каталогов, архивных фотографий и переписке с чешскими почитателями „Минора“ оказалось, что сначала на заводе собирали деревянный каркас, а уже прямо на нем вели сварку кузова, причём газом. Корни этой необычной технологии лежат в авиационном прошлом завода. Решить вопрос с деревом удалось, несмотря на существенные повреждения от влаги и времени».
Евгений Магаков, ведущий реставратор мастерской: «От увиденной под навесом исторической машины до начала работ прошло совсем немного времени. Автомобилю, да всей нашей истории повезло, несмотря на испытания временем и плохими условиями хранения, машина за свою долгую и непростую жизнь почти не подвергалась „колхозному ремонту“. Первое впечатление до погрузки на эвакуатор было „все плохо, но бывает хуже“. Потом началась гигантская работа по установлению всех исторических фактов из ее биографии, диагностике и составление плана работ по реставрации».
После пескоструйной обработки кузов «Минора» имел довольно неприглядный вид. Все что скрывали обшивки и ковры — ушло, фактически весь кузов по нижней кромке подлежал полному восстановлению. С помощью специального оборудования были изготовлены новые панели пола, недостающие и утраченные части, созданы заново и подогнаны элементы деревянного каркаса. Постепенно машина стала вновь обретать узнаваемые черты. Из Чехии были доставлены уникальные запчасти и сегодня «Минор» уже готов в металле, сейчас ведутся работы с его шасси.
Андрей Белов делится своими эмоциями о работе с исторической реликвией: «Когда машину привезли к нам в мастерскую, возникло ощущение начала трудного, но очень интересного этапа в жизни. Даже совпало название мастерской с тем ржавым предметом, что по наследству достался нам, потомкам, и с которым теперь придется провести долгие часы кропотливого труда».
Автомобиль преподнес и пару сюрпризов, причем, очень приятных. Чтобы собрать «Минор» для товарища Сталина, рабочие завода Rudý Letov трудились по выходным, а все материалы оплатили из денег, заработанных на колхозных субботниках. К сверкающему лаком и хромом подарку прилагалось и официальное поздравление от рабочих завода: «Дорогой товарищ Сталин! Поздравляем Тебя с 70-летием и желаем Тебе крепкого здоровья, чтобы Ты ещё долгие годы вёл трудящихся всего мира к социализму. Клянёмся Тебе, что и мы, трудящиеся завода Rudý Letov, горячо верящие в истинность и несокрушимость марксистско-ленинского учения, будем строить социализм в нашем дорогом отечестве под руководством Коммунистической партии Чехословакии во главе с Твоим учеником, нашим президентом товарищем Клементом Готвальдом».
Но самое интересное, что процессе реставрации «Минора» обнаружились и два неофициальных послания от рабочих завода Rudý Letov, спрятанные в самом автомобиле. Внутри правого переднего крыла нашлась записка на листке бумаге, приклеенном на металл: «Тов. Озифу Сталину к 70 годовщине рождение посилае рабочие ЧССР Прага подарек и привет 2/XII 1949».

На обратной стороне обшивки правой двери сделана надпись карандашом на картоне: «Тов. Озефу Сталину привет и подарок 70 годовщине рождение равочие Чехословакие».
Эти драгоценные послания, позволяющие нам переосмыслить «непротокольное» уважительное отношение чешских рабочих к Сталину, а в его лице и к СССР, бережно извлекли и отправили на реставрацию в Музей книги. Как положено при научной реставрации бумажных документов, были проведены физико-химический и биологический анализы для определения методики дальнейших работ. Отделение бумаги от металла проводилось с помощью тончайшего скальпеля. Затем были удалены поверхностные загрязнения, проведено разглаживание и отпрессовка. Наконец — сращивание порывов и подклейка утраченных фрагментов. В завершение документ прошёл операцию тонирования, придавшую ему законченный вид.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

Страницы: Пред. 1 2
0
S_Iones
Может, стоит освежить в памяти этот материал:

Андрей!
Борычев сделал корректный материал, опирающийся на документальную базу, НО... ВОТ ОН вскрыл не ВСЮ ПРАВДУ, а только ЧАСТЬ правды. Он сделал вывод, будто ВЕСЬ автомобиль "до болта" сконструирован немцами в оккупационных бюро. Но тут же приводит точные цифры, с головой выдающие, что ВОТ ТАМ сконструировали только ЧАСТЬ автомобиля.

Чтобы освоить крупносерийное поточное производство автомобиля вроде первого Москвича необходимо НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ комплектов чертежей и НЕСКОЛЬКО ТЫСЯЧ единиц заводской оснастки, позволяющих изготовить все джетали авттомобиля и собрать их вместе. Так на КИМ-10 требовалось примерно 5-6 тысяч единиц оснастки. У Москвича больше деталей (сложнее двигатель, есть задние двери, хитрая передняя подвеска) - тут число единиц легко подскочит тыщ так до 10.

Борычев же пишет всего лишь о трех сотнях чертежей и 44 моделях! ВОТ ЭТО действительно сделали немцы - были демоны, мы не отрицаем. Но требовалось-то под ДЕСЯТОК ТЫСЯЧ!

Часть чертежей там, реально взяли аутентичных опелевских - ВОТ ЭТО доказано. Но ВОТ ЭТО был жесткий некомплект и куча ненужных вещей, например документация на праворульную модификацию. Часть недостающего реально сделали в немецких КБ...

А ВОТ ВСЕ остальные из нескольких тысяч чертежей выпускал Отдел главного конструктора МЗМА, в котором в 1945-м уже работали Андронов, Кирсанов, Гладилин, Файбисович, Чарноцкий, Новоселов, Белкин и еще несколько десятков человек. Причем сроки были жесткие, спешка бешеная, случалось, что пока чертеж какого-то узла едет из Германии, на МЗМА уже успевали вычертить свой дублирующий.

То же самое и с оснасткой - что-то привезли из Германии готовым, что-то изготовили в Германии заново, что-то сделали на ЗИСе, что-то на ГАЗе - на этих заводах было хорошее инструментальное производство. Например, чертежи и оснастку на двери конструктор Москвича Леонид Исаакович Белкин проектировал, ходя на работу не на МЗМА, а на ЗИС, там же, на ЗИСе дверную оснастку и изготовили.

РЕАЛЬНО не врет НИКТО - ни Андронов, ни Борычев. Завод по выпуску сложного промышленного изделия за ничтожных полтора года собрали с бору по сосенке: Германия-ЗИС-ГАЗ-свое заводское. Просто Андронов и Борычев считают сосенки, пришедшие из разных боров.
0
S_Iones
... Да, забыл еще...
Добыть несколько тысяч чертежей и единиц оснастки - ВОТ ЭТО тоже еще не все! Чтобы ВЫПУСКАТЬ АВТОМОБИЛЬ надо разобраться и продумать, КАКИМ ОБРАЗОМ каждую деталь изготовить и каждый узел собрать, причем поточным методом.

При постройке ГАЗа были фордовская документация и американские инструкторы. При постройке ВАЗа были фиатовская документация и итальянские инструкторы.

На МЗМА НЕ БЫЛО НИКАКИХ ИНСТРУКТОРОВ! Разобраться, каким образом строить Москвич, пусть даже по немецкой документации, МОГЛИ ТОЛЬКО КОНСТРУКТОРЫ МЗМА САМОСТОЯТЕЛЬНО, больше никто!
0
Андрей_Крюковский
Сергей, я давно хотел узнать: у Вас есть инженерное образование и опыт работы в промышленности? Если "да", то я буду отвечать Вам на одном языке. Если "нет" - то на другом.
Не сочтите за грубость...
Готов "перебрасывать шарик" и дальше... :)))))))))))))))))))))
0
ТИЗ
Почитал дивную дискуссию. При всем уважении к памяти Борычева не могу согласиться с выводами, которые он сдела в своей статье. Смотрю один чертеж - да, там по-русски указаны внесенные изменения. Какие? Каталожный номер в 1945 или 46 году присвоен в соответствии со спецификацией на "Москвич". А дата создания документа - 1935 год. Это тогда немцы помогали нам "Москвич" разрабатывать? Нет, просто шла адаптация найденных чертежей к производству в новых условиях. Что касаемо кузовов, разработанных немцами - так это отдельная песня. Было определенное количество инженерно-конструкторских бюро, в которых работали немецкие инженеры. И выполняли эти ИКБ любые (!) заказы, которыми их нагружали. Я видел отчет одной из таких организаций - там страниц 150 о проделанной работе за год. Из них работы по теме "Москвича" - странички три, не то четыре. Все остальное - совершенно неавтомобильне разработки. Кстати, то что было сделано тогда для "Москвича" в серию так и не пошло. Так что это очень неоднозначная тема...
Страницы: Пред. 1 2

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

21.08.2015 На старт!
04.10.2013 Гамаши
15.05.2014 MuscleJeep
Все статьи