Ретроспектива
08.02.2016
Как Сталин у Троцкого
«машинну» угнал
ГОНовские машины угоняли и раньше. Ещё в Петрограде, от главного входа в штаб-квартиру большевистской партии в бывшем Смольном институте была похищена машина системы «Тюрка-Мери» (Turkat-Mery) 1916 года выпуска, на которой ездил не кто-нибудь — сам вождь мирового пролетариата Владимир Ульянов (Ленин). Рассказывают, что Ленин настолько был так раздосадован столь дерзким похищением (и откуда! с особо охраняемой территории!), что даже отказался ездить с шофёром Степаном Гилем, который отвечал за авто, заявив: «Безобразнейший факт... Машину надо найти. Ищите её, где хотите. Пока не найдёте, со мной будет ездить другой». Контрреволюция, да и только! Не самое дешёвое на свете авто нашли через несколько дней в сарае одной из пожарных частей на окраине города, а вскоре арестовали и организаторов угона. Выяснилось, что никакой контрреволюции нет и в помине, чистая «уголовка». Машина была похищена сотрудниками пожарной охраны Смольного института, которые собирались переправить её в Финляндию и там продать. Но это в Петрограде. А в Москве...

А в Москве, 22 сентября 1918 года, буквально через три недели после покушения на Ильича на чугунолитейном и механическом заводе Льва Михельсона и объявлении «красного террора», в Управление делами Совнаркома поступает следующее заявление:

В Управление Делами Сов. Нар. Ком.

Довожу до сведения Управления Д. СНК, что
машина системы «<неразборчиво>»,
принадлежащая Управлению Д. С.Н.К. и
находившаяся у
меня в временном пользовании,
похищена тов. Сталиным 19/IХ.18 и увезена им
в Царицын.

С тов. прив.
22 сент. 1918 г.
<Н. Горбунов>
Систему машины определить непросто. Кавычки, буквы «о», «с», «т» и твердый знак на конце слова читаются отчётливо (любопытно, что документ составлен уже с учётом «новой орфографии», и твёрдый знак в конце слова — лишь в одном месте, хотя «i» после гласных ещё пишется по-старому, равно как и «ять» в словах «дЬлами», «свЬдЬнiя», причем в скорописи Горбунова буква похожа, скорее, на современную «и» и т.п.) — но первая буква? Больше всего она похожа на немецкий «йот» — J. Немецкий «Jостъ-Йостъ»? Французский «Жост»? Или испанский «Хостъ»? Но машин такой марки не только никогда не было в гараже СНК, таких марок вообще никогда не было.
Загадка.
Впрочем, при детальном рассмотрении буква, условно говоря, «J» оказывается несколько более причудливой, и весьма напоминает рукописную английскую «G» в заглавном исполнении. Итак, английский «Gостъ-Гостъ»? А вот это уже кое-что. А что, если это... Ghost? Ну да, Rolls Royce Silver Ghost, «Серебряный призрак» — «Гостъ» в русском произношении (у британцев звучит чуть мягче, примерно как «гоуст» — ну так и их «Ватсон» у нас «Уотсон», а «Хэмшиэ» — «Гемпшир» и т.д.). А, ну тогда понятно — это один из двух «ролльс-ройсов», стоящих на балансе гаража СНК. Да, но чей? Под номером «1» в «Списке автомобилей,автомобильной базы рабочего и крестьянского Правительства, находящихся в гараже в состоянии „годных“, обслуживающих Совет народных комиссаров», датированном 7-м сентября 1918 года числится автомобиль тов. Троцкого, под номером «2» — автомобиль тов. Луначарского.
Теперь призовём на помощь здравый смысл.
Во-первых, Луначарский в сентябре 1918 находится в Москве, сведений о том, что он болен — нет. А если нет — то он работает. А если работает — то почему его автомобиль (а машину за Луначарским закрепили, надо полагать, не для того, чтобы просто сделать наркому просвещения приятное, а для работы) — то почему его автомобиль «во временном пользовании» у тов. Горбунова? Причем слово «пользование» предполагает, все-таки, некоторую протяжённость во времени, а не раз-два, взял прокатиться.
А вот тов. Троцкого как раз в Москве нет. Назначенный Председателем Реввоенсовета Республики, того самого гайдаровского «Р.В.С.», он в очередной раз «усвистал» на фронт и наматывает версты на своем знаменитом поезде, каковых верст по самым скромным подсчетам «лев революции» только за 1918 год намотал более 100 тыс. (для сведения: окружность экватора Земли несколько меньше — всего порядка 40 тыс. км).
По крайней мере, понятно: если хозяина нет, то при дефиците автомобилей — что машине простаивать? Пускай работает. Да вот хотя бы пускай тов. Горбунова возит, как-никак, не просто заведующий Научно-техническим отделом ВСНХ, но еще и секретарь Совнаркома. Да к тому же еще и... личный секретарь того самого В.И. Ульянова, который Ленин. Второе. Луначарский — интеллигент. Ну, положим, умыкнул тов. Сталин у него «ролльс-ройс» (а тов. Сталину к экспроприациям не привыкать, «эксами» тов. Сталин занимался еще тогда, когда мягкотелый тов. Луначарский в Женеве с Лениным чаи гонял. Что может Луначарский? Ну побежит Ленину пожалуется. А скорей всего, и этого не сделает, а просто встанет в любимую позу русской интеллигенции под названием — «делайте, что хотите, но чтоб машина у меня была».
А вот тов. Троцкий — совсем другое дело. Тов. Троцкий воспитан на революционных принципах, которые мало чем отличаются от уголовных «понятий» (недаром среди так называемых русских революционеров так много выходцев с царёвой каторги). А по «понятиям» — если раз у тебя что-то отобрали, и ты смолчал, значит, у тебя можно отнять всё.
Думается, простым скандалом для Горбунова дело бы так просто не кончилось — и это несмотря на то, что машин у тов.Троцкого — что собак нерезаных. Так в «поезде Троцкого» числятся «... два локомобиля, два „паккарда“, один „лянч“, один „непир“, один „фиат“, один грузовой „фиат“, один грузовой „паккард“, один „пирс-арау“. В гараже также имелись автомобиль-цистерна и автомобиль-мастерская». Но и это еще не все. К поезду тов. Троцкого приписан еще и авиаотряд, в который помимо «двух самолетов с авиаторами и механиками» входили «один полуторатонный грузовой автомобиль; шесть самокатов; три шофера-мотоциклиста; одна цистерна бензина; два грузовых автомобиля». Это вам не семечки на завалинке трескать.
Понятно, что с тов. Троцким шутки плохи. Сама бумага об этом свидетельствует. Ибо тов. Н. Горбунов кляуз и жалоб отродясь не писал. Ну а бумага — своего рода удостоверение в невиновности: я — не я, ни в чем не виноват, а машину — Сталин умыкнул (кажется, на уголовном языке это называется «перевести стрелки»).
Сам ли Горбунов стал инициатором написания бумаги? С одной стороны, повторяю, скандалистом он не был, так что, вполне возможно, что это Сталин «при реквизиции» буркнул ему что-то вроде — «а ты на мине тэлегу накатай!», с другой стороны, Горбунов и сам, в общем, был не дурак, да и в аппаратных играх кое-что понимал (слову сказать, именно Горбунов вскоре сменит Бонч-Бруевича В.Д. на посту Управделами Совнаркома, это произойдет в 1920 году). Так что, вопрос «сам придумал — подсказали» боюсь, так и остается без ответа.
Что же касается тов. Сталина, то с тов. Троцким «дружба» у него старая — как раз сейчас осенью 1918 года разгорается скандал: Троцкий стремится повсюду насадить «военспецов» — квалифицированные военные кадры «царской» закалки, а тов. Сталин этому всячески противится. Тов. Сталин с тов. Троцким на ножах (кончатся эти «ножи» ударом ледоруба по темечку в далеком ещё пока 1940-м в ещё более далёком мексиканском городе Койокане близ Мехико) — так отчего же не напакостить «заклятому товарищу по партии»? Да и машина в Царицыне не помешает. А старый добрый «Воксхол», закрепленный за наркоматом по делам национальностей пусть бегает пока по Москве; никуда он не денется.
Такая вот история с Jостъ-Gостъ-Ghost-Royce.
Да, не думал о потомках тов. Н. Горбунов, писал, как ему пишется, а ты тут сиди, ломай голову.
Вот и вместо «е» в «делами», «сведенiя» писал он по привычке «ять», а прописная эта буква писалась примерно как твёрдый знак с палочкой слева, соединенные вверху чертой, что-то вроде «IЪ», причем «бублик» выходил у него редуцированным — палочка и палочка. А наш современник читает бумагу, и диву дается: ну и грамотеи в этом самом Совнаркоме работали: «В Управленiи Дилами Сов. Нар. Ком. Довожу до свидинiя Управленiя Д. СНК...».
Еще и «машину» с двумя «н» написал, выдающийся советский и государственный деятель.

С 4 по 8 марта в Сокольниках состоится выставка старинных автомобилей и антиквариата «Олдтаймер-Галерея», посвящённая 95-летию Гаража Особого Назначения. Полторы сотни уникальных экспонатов — автомобилей и мотоциклов, из которых более половины обслуживали лидеров страны от Ленина до Путина. И за каждым экспонатом — своя удивительная история из жизни «сильных мира сего»...
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Ivan_8
Это был американский "Уайт".

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

08.10.2013 Твид
20.03.2016 1964 Porsche 356C
04.03.2014 The Moscow car
Все статьи