До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
06.03.2015 10:00:00
Вопросы реставрации

Сегодня в 10 утра в Сокольниках откроется Олдтаймер-Галерея — грандиозное шоу старинных автомобилей и предметов техники. Многие из них, как и всегда будут сверкать лаком и хромом, другие — манить ржавчиной, а некоторые будут показаны в процессе реставрации. Лишь немногие из посетителей знают, ЧТО за всем этим стоит. Этапы большого пути от кучки ржавого железа до абсолютно нового состояния извилисты и тернисты, занимают долгие месяцы, а порой и годы. У каждого мастера реставрации — свои секреты. И на Олдтаймер-Галерее многие готовы ими поделиться. 

В центре внимания нынешней выставки — маленький чехословацкий автомобиль Minor с большой историей: в 1949 году малолитражку подарили Иосифу Виссарионовичу Сталину на 70-летие. Конечно же, не как автомобиль для повседневного пользования, а в знак любви и уважения, благодарности за освобождение от фашизма и еще как демонстрацию того, что может производить социалистическая Чехословакия. Сегодня «Минор» — настоящая историческая реликвия. 

Процесс восстановления «Минора» можно считать хрестоматийным и достойным занесения в учебники по реставрационному делу, если они когда-нибудь появятся. Как и многие другие олдтаймеры, сталинский «Минор» обнаружили стоящим в огороде под навесом — таковы традиции отношения с старинным авто в нашей стране. Впрочем, автомобилю повезло и он попал в руки настоящих профессионалов. 

Говорит Андрей Белов, руководитель мастерской «Автонаследие»: 

«Даже несмотря на удивительное везение — машину за столько лет не потеряли, не разукомплектовали, не изуродовали переделками, всё равно разрушения временем оказались велики. Теперь, спустя полтора года, можно спокойно вспоминать про испорченные коррозией детали, про полностью отсутствующий пол багажного отсека со всеми каркасами, полками, креплениями, про сгнивший по ватерлинию кузов, про заплесневевший салон и истлевший потолок, про растрескавшиеся шкалы приборов и рассыпающиеся уплотнители... 

Задача усложнялась тем, что в отличие от привычных уже „Побед“, „Волг“, даже „Мерседесов“ и БМВ в возрасте „за шестьдесят“, с которыми приходилось сталкиваться на ниве реставрационной деятельности, в данном случае перед нами был, во-первых, практически неизвестный у нас типаж автомобиля, а, во вторых, модель в „заказном“ исполнении и, по сути, в именной комплектации. 

Несмотря на некоторую схожесть элементов конструкции с одноклассниками, например, с довоенными ДКВ, множество вопросов технического характера преподнесла подвеска, трансмиссия, электрооборудование. 

На сегодня все основные вопросы уже нашли свои ответы, завершается сборка, по сути, заново рождённый автомобиль со своей уникальной родословной прямо на наших глазах вписывает новую уникальную страницу в нашу с вами Историю». 

За полтора года, проведенных в «Автонаследии», сталинский «Минор» прошел полный цикл реставрационных работ: разборку, дефектовку, комплектование, арматурные и жестяные работы, покраску и окончательную сборку. Всё это удалось закончить к весенней Олдтаймер-Галерее, где автомобиль станет одним из главных экспонатов выставки «Подарки вождям» и вновь окажется в окружении тех же самых юбилейных подношений Иосифу Сталину, среди которых находился в 1949 году. 

Кроме статуса экспоната выставки, «Минор» выступит также в качестве наглядного примера реставрации салона на специализированной конференции, которая состоится 7 марта в конференц-зале павильона № 4 КВЦ «Сокольники». Программа конференции включает в себя обсуждение юридическо-правовых вопросов ввоза олдтаймеров в Россию и их регистрации в ГИБДД, инновационных технологий в реставрации, а также обслуживании олдтаймеров. 

Тема одного из докладов — «Сложные случаи реставрации внутренней отделки салонов на примере автомобиля Aero Minor 1949 года выпуска». Реставратор Елизавета Титова совершила настоящий трудовой подвиг по восстановлению салонной ткани и обивки «Минора». 

Перешитый заново салон считается моветоном в среде коллекционеров, исключая те случаи, когда его восстановить уже невозможно. Этот фактор влияет не только на общее впечатление от автомобиля, но и на его конечную стоимость. Поскольку автомобиль реставрировался не для выездов, а для экспонирования в музее, перед Елизаветой была поставлена бескомпромиссная задача — отнестись к ткани максимально бережно и сохранить всё, что ещё можно сохранить. в таком виде в работу поступил передний диван автомобиля. 

Первым этапом работ стала очистка сухим и влажным химическим способом с использованием нескольких очищающих составов: первый удалял пыль и поверхностные загрязнения, второй убирал грязь, третий выводил пятна. Отдельно производилась очистка всех деталей кожаной обивки, частичное удаление краски и выравнивание поврежденных мест, подбор новой краски и тонировка. После очитки — удаление зацепок и порванных деталей плетения, наращивание и фиксация новых нитей: крючками, иголками и прочим инструментом. Новые нити продергивались и вытаскивались из наименее поврежденных задних частей обивки, продергивать приходилось долго, примерно одну на 3-4 штуки оказывалась целой. Попытка наращивать новыми нитями, подобранными наиболее близко по цвету и фактуре, к требуемому результату не привела и в итоге вся ткань осталась «родной». 

Далее настал черед восстановления первоначального цвета ткани с помощью трех красителей — двух жидких и одного аэрозольного для фиксации и тонировки. 

Сначала жидким красителем окрашивались наиболее выцветшие места, а после выравнивался общий цвет и пятна, которые не удалось вывести при чистке. После каждого окрашивания ткань выдерживалась около недели, чтобы проверить краску на устойчивость. При окраске кожаных деталей по контуру закрывалась обивка, при окраске обивки соответственно по контуру все кожаные детали. 

Окончательным этапом стала тонировка и фиксация краски. 

Затем наступил черед подбивки подушек — все детали сидений переворачивались на импровизированного «козла» и с обратной стороны на пружины клался груз. Через пару дней пружины выправились. Так передний диван стал выглядеть после восстановления. 

С таким же вниманием и бережным отношением были восстановлены и дверные карты «Минора», не менее сложные детали на картонной подложке с ватиновым утеплителем, вставками из кожи, подлокотником и отдельным кармашком. В таком виде дверные карты попали в руки Елизаветы Титовой. 

В процессе воссоздания и ткань, и кожа были сохранены, обивка очищена, затонированы ссадины и царапины, восстановлены изначальные цвета. Так дверные карты выглядят после реставрации. 

Подробности процесса, а также различные секреты и технологии восстановления старинной ткани и кожи в салоне автомобиля будут изложены в докладе Елизаветы Титовой на конференции. Не менее интересными темами станут доклады о программе BOSCH Automotive Tradition — поставке и ремонте запчастей для олдтаймеров, об инновационных методах подготовки автомобилей к реставрации — криогенной чистке и катафорезном погружении, о реставрации и ремонте автомобильной электрики от 20-х до 60-х годов и о технологии быстрого прототипирования — новые возможности восстановления утраченных автокомпонентов. 

Ознакомиться с программой конференции и записаться на неё можно здесь.

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Олдджек
Да уж, интересный автомобильчик оказался, вроде простой, а вопросов подкинул изрядно))) Даже в Чехию пришлось вояж организовывать
Но справились, жаль погода не позволила обкатать перед ОГИСом, а по боксу катать немного не то....
0
shelby500
Евгений Магаков, "машину за столько лет не потеряли, не разукомплектовали, не изуродовали переделками"

Невероятное везение. Даже завидно. Не думал, что такие раритеты еще возможно найти. Повезло. Восстановление обивки особенно интересно.
0
Олдджек
восстановления там было много чего интересно)))
например чего стоила постройка ванны для воспроизведения заводской технологии нанесения декоративного покрытия на торпедо!
Сейчас бы это назвали иммерсионная печать, но увы, таких пленок с нужной расцветкой не нашлось. Все сделали как в 49 году, вода, пленка краски на поверхности, перенос на железо, сушка, лакировка, полировка...
0
shelby500
Евгений Магаков, Ух как сложно! А просто покрасить -- не тот эффект?)
0
Олдджек
во первых фифект не тот, а самое главное - экспертиза показала, что именно так и никак иначе было сделано в 49 году. А значит и нам пришлось :)

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

11.09.2013 Fiat 2300 S Coupe
Все статьи