До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
14.10.2015
Боевые кони на двух колёсах
В 30-х и даже в 20-х годах Советское государство приложило много усилий, чтобы подготовить граждан к столкновению с международным империализмом. Наверное, ещё никто не предполагал, что роль врага сыграет фашистская Германия с её хорошо вооружённым и вымуштрованным Вермахтом, но советское общество уже готовилось к войне физически, психологически и профессионально. Сотни тысяч граждан приобретали навыки, которые могли пригодиться в боях. Советские люди 30-х учились не только метко стрелять, прыгать с парашютом и оказывать помощь раненым. Все понимали, что впереди — война моторов, поэтому важно было научить молодёжь правильно обращаться с автомобилем и мотоциклом.
Автомобильный спорт в СССР 30-х ещё делал первые шаги, более демократичным и доступным в то время считался спорт мотоциклетный. Трудно поверить, что первые при Советской власти соревнования мотоциклистов прошли ещё в 1918 году! Их тогда организовал Всеобуч. Гонки на мотоциклах 20-х напоминали то, что потом назовут кроссом — соперничать пилотам «железных коней» иностранных марок приходилось в условиях полного отсутствия дорог. Зато в 1928 году мотогонки были включены в программу первой Спартакиады СССР. Сражаться с нашими спортсменами приехало несколько сотен иностранцев. К старту допускали мотоциклы-одиночки с двигателями 250, 350, 500 и 750 см3, мотоциклы с колясками меньше или больше 650 см3. Первенство разыгрывалось в четырех дисциплинах: старт с места, старт с хода, 300 км по шоссе Москва-Тверь, 100 км по пересечённой местности. Всего тогда был установлен 61 всесоюзный рекорд — 31 ленинградцами, 30 — москвичами.

С рождением в 1927 году оборонного общества Осоавиахим открылись доступные трудящимся мотоциклетные школы, но в первые годы на один мотоцикл приходилось десятка два-три претендентов, руководители секций встречали новичков со словами «Рады вас принять, но техники нет». Ситуация начала выправляться с выпуском первых советских мотоциклов — лёгких Л-300 «Красный Октябрь», ИЖ-7, ИЖ-8, тяжёлых ПМЗ и ТИЗ. Решением Комитета по физической культуре и спорту был организован Центральный автомотоклуб СССР, которому разрешалось приобретать и распределять между спортивными клубами и обществами эти новые мотоциклы, что позволило посадить за руль тысячи молодых водителей.

В октябре 1937 года в честь 20-летия Великого Октября в Киеве прошел первый чемпионат СССР по автомобильному и мотоциклетному спорту. Именно там соревновались на скорость пилоты первых самодельных «Газиков». Но основной массой участников стали мотоциклисты, которых собралось более сотни, из них семеро — женщины. Чемпионат был прекрасно организован, за его ходом постоянно следила ежедневная печать. Главным судьёй выступал первый Герой Советского Союза лётчик Анатолий Васильевич Ляпидевский. В ходе чемпионата установлено 24 всесоюзных рекорда, три из которых завоевала храбрая мотоциклистка Ирина Фёдоровна Владимирова.

А осенью следующего, 1938 года количество мужчин-мотоциклистов достигло двухсот, а женщин и девушек — тридцати. На этот раз чемпионат судил сам Валерий Павлович Чкалов. За три года до войны мотоциклетный спорт почти стал по-настоящему массовым.
Некоторые виды соревнований, проводившихся Осоавиахимом в довоенном Советском Союзе, сегодня кажутся настоящей экзотикой и представляют большой интерес для исследователей. Возьмём, к примеру, погоню за шаром. Несколько мотоциклистов и пилот воздушного шара стартовали одновременно. Шар улетал, а мотоциклисты соревновались между собой, кто первым приметит, куда он летит, первым приедет на место посадки и привезёт пилота шара на финиш. Специальные задания на гонках включали перевозку раненого на баке мотоцикла-одиночки и, конечно же, кросс в противогазах. Всё это прямо указывало на военный уклон в мотоспорте.

Заслуженный мастер спорта Ирина Озолина вспоминала, что изучение автомобиля и мотоцикла к концу 30-х стало обязательным для представителей самых разных профессий. Молодёжь бредила техникой. Ирина осваивала специальность кинооператора в институте кинематографии, и считалось, что оператор должен уметь ездить на мотоцикле. Их крохотная секция «Искусство» из 20 человек квартировала в подвале с углём, туда с трудом втаскивали и вытаскивали мотоциклы по узкой лестнице. Форму, запчасти и бензин покупали за собственные деньги. Но трудности не пугали спортсменов.

Спустя годы, Ирина Янисовна рассказывала: «Для многих моих сверстников-мужчин мотоцикл стал в годы Великой Отечественной войны боевой машиной. Да и женщины на фронте и тылу были мотосвязистами, выполняли важные задания. Автомотоспорт помог тысячам молодых людей быстро освоить сложные технические специальности на военных предприятиях. Я, например, всю войну работала на моторемонтном заводе».

А вот что поведал победитель мотокросса, состоявшегося 22 июня 1941 года, заслуженный мастер спорта, многократный чемпион и рекордсмен СССР Павел Петрович Баранов: «Моим первым шагом в мотоспорт было участие в соревнованиях 1931 года в качестве колясочника. Кто помнит дороги тех лет, избитые гужевым транспортом, может представить себе, сколь малоприятным было дебютировать в этой роли. Но самым памятным для меня соревнованием стал мотокросс на подмосковной станции Планерная. Было воскресенье 22 июня 1941 года — полтораста участников, тяжелейшая трасса. Не все финишировали в тот день. Уже в середине гонки по дистанции разнеслась весть — началась война. Многие спортсмены прямо с кросса направились в город на призывные пункты».

Во время войны мотоциклетные состязания тоже проходили. Например, П.П. Баранов был направлен на учёбу в Ташкентское пограничное училище. Мотоциклов в столице Советского Узбекистана было много. В 1943 году окружной Дом офицеров организовал на местном ипподроме гонку. Земля была перепахана — там только что выкопали картошку. Получилось что-то вроде кросса на ипподроме. А в 1944 году состязания мотоциклистов возобновились в Москве, было даже разыграно первенство СССР по мотокроссу.
Несмотря на все трудности военного времени, гонщики-мотоциклисты выходили на старт, а школы оборонного общества Осоавиахим продолжали готовить новых шофёров, мотоциклистов, механиков-водителей, остро необходимых для фронта и для и Победы.

Текст: С.Ионес
Гонщик А. Бурмистров на тренировке в Москве 1943 года.
Приравняем мотоцикл к винтовке!
Специальное задание на гонках – перевозка раненого.
Старт погони за шаром.
Шар в воздухе, а погоня впереди.
Валерий Чкалов судит мотогонки.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

10.12.2013 Ecurie Ecosse
08.07.2016 111 лет
26.07.2013 Усы
Все статьи