До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
15.02.2016
Ездить стало лучше,
ездить стало веселее!..
С 4 по 8 марта в Сокольниках состоится выставка, посвящённая 95-летию Гаража Особого Назначение, героическое название которого мысленно отсылает нас в суровую эпоху революции и становления молодого советского государства. Сталинскому периоду истории ГОНа на выставке будет посвящён отдельный раздел с добрым десятком уникальных автомобилей. Попробуем же разобраться, на каких же автомобилях в действительности ездил Сталин.

Первый автомобиль Сталина марки «воксхол» не был его персональной машиной; формально он был закреплён за наркоматом по делам национальностей. Что, впрочем, не помешало будущему вождю ездить на нём в 1918 году не только по Москве, но и на фронте под Царицыным, словом — распоряжаться авто, как персональным. В сентябре 1918 Сталин «умыкнул» и угнал всё под тот же Царицын один из гоновских «роллс-ройсов», который был закреплен за Троцким (впрочем, машин у Троцкого и без «ройса» хватало).
В 1926 году тов. Сталин получил персональный «роллс-ройс» уже официально, это был один из полутора десятков автомобилей, закупленных советским правительством за границей. Также разное время тов. Сталин использовал для поездок автомобили марки «бьюик» и «паккард», однако назвать точную модель машин сложно.
Эпохальной стал купленный в 1936 году бронированный «паккард-твелв» 14-й серии, на котором вождь ездил вплоть до появления после войны отечественного броневика ЗиС-115 (забронированная версия лимузина ЗиС-110). Несмотря на то, что в 1936 году советский автопром выпустил первые отечественные лимузины представительского класса ЗиС-101, тов. Сталин машинами этой марки не пользовался. При этом сведения о том, что, якобы, вождь невзлюбил ЗиС-101, поскольку из-за особенностей конструкции кузова (деревянная рама, обшитая металлом) ЗиС, дескать, невозможно было нормально забронировать, не соответствуют действительности: «паккард-твелв» имел точно такую же конструкцию кузова, и ничего. Это обстоятельство никак не помешало его бронированию.
Причина отказа от выпуска бронированных ЗиСов (известно лишь о выпуске двух экспериментальных образцов — ЗиС-101Э) — слишком малая мощность двигателя, что превращало автомобиль при любой более или менее заметной прибавке в весе в малоподвижный «утюг».
Последней машиной в жизни вождя стал все тот же ЗиС-115, который доставил его на Ближнюю (кунцевскую) дачу в феврале 1953-го. С Ближней дачи тело усопшего было отправлено в составе обычного выездного кортежа, только место основной бронированной машины занимал автомобиль-катафалк «типа «скорой помощи», который и доставил тело вождя в морг Института судебных экспертиз на Садовой-Кудринской, 9. Сутки спустя, из морга, уже в гробу, тело было перевезено в Колонный зал Дома Союзов и выставлено для «всенародного прощания». В самый последний путь, на Красную площадь, к Мавзолею, гроб с телом Сталина везли на орудийном лафете, запряженном двумя парами лошадей, предоставленном Министерством обороны (лафет использовался для похорон разных лиц, кому полагались похороны с воинскими почестями, причем Сталин не был ни первым, ни последним, кого хоронили на этом лафете).
На снимках 20-х годов, где тов. Сталин запечатлен в автомобиле, он сидит в основном рядом с шофером. Причем, слева от шофера («роллс-ройс»?).
Позже пристрастия вождя поменялись и на бронированном «паккарде» он ездит сзади. Но, как рассказывают очевидцы, не на диване, а на откидном кресле, которое охрана выдвигала для него из специальной ниши в спинке переднего дивана (такие сиденья были не только в сталинском «паккарде», но и в ЗиС-115). Таким образом, в машине Сталина обычно ездило четверо (если, конечно, не было никого из гостей): шофер на переднем диване слева, офицер охраны также на переднем диване справа, офицер охраны на заднем диване справа, перед ним, лицом по направлению движения — Сталин. Известный телеведущий, а теперь еще и писатель А. Пиманов, ссылаясь на неуказанные «мемуары Жукова» пишет: «... Маршал Жуков в своих мемуарах описывал поездку в автомобиле с Верховным главнокомандующим:
«Ехали так: впереди начальник личной охраны Власик, за ним — Сталин, за Сталиным — я. Я спросил потом Власика: «Почему он меня туда посадил?» — «А это он всегда так, чтобы, если будут спереди стрелять, в меня попадут, а если сзади — в вас».
А если сбоку?
Вопрос далеко не праздный, ибо ставит данную версию под сомнение.
Думается, причина тут была куда прозаичнее: откидное сиденье ближе к центру тяжести автомобиля, поэтому там не так качает. Что предпочтительнее, например, для человека, у которого болит спина. Или которого элементарно укачивает в дороге.
Настаивать на этой версии со стопроцентной уверенностью, конечно, нельзя, но как показывает практика, более простое объяснение чаще оказывается ближе к истине, чем более сложное.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
stoyan
Страпон в студию! Да не мне, Автору!!

Он даже не знает что откидное кресло, называют «страпонтен»

Дм. Дашко пишет "Бытует легенда, будто бы в декабре 1934 года американский президент Франклин Делано Рузвельт подарил Сталину на 55-летие великолепный бронированный Packard Twelve. Заокеанский коллега уже успел пережить покушение. Очень боялся покушений и Сталин. Однако бронированных вариантов «Сто первого» не существовало, ..."
0
Ivankalayev
Товарищ stoyan, на чём основывается ваше утверждение, что автору незнакомо слово "страпонтен"? Возможно, автор гуманно решил не перегружать голову читателя незнакомыми терминами. ;)
0
ТИЗ
А вот Вл. Киреев в книге "ЗиС-101" утверждает следующее: "... Примерно так же мог выглядеть специальный автомобиль ЗиС-101Э - бронированный вариант "Экстра", К сожалению, ни одной фотографии этой машины не сохранилось, только отчеты и чертежи. Известно, что были изготовлены две такие машины, каждая весом около четырех тонн". И кому верить?
0
S_Iones
ВОТ КАК расшифровать букву С в названии машины ЗИС-110С?

Первый вариант. Спец по политической истории, плохо понимающий в автомобилях, скажет: С - конечно же "сталинский".
Второй вариант. Бывший работник органов ничего не скажет, но подумает: С? Точно - "секретный".
Третий вариант. Работник автопрома один даст правильный ответ. С - значит "специальный"!
0
Sergej_2
Гражданин по кличке "stoyan" с чего вы решили ,что Сталин боялся покушений. Сванидзе наслушался,что ли. Сталин ходил по Москве без охраны фактически ( с одним охранником ).

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи