До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
14.10.2015
Боевые кони на двух колёсах
В 30-х и даже в 20-х годах Советское государство приложило много усилий, чтобы подготовить граждан к столкновению с международным империализмом. Наверное, ещё никто не предполагал, что роль врага сыграет фашистская Германия с её хорошо вооружённым и вымуштрованным Вермахтом, но советское общество уже готовилось к войне физически, психологически и профессионально. Сотни тысяч граждан приобретали навыки, которые могли пригодиться в боях. Советские люди 30-х учились не только метко стрелять, прыгать с парашютом и оказывать помощь раненым. Все понимали, что впереди — война моторов, поэтому важно было научить молодёжь правильно обращаться с автомобилем и мотоциклом.
Автомобильный спорт в СССР 30-х ещё делал первые шаги, более демократичным и доступным в то время считался спорт мотоциклетный. Трудно поверить, что первые при Советской власти соревнования мотоциклистов прошли ещё в 1918 году! Их тогда организовал Всеобуч. Гонки на мотоциклах 20-х напоминали то, что потом назовут кроссом — соперничать пилотам «железных коней» иностранных марок приходилось в условиях полного отсутствия дорог. Зато в 1928 году мотогонки были включены в программу первой Спартакиады СССР. Сражаться с нашими спортсменами приехало несколько сотен иностранцев. К старту допускали мотоциклы-одиночки с двигателями 250, 350, 500 и 750 см3, мотоциклы с колясками меньше или больше 650 см3. Первенство разыгрывалось в четырех дисциплинах: старт с места, старт с хода, 300 км по шоссе Москва-Тверь, 100 км по пересечённой местности. Всего тогда был установлен 61 всесоюзный рекорд — 31 ленинградцами, 30 — москвичами.

С рождением в 1927 году оборонного общества Осоавиахим открылись доступные трудящимся мотоциклетные школы, но в первые годы на один мотоцикл приходилось десятка два-три претендентов, руководители секций встречали новичков со словами «Рады вас принять, но техники нет». Ситуация начала выправляться с выпуском первых советских мотоциклов — лёгких Л-300 «Красный Октябрь», ИЖ-7, ИЖ-8, тяжёлых ПМЗ и ТИЗ. Решением Комитета по физической культуре и спорту был организован Центральный автомотоклуб СССР, которому разрешалось приобретать и распределять между спортивными клубами и обществами эти новые мотоциклы, что позволило посадить за руль тысячи молодых водителей.

В октябре 1937 года в честь 20-летия Великого Октября в Киеве прошел первый чемпионат СССР по автомобильному и мотоциклетному спорту. Именно там соревновались на скорость пилоты первых самодельных «Газиков». Но основной массой участников стали мотоциклисты, которых собралось более сотни, из них семеро — женщины. Чемпионат был прекрасно организован, за его ходом постоянно следила ежедневная печать. Главным судьёй выступал первый Герой Советского Союза лётчик Анатолий Васильевич Ляпидевский. В ходе чемпионата установлено 24 всесоюзных рекорда, три из которых завоевала храбрая мотоциклистка Ирина Фёдоровна Владимирова.

А осенью следующего, 1938 года количество мужчин-мотоциклистов достигло двухсот, а женщин и девушек — тридцати. На этот раз чемпионат судил сам Валерий Павлович Чкалов. За три года до войны мотоциклетный спорт почти стал по-настоящему массовым.
Некоторые виды соревнований, проводившихся Осоавиахимом в довоенном Советском Союзе, сегодня кажутся настоящей экзотикой и представляют большой интерес для исследователей. Возьмём, к примеру, погоню за шаром. Несколько мотоциклистов и пилот воздушного шара стартовали одновременно. Шар улетал, а мотоциклисты соревновались между собой, кто первым приметит, куда он летит, первым приедет на место посадки и привезёт пилота шара на финиш. Специальные задания на гонках включали перевозку раненого на баке мотоцикла-одиночки и, конечно же, кросс в противогазах. Всё это прямо указывало на военный уклон в мотоспорте.

Заслуженный мастер спорта Ирина Озолина вспоминала, что изучение автомобиля и мотоцикла к концу 30-х стало обязательным для представителей самых разных профессий. Молодёжь бредила техникой. Ирина осваивала специальность кинооператора в институте кинематографии, и считалось, что оператор должен уметь ездить на мотоцикле. Их крохотная секция «Искусство» из 20 человек квартировала в подвале с углём, туда с трудом втаскивали и вытаскивали мотоциклы по узкой лестнице. Форму, запчасти и бензин покупали за собственные деньги. Но трудности не пугали спортсменов.

Спустя годы, Ирина Янисовна рассказывала: «Для многих моих сверстников-мужчин мотоцикл стал в годы Великой Отечественной войны боевой машиной. Да и женщины на фронте и тылу были мотосвязистами, выполняли важные задания. Автомотоспорт помог тысячам молодых людей быстро освоить сложные технические специальности на военных предприятиях. Я, например, всю войну работала на моторемонтном заводе».

А вот что поведал победитель мотокросса, состоявшегося 22 июня 1941 года, заслуженный мастер спорта, многократный чемпион и рекордсмен СССР Павел Петрович Баранов: «Моим первым шагом в мотоспорт было участие в соревнованиях 1931 года в качестве колясочника. Кто помнит дороги тех лет, избитые гужевым транспортом, может представить себе, сколь малоприятным было дебютировать в этой роли. Но самым памятным для меня соревнованием стал мотокросс на подмосковной станции Планерная. Было воскресенье 22 июня 1941 года — полтораста участников, тяжелейшая трасса. Не все финишировали в тот день. Уже в середине гонки по дистанции разнеслась весть — началась война. Многие спортсмены прямо с кросса направились в город на призывные пункты».

Во время войны мотоциклетные состязания тоже проходили. Например, П.П. Баранов был направлен на учёбу в Ташкентское пограничное училище. Мотоциклов в столице Советского Узбекистана было много. В 1943 году окружной Дом офицеров организовал на местном ипподроме гонку. Земля была перепахана — там только что выкопали картошку. Получилось что-то вроде кросса на ипподроме. А в 1944 году состязания мотоциклистов возобновились в Москве, было даже разыграно первенство СССР по мотокроссу.
Несмотря на все трудности военного времени, гонщики-мотоциклисты выходили на старт, а школы оборонного общества Осоавиахим продолжали готовить новых шофёров, мотоциклистов, механиков-водителей, остро необходимых для фронта и для и Победы.

Текст: С.Ионес
Гонщик А. Бурмистров на тренировке в Москве 1943 года.
Приравняем мотоцикл к винтовке!
Специальное задание на гонках – перевозка раненого.
Старт погони за шаром.
Шар в воздухе, а погоня впереди.
Валерий Чкалов судит мотогонки.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

14.08.2013 «Dagen H»
Все статьи