До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
02.03.2015 12:00:00
Почётная работа
С 6 по 9 марта в Сокольниках пройдёт военно-технический фестиваль «Моторы Победы». Одной из самых интересных и неожиданных экспозиций фестиваля станет стенд Гаража Особого Назначения ФСО России, посвящённый истории Почётного мотоциклетного эскорта. На стенде впервые будут показаны широкой публике все 11 моделей мотоциклов, когда-либо служивших в Почётном эскорте за его 60-летнюю историю.

Традиция почётного эскортирования берёт своё начало с очень давних времён. Парадные выезды императоров всегда сопровождались торжественными церемониями, а кроме этого, эскорт выполнял функцию внешнего кольца охраны. В каждой стране, конечно, были свои, порой весьма своеобразные ритуалы, но всегда и везде эскорт подчеркивал мощь и силу своего государства и помогал правителям выразить особое уважение к иноземным гостям, обеспечить комфорт и безопасность передвижения первых лиц.
М-72. Выпускался с 1941 по 1960 гг. на заводах ММЗ (Москва), ГМЗ (Горький), ИМЗ (Ирбит), КМЗ (Киев). Эксплуатировался в почётном эскорте в 1956 – 1961 гг.
В XX веке появились разнообразные виды почётных эскортов: из истребителей, морских кораблей, которые используются в разных странах в соответствии с их национальными традициями. Однако наиболее распространённым видом почётного эскорта стал мотоциклетный эскорт. Сопровождение представительских автомобилей высокопоставленных персон специальным воинским формированием в качестве охраны и оказания особых почестей является общепринятой частью современной международной протокольной практики проведения государственных и официальных визитов во многих странах мира.
С начала XX века Россию сотрясали массовые теракты, направленные против представителей власти. Для обеспечения безопасности государственных деятелей стали активно внедряться новейшие транспортные средства. В 1904 году в конвойном казачьем наряде, обеспечивавшем безопасность министра внутренних дел Плеве, появились велосипеды. Однако эта одна из первых попыток организации выездной охраны с использованием двухколёсных транспортных средств оказалась не совсем удачной. Казаки, вынужденные много внимания уделять управлению ими, не могли оперативно действовать в сложных ситуациях. Эксперимент закончился 15 июля 1904 года, когда Плеве погиб от рук эсера Созонова.
Днепр К-750. Выпускался с 1958 по 1964 гг. на Киевском мотоциклетном заводе. Эксплуатировался в почётном эскорте в 1962 – 1973 гг.
Архивные источники помогают раскрыть некоторые методы организации выездной охраны того времени. Например, в мае 1906 года вдовствующая императрицы Мария Фёдоровна с великими княгинями Ксенией и Ольгой и принцем Ольденбургским отправились на четырёх автомобилях на рыбалку. На всём участке трассы от Гатчина до села Никольское их сопровождали восемь агентов на велосипедах, которые следовали за кортежем, передавая наблюдение друг другу по очереди. Именно к этому времени относится начало применения и мотоциклов для обеспечения охраны и сопровождения.
В июле 1916 года в гараже Охранной агентуры, подведомственной Дворцовому коменданту имелось 10 мотоциклов марок Гарлей-Дэвидсон, Индиан, Гумберг и Пежо. В архивах упоминается о приобретении Дворцовой комендатурой специальной одежды для мотоциклистов. Упоминаются даже такие расходы, как «за переделку хлястиков для тужурок мотоциклистов» и приобретение «погон для тужурок мотоциклистов», закупка запчастей и ремонт мотоциклов. В апреле 1916 года Департамент полиции сформировал специальный отряд мотоциклистов «для охраны ценностей при следовании по улицам столицы».
Коренное переустройство всех сфер государственной и общественной жизни, последовавшее за революционными событиями 1917 года, повлекло за собой отказ от всех исторических традиций, в том числе и сложившихся норм дипломатического протокола и этикета. Торжественное сопровождение рассматривалось как один из элементов парадной церемониальной традиции царского времени и, следовательно, полностью отвергалось. Тяжёлое экономическое состояние, политическая слабость Советского государства в первые годы его существования также делали вопрос о торжественных государственных церемониях неактуальным.
Изменения последовали только в середине 50-х годов в связи с потеплением международных отношений после длительного периода «холодной войны». Значительно расширяются внешнеполитические связи советского руководства, активно проводятся взаимные визиты самого высокого уровня. Задача установления норм протокола, соответствующих самым высоким мировым стандартам церемониальной практики и одновременно подчёркивающих статус СССР как крупнейшей мировой державы, стала приоритетной.
21 января 1956 года в составе Отдельного полка специального назначения Управления Коменданта Московского Кремля (ОПСН УКМК) был образован отдельный мотоциклетный взвод, который вошёл в 10-е управление КГБ СССР. Это решение объяснялось не только желанием усилить торжественно-парадную сторону приёма высоких гостей. Главной задачей нового подразделения являлось обеспечение безопасности глав зарубежных делегаций, наносящих государственные и официальные визиты в СССР, и руководителей партии и Советского правительства в пути следования.
К этому времени уже во многих странах мира утвердилась традиция торжественных проездов высокопоставленных лиц в специальных представительских автомобилях в сопровождении почётного мотоэскорта. По воспоминаниям ветерана Почётного эскорта Д.В. Горбачева, служившего в эскорте с момента создания до 1968 года, история его появления такова. В 1955 году состоялся визит Н.С. Хрущёва в Германию, на обратном пути он посетил Югославию, где и увидел мотоциклетный эскорт. Сразу после возвращения в СССР Хрущёв дал поручение Коменданту московского Кремля А.Я. Веденину создать к маю 1956 года эскорт мотоциклистов для торжественного сопровождения.
Эскорт был создан в предельно сжатые сроки. В начальные месяцы 1956 года был собран первый набор мотовзвода, в который вошли 36 солдат-сверхсрочников. У некоторых военнослужащих не было даже минимального уровня водительского опыта. По сути, на их подготовку отводилось не более трёх месяцев, уже в мае предстояло обеспечить первый визит. Тренировки проходили в очень интенсивном режиме. К началу занятий не успели даже закупить мотоциклы, поэтому две недели ездили на велосипедах. Первыми мотоциклами эскорта стали серийные М-72, которых было приобретено более десяти. Они были двух цветов, чёрные и серые, в итоге остановились на чёрных. Навыки вождения отрабатывали в две смены, практически круглые сутки.
В конце мая 1956 года отдельный мотоциклетный взвод ОПСН УКМК в первый раз принял участие в обеспечении безопасности и сопровождении высокого иностранного гостя во время государственного визита Президента Югославии Иосипа Броз Тито. Помимо отсутствия достаточного опыта, дополнительные трудности мотоциклистам создавало то, что люди, стоявшие вдоль дороги, по-видимому, не ожидавшие такого тожественного проезда, толпились на проезжей части во время движения кортежа. Несмотря на эти небольшие шероховатости, мотовзвод справился с возложенной на него миссией.
Службы безопасности многих государств для снижения риска нападения во время следования правительственного автотранспорта практиковали значительное увеличение скорости движения, в том числе и на торжественных церемониях. Идея организации почётного мотоциклетного эскорта, который при необходимости стал бы дополнительным рубежом охраны, естественно, оказалась востребованной с точки зрения организации безопасности высоких гостей, которой в Советском государстве традиционно уделялось пристальное внимание.
Днепр К-750М. Выпускался с 1964 по 1971 гг. на Киевском мотоциклетном заводе. Эксплуатировался в почётном эскорте в 1967 – 1973 гг.
В те годы при подготовке визитов на высшем уровне стремились усилить церемониальную сторону, придать событию как можно более торжественный, помпезный характер. Практиковались, например, торжественные церемонии встречи с воинскими почестями при пересечении госграницы, при подлёте к Москве самолёт гостя сопровождался эскадрильей реактивных истребителей, во время исполнения государственного гимна производился Салют наций — 21 артиллерийский залп.
Именно в советское время мотоциклетный эскортный расчёт был наиболее многочисленным. Количество мотоциклов в эскорте достигало 19 единиц, причём в головной группе могло быть семь мотоциклистов. При подготовке так и не состоявшегося визита Президента США Д. Эйзенхауэра в мае 1960 года предлагалось внести ряд новых элементов в церемонию встречи и несколько повысить уровень всех протокольных мероприятий. Среди прочего, намечалось увеличить число мотоциклистов эскорта до 25.
Днепр К-650. Выпускался с 1967 по 1978 гг. на Киевском мотоциклетном заводе. Эксплуатировался в почётном эскорте в 1969 – 1973 гг.
В 1950-1960-х годах построение эскортного расчёта было следующим: впереди автомобиля, в котором находился глава иностранной делегации, следовала головная группа эскорта из трёх, реже пяти, мотоциклов, выстроенных в форме треугольника. По обеим сторонам основного эскортируемого автомобиля двигались один или два (в зависимости от требований протокола) мотоцикла. Начальник подразделения — старший эскортного расчёта всегда находился у правой передней дверцы сопровождаемого автомобиля, что обеспечивало визуальный контакт со старшим кортежа, чьё рабочее место при движении было справа от водителя основного эскортируемого автомобиля. С противоположной стороны, у левого борта этого автомобиля, занимал место заместитель начальника подразделения. Мотоциклы старшего эскорта и его заместителя оборудовались малогабаритными УКВ-радиостанциями, позволявшими мотоциклистам поддерживать связь между собой и со старшим кортежа.
Впоследствии, в 1970-х годах, все мотоциклы взвода Почётного эскорта были радиофицированы. При визитах самого высокого уровня по два мотоцикла сопровождали и ещё несколько автомобилей кортежа. Впереди кортежа, на удалении приблизительно 100 метров от головной группы эскорта, следовал так называемый «сигнальный» мотоцикл, также оснащённый радиостанцией. Общее количество эскортных мотоциклов, исключая «сигнальный», всегда нечётное.
Впрочем, бывали случаи, когда построение эскортного расчёта менялось по просьбе принимаемой стороны. Так в октябре 1994 года Королева Великобритании Елизавета II пожелала «сократить „барьер“ между собой и людьми на улицах», просьба была удовлетворена и число мотоциклистов эскорта сократили до девяти.
Днепр 14. Выпускался с 1972 по 1978 гг. на Киевском мотоциклетном заводе. В чтом числе для почётного эскорта – в 1974-75 гг. под названием «Эскорт-73». Эксплуатировался в почётном эскорте в 1974 – 1978 гг.
Иногда мотоциклетному эскорту приходилось выполнять и прискорбные миссии, например, в сентябре 1979 года скончался находившийся на лечении в Москве Президент Анголы Агостиньо Нетто. Проводы на родину были проведены со всеми подобающими почестями — сопровождение гроба с телом во «Внуково-2» осуществлял мотоциклетный Почётный эскорт.
За прошедшие шесть десятилетий, визиты, обеспеченные эскортом исчисляются сотнями. Например, за период с 1971 по 1991 год эскорт принял участие более чем в 280 мероприятиях, а с 1991 по 2004 год провёл свыше 160 торжественных сопровождений.
Днепр 14.9. Выпускался для почётного эскорта на Киевском мотоциклетном заводе в 1979 г. (25 шт) и 1984 г. (25 шт) под названием «Эскорт-78». Эксплуатировался в почётном эскорте в 1979 – 1988 гг.
Помимо почётного сопровождения во время государственных и официальных визитов и случаев, предусмотренных Государственным протоколом, Почётный эскорт привлекался к другим мероприятиям, связанным со значительными событиями в истории страны.
Мотоциклетный Почётный эскорт сопровождал доставленное из Ленинграда, с Марсова поля, пламя, от которого 8 мая 1967 года был зажжён Вечный огонь на Могиле Неизвестного Солдата у стен Кремля. На всём пути следования от подмосковного Крюкова до Кремля огонь встречало огромное количество людей, многие из которых плакали.
Днепр 14.9М. Выпускался с 1988 по 1989 гг. на Киевском мотоциклетном заводе. Эксплуатировался в почётном эскорте в 1989 – 1993 гг.
После возвращения Ю.А. Гагарина, осуществившего 12 апреля 1961 года первый в истории человечества космический полёт, мотоциклисты Почётного эскорта сопровождали его автомобиль во время торжественного следования из аэропорта «Внуково» в Кремль двумя днями позже.
За полувековую историю сложился неповторимый стиль российского мотоциклетного эскортирования, за которым, несмотря на внешнюю лёгкость и простоту, стоит тяжёлый каждодневный труд. Офицеры Почётного эскорта являются оперативными сотрудниками органов государственной охраны, прекрасно владеют приёмами ведения огня из различных систем стрелкового оружия и постоянно в этом совершенствуются.
BMW-K75RT. Выпускается с 1990 года. Эксплуатируется в почётном эскорте с 1993 года.
Служба в эскорте почётна, но и связана с большим риском. Известен случай с покушением на Брежнева во время въезда в Кремль через Боровицкие ворота кортежа с космонавтами Береговым, Николаевым, Терешковой и Леоновым. Террорист Ильин, предполагая, что во втором автомобиле кортежа едет Брежнев, высадил в него полные обоймы двух пистолетов и смертельно ранил водителя, старшего сержанта Илью Жаркова. Одна из пуль досталась мотоциклисту эскорта, старшему сержанту Зацепилову, который направил мотоцикл на преступника, перекрывая ему сектор стрельбы.
BMW-K75RT с боковым прицепом. Выпускается с 1990 года. Эксплуатируется в почётном эскорте с 1996 года.
Впрочем, опасные ситуации порой возникают даже в ходе тренировочных выездов. Ярким подтверждением является происшествие в начале 1990-х годов во время следования эскорта на Дмитровский автополигон. Мотоциклы двигались небольшой колонной, когда из-под колёс одного из них с огромной скоростью вылетел кусок арматуры, случайно оказавшийся на дороге, и ударил в голову мотоциклиста, двигавшегося следом. Его жизнь спас специальный защитный шлем. Сила удара была такова, что украшавший центральную часть шлема герб СССР оказался сильно вогнутым.
BMW-R1150RT с боковым прицепом. Выпускается с 2003 года. Эксплуатируется в почётном эскорте с 2006 года.
Мастерство мотоциклистов эскорта не раз производило сильнейшее впечатление на сопровождаемых гостей. Так, во время визита японского премьера Д.Кондзуни в январе 2003 года стояли сильные морозы. После торжественной встречи и приезда в Кремль, восхищённый работой эскорта на тридцатиградусном морозе японец попросил мотоциклистов проследовать с ним в Большой Кремлёвский дворец и сфотографироваться на память в Александровском зале.
BMW-R1200RT. Выпускается с 2010 года. Эксплуатируется в почётном эскорте с 2012 года.
Мотоциклы, представленные в Сокольниках, до сих пор никогда не выставлялись на публике вместе. Более того, они и во времена своей молодости не имели возможности находиться рядом. Сменялись поколения машин, одна приходила на смену другой, никто и никогда не ставил себе цель сохранить хотя бы по одному экземпляру для истории. До недавнего времени многие из моделей считались утраченными. И только благодаря энтузиазму современных руководителей ГОН, педантичности поисковиков и мастерству реставраторов, эти заслуженные аппараты были с огромными трудами возрождены. У посетителей фестиваля «Моторы Победы» будет уникальная возможность ознакомиться не только с полной коллекцией мотоциклов Почётного эскорта, но и с редкими фотографиями и уникальными документами эпохи.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Олдджек
при проведении БОШ-РАЛЛИ 2014 на автодроме ФСО мотоциклисты во время показательных выступлений такие штуки выделывали, мастерство на высшем уровне!
0
shelby500
"Днепр 14.9М. "

Трогал такой живой. Не особо дорого продавался в 1999 году. И стоил сравнительно не много. Но тогда думал: "А зачем мне такой редкий мотоцикл, к которому запчасти от обычного МТ не подходят?" Ну и не купил. Наверное зря.
0
dmk
Катался я на таком БМВ K75 в прошлом году на автодроме ФСО - инструктора там конечно высококлассные! Даже опытному мотоциклисту есть чему у них поучится...

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

15.09.2014 Юбилей
26.07.2013 Усы
Все статьи