Ретроспектива
21.01.2016
Месть «серебряной стрелы»
Чем сильнее сжималась пружина неотвратимой войны и чем меньше времени оставалось до неизбежной кровавой развязки, тем острее и жёстче становилось соревнование систем во всех проявлениях — и в идеологическом, и в культурном, и в техническом.
До того, как на поля выкатились танки, первыми на «поле битвы», пусть до поры и бескровной, но от того не менее драматичной, вышли конструкторы, инженеры и спортсмены-испытатели.
Бескомпромиссная схватка умов и технологий была необходимой прелюдией надвигающейся «войны моторов». К сожалению, в этой схватке мы не всегда одерживали верх над сильным и грамотным противником.
Когда в 1940 году советский ГЛ-1 установил всесоюзный рекорд скорости в 161,87 км/ч , немецкие болиды умели преодолевать барьер скорости в 300 км/ч...
Например, Auto Union Typ D в 1938 году развивал максимальную скорость в 340 км/ч — в два с лишним раза больше чем его советский соперник...
В 1938‑м, Typ D и правда представлял собой практически идеал гоночного автомобилестроения. 12‑цилиндровый V-образный (почти 500 сильный) мотор с двумя нагнетателями Ruts, 5-ступенчатая КП, гидравлические амортизаторы и новая кинематика рулевых тяг делала его непревзойденным гоночным болидом. Настоящей «серебряной стрелой».

Так что вполне символично, что именно этот автомобиль под управлением лучшего гонщика планеты Тацио Нуволари 3 сентября 1939 года поставил в Белграде последнюю победную точку в истории Золотой эры гонок Гран-при.

А потом была война... И на поля выкатились танки...

Когда в 1945 году фронт подошел к Цвиккау, где базировалась гоночная команда Auto Union, гоночные болиды спрятали в старую угольную шахту. Но автомобили нашли и в счёт репарации все 18 рекордных болидов Auto Union были вывезены в СССР и распределены по автозаводам и профильным институтам.
Несколько «Ауто-Унионов» были переданы и на Горьковский автомобильный завод, где был перед войной собран ГЛ-1.

Летом 1948 года заводской водитель-испытатель на одном из этих Auto Union Typ D и попытался побить союзный рекорд скорости 1940 года. Напомним — тогда ГЛ-1 разогнался до 161,87 км/ч.

Казалось бы — на автомобиле, который легко преодолевает 300 км/ч, это будет довольно просто. Однако для эксплуатации Auto Union не хватало ни опыта, ни запчастей. Все чертежи и техническая документация остались в Германии, так что даже состав топливной смеси оставался тайной за семью печатями.
С большими усилиями многочисленные технические трудности удалось кое-как преодолеть, и автомобиль был поставлен на ход. Рекордный заезд запланировали провести на Московском шоссе в рамках мотогонок на приз имени Чкалова, после окончания их основных заездов.

К сожалению, такая трасса оказалась совершенно не подходящей для скоростей в три сотни километров в час. Московское шоссе было в то время совсем нешироким, а по сторонам узких обочин с обеих сторон протянулись кюветы. К тому же зрители, привлеченные видом необычного автомобиля, перебрались через кюветы и столпились прямо на краях дороги.

Предполагается, что именно из-за этого гонщик резко сбросил газ, и «Ауто-Унион», мгновенно потеряв сцепление с дорогой, вылетел в канаву. Водитель чудом остался жив, получив многочисленные переломы и сотрясение мозга. К сожалению, беспорядочно кувыркавшийся автомобиль убил на месте двенадцать человек, еще шестеро позже скончались в больнице от полученных травм.
А уже 27 декабря 1948 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии физкультуры и спорта в СССР», в котором, помимо прочего, запрещалось использование иностранной автомобильной и мотоциклетной техники в соревнованиях.

Некоторые историки считают именно аварию и гибель людей предлогом для такого запрета. Впрочем, причина могла быть и другой. В то время как раз проводилась кампания по борьбе с «низкопоклонством» и «космополитизмом», да и собственный автоспорт и автомобильных конструкторов надо было поддерживать. В те времена власти еще хорошо понимали, что рекордные болиды это не только престиж страны — но и главный испытательный стенд передовых технических решений...
Как бы там ни было — именно 1948 год стал переломным моментом в развитии отечественных спортивных автомобилей. Впереди советский автоспорт ждали новые рекорды и новые интересные машины.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
look
Вкрались ашипки.
Компрессорная фирма братьев Рутс пишется "Roots blower".
Silberpfeil (серебряная стрела) -- в первую очередь Мерседес. К Ауто-Унион как-то не прилепилось это имя.
На фото с двускатными задними колёсами машина Тип C/D 1939 года (16-цил. мотор от Typ C с одним компрессором на шасси Typ D).
0
shelby500
Любопытная история. Хотя думается, что если бы на ГЛ-1 поставить фордовский V8 c компрессором то тоже можно было бы разогнать до 320 км/ч. Но только на соляном озере.
0
S_Iones
Так писать нельзя! Что это за безымянный гонщик, что так неосторожно сбросил газ и не справился с управлением немецким болидом? Рассказывать историю и даже не помянуть фамилию главного героя - даже не халтура, а просто позор!

Тем неудачливым пилотом был инженер-испытатель ГАЗа Леонид Соколов! Он тоже, как и испытатель ГЛ-1 Аркадий Николаев, жил под Горьким в Великом Враге. Перед войной Соколов и Николаев бок о бок обкатывали первые в стране полноприводные машины Виталия Грачева на крутых вражских косогорах. Причем Соколов ездил на известном легковом ГАЗ-61, а Николаев на забытом историками ГАЗ-62, коротком шасси для бронемашин, покрытом кабиной и кузовом полуторки. Есть снимок, где Соколов и Грачев по клено в воде тянут трос к застрявшему ГАЗ-61.

Есть фотографии Добровольского, где запечатлены последствия аварии: перевернутый Ауто-Унион, милицейский мотоцикл, в который он врезался, сапоги убитого милиционера, лежащие под ногами у зрителей тела, на обочине - Эмки и ГАЗ-67, в заднюю дверь одной Эмки грузят что-то похожее на ребенка. ВОТ ГДЕ ВОТ ЭТО?

А потом, уже после аварии весной 1949-го Соколов... поехал через пол-страны, как представитель КЭО ГАЗ на государственных испытаниях автомобилей Москвич. Причем, Соколов был водителем одной из двух шедших в колонне Побед с номером 1, той что шла во главе колонны пробега! Человек, побывавший в такой жесткой аварии вскоре поехал в официальный большой пробег за рулем головной машины!

Конструктор ГАЗа Владимир Борисович Реутов рассказал продолжение истории. Потом Соколов занял ответственный пост на заводе - командовал ключевым подразделением, отвечавшим за отношения ГАЗа с заводами-смежниками.

И кривая мистическим кошмаром догнала Соколова - он погиб, второй раз попав в ту же роковую яму. Он возвращался из Москвы в Горький пассажиром служебной машины с шофером. Они вышли на встречку лоб в лоб с другой легковой машиной. Год, модели машин и более точные обстоятельства мне неизвестны.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

07.04.2014 Gmünd 356
18.03.2014 Гигант
16.11.2015 Худшие
04.12.2015 Юбилей GTI
08.09.2013 Шляпы
20.03.2016 1964 Porsche 356C
Все статьи