Ретроспектива
03.01.2015
Повезёт в Новый Год!
В начале ХХ века художникам, рисовавшим новогодние открытки, приходилось нелегко: на смену лошадкам пришел «железный конь», причем, не только в жизни, но и в рождественских сюжетах. Все чаще на открытках Санта-Клаус вез подарки не в санях, а в автомобиле. Иногда с шофером, но чаще – сам за рулем. И если пейзажи и людей в художественных академиях рисовать учили, то с автомобилями приходилось выкручиваться самим.
И тут на помощь приходило одно из самых главных качеств каждого настоящего художника – наблюдательность! А вместе с ней и умение перенести на открытку подмеченные в жизни детали. Нам же, спустя сто лет, будет очень забавно рассматривать старые рождественские открытки с машинками и находить в них знакомые вещи. Ведь наблюдательность – качество не только художников, но и знатоков старинных автомобилей.
Не так трудно догадаться, что автор этой открытки вдохновлялся самым известным и самым распространенным автомобилем тех лет — Ford Model T. Санта-Клаус держится за характерную фордовскую баранку с выгнутыми наружу спицами, а путь ему освещают четыре электрических фары. Судя по этим признакам, «Фордик» выпущен в 20-е годы! Художник точно отрисовал кузов модели Touring с характерным лобовым стеклом, складывающимся пополам по горизонтали. Не забыл он и самую главную деталь Ford Model T — поперечную рессору, делающую эту модель самой узнаваемой из всех.
На этой открытке Санта-Клаус словно барин едет с шофером, развалившись на заднем сиденье. Судя по автомобилю, это самое начало ХХ века — нулевые годы. Кузов — типа «дубль-фаэтон» без передних дверей, открытый всем ветрам. Поэтому у шофера соответствующая экипировка: меховая шуба, краги, очки и шлем. Система освещения — ацетиленовыми фонарями. На подножке виднеется генератор ацетиленового газа, который по трубочкам идет к горелкам, расположенным в фонарях. Но совсем скоро наступит новая эпоха — с электрическим освещением, стартером и отопителем в салоне.
А вот Санта сам за рулем на французской открытке. Узнать его мы можем только по седой бороде и седым волосам. В остальном — заправский шофер и даже с налетом некоторого демонизма: черный балахон и очки. В те годы и сам автомобиль считался чем-то дьявольским — грохочущая и дымящая самодвижущаяся повозка как будто из ужасных сказок. И на человека, умеющего с ним управляться, смотрели как на того, кто с бесами заодно. Плюс сам вид шофёра в очках и балахоне на некоторых еще наводил ужас. Впрочем, этот шофёр добрый — везет детям подарки и даже луна ему улыбается.
Наш Дед Мороз отличается от их Санта-Клауса прежде всего тем, что разносит подарки не один, а со Снегурочкой. Но у этого Санты с американской открытки тоже нашлась помощница — девушка-автомобилистка. Одета она «как надо»: шоферский костюм и даже шляпа подвязана специальной вуалью, защищающей лицо от пыли. Носить шлемы и очки женщины не любили — леди всегда оставалась леди даже за рулем.
Случалось, Санта-Клаус мог и полихачить за рулем. Особенно если ехал за рулем модного авто с радиатором цилиндрической формы. Мода на такие радиаторы пошла из Франции — их прославила фирма Delaunay-Belleville, а потом подхватили и другие: Optima, Cottereau, Franklin и прочие. Но Санта, скорее всего, рулит именно Delaunay-Belleville — самым дорогим и быстрым автомобилем своего времени. Видны отдаренные до блеска большие фонари, мощная балка переднего моста и массивная рулевая тяга, прочные рессоры и огромного диаметра колеса. А какая скорость — аж бороду сдувает!
Еще один Санта-Клаус из эпохи «нулевых» на автомобиле с кузовом «дубль-фаэтон». Автор открытки — один из немногих художников столь четко и аккуратно прорисовавших деталировку машины. Тут и ацетиленовый фонарь со ступенчатым дымоходом, откуда выходил дым от горелки. И ящик для инструментов на подножке! И рычаги коробки передач и ручного тормоза, да еще и с дополнительными рычажками разблокировки! И даже два кронштейна крепления переднего крыла художник нарисовать не поленился — уж не иначе как сам он был автомобилистом.
Еще один художник, явно разбиравшийся в технике. Хоть автомобиль Санта-Клауса он и не изобразил целиком, но одну подсказочку нам оставил. Ту, что может оставить только человек, разбирающийся в автомобилях. Обратите внимание, где находится радиатор автомобиля — не перед двигателем, а за ним! Такую компоновку использовали лишь несколько фирм. Самая знаменитая — французская Renault, известная своими капотами-утюгами. Еще — французские же Charron, Clément-Bayard и Th. Schneider, британские Arrol-Johnston, Siddeley-Deasy и немецкая Komnick. Какой на открытке автомобиль — попробуй теперь угадай, но сама она интересна именно таким подходом к выбору необычного автомобиля для Санты.
Санта-Клаус на грузовике — очень редкий сюжет! И ещё редкий — потому, что в кузове сидят другие Санты с подарками и свиньей! Форма кабины грузовичка навевает мысли о британском Napier или Crossley, впрочем, такие изгибы были характерны и для грузовых моделей других марок. Художник постарался и нарисовал все подобающие грузовику части: рессоры, карданный вал, клаксон, шины из сплошной резины и причудливо изогнутую подножку.
Еще один художник-технарь поработал над транспортным средством Санта-Клауса. Автомобиль рубежа XIX — начала ХХ века. Виден радиатор-змеевик, цепная передача на задние колеса, глушитель за передней рессорой, кривой стартер, ацетиленовые фонари и даже передние и задние колеса разного размера. Кроме того кузов — весьма распространенный в те годы тип, именовавшийся «тонно». В переводе с французского — бочка. Вход в него осуществлялся через дверцу в задней стенке кузова. Точно такой же кузов был и у знаменитой «Антилопы-Гну» и именно через такую «заднюю дверь» выпал Балаганов, когда герои удирали от погони. Здесь же «тонно» загружено подарками.
Еще одно «тонно», в котором разместился целый балаган. Сюжет напоминает Ильфа и Петрова — герои тоже удирают, но на этот раз от разгневанного полицейского, а вместо Козлевича — Санта-Клаус. Интересно, читал ли художник «Золотого теленка»? Или наоборот — Ильф и Петров вдохновились такой открыткой. Скорее всего, последнее — больше подходит по времени. Марку изображенного автомобиля определить очень легко: капот в форме трапеции с характерными лючками сверху и по бокам напоминает нам о давно исчезнувшей французской фирме Panhard-Levassor.
И снова Санта сам за рулем. Шоферские очки по-пижонски сдвинуты наверх, баранку держит обеими руками. Обратите внимание на еще один обод внутри руля — это зубчатый сектор для двух рычажков, которые можно увидеть почти на каждом старинном автомобиле. Первый из них устанавливал угол опережения зажигания в магнето — было такое устройство для генерации искр в свечах. Второй открывал и закрывал дроссельную заслонку в карбюраторе, фактически выполняя роль ручного газа. Удивительно, что зубчатый сектор художник нарисовал, а рычажки никак не обозначил.
Финские Санта-Клаусы развозят подарки не на обычных автомобилях, а на снегоходах. Идея заменить передние колеса лыжами появилась практически одновременно в разных странах со снежным климатом: в России, в Канаде, в Швеции, в Норвегии. Широкая лыжа большой площади уменьшала давление на снежный наст и не давала проваливаться автомобилю.
С Санта-Клаусами случались и вполне привычные для автомобилистов ситуации, такие как прокол колеса. Вот и приходится дедушке самому накачивать колесо, хоть на помощь ему и прилетели два ангела с ящиком инструмента. Колеса у машин тех лет были несъемными — обод жестко крепился к ступице. Чтобы сменить пробитую камеру надо было поддомкратить автомобиль, размонтировать покрышку, поставить новую камеру и смонтировать обратно. Если колесо у Санта-Клауса и дальше будет спускать, то именно такую процедуру ему и придется проделать. Наверняка, у ангелов найдется и домкрат и монтировка!
А вот Санта-автомобилист только начинает свой путь. Электрического стартера на его машине нет, поэтому приходится запускать двигатель «кривым». Открытка явно нарисована до 1914 года, когда фирма Bosch начала массовый выпуск электростартеров, которые продавались в качестве дополнительного оборудования и таким устройством мог быть оснащен любой автомобиль. А пока же Санта-Клаусу приходится самому прокручивать холодный мотор и колдовать с искрой в системе зажигания. Но он же волшебник — справится!

Сегодня в 11:00 в Сокольниках открывается необычная интерактивная семейная выставка «Классическое Рождество – забавы & подарки», идея которой в объединении многочисленных рождественских традиций развлечений, увлечений и угощений. Выставка будет работать в течение всех каникул — до 11 января. Будут там и старинные автомобили, и Санта-Клаусы во всех мыслимых и немыслимых сочетаниях. А как же иначе, ведь у их взаимоотношений, как мы только что убедились, давняя и очень интересная история.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Олдджек
Вот, и даже баннеры с сюжетами этих открыток висят в зале, возвышаясь над действом)))
0
dmk
Жень, ну ты интригуешь :) завтра планирую наведаться - посмотрю :)))
0
shelby500
Делонне и Форд узнаются сразу. Нарисованы точно. Остальные же -- только для больших знатоков)

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

14.08.2014 Новоделы
18.07.2014 Porsche 917K 1969
31.12.2013 Новый год
Все статьи