Ретроспектива
15.02.2017
Сухопутные яхты русского царя
В России название этой французской марки писали по-разному: «Делонэ-Белльвилль», «Делоне-Бельвиль», «Делане-Бельвилль» и даже слитно как «Делонебельвиль». Акционерное общество S.A. des Automobiles Delaunay-Belleville было основано в 1903 году, но еще задолго до начала производства автомобилей это словосочетание сделалось известным всему миру: предприятие изготавливало паровые котлы для боевых кораблей, состоящих на вооружении у разных стран, включая и Российский Императорский флот. Так, 24 горизонтально-водотрубных котла «системы Бельвиля» вырабатывали пар для двух трёхцилиндровых паровых машин тройного расширения, приводивших в движение императорскую яхту «Штандарт».
Самым первым «Делоне» в Собственном Его Императорского Величества гараже гараже стал 40-сильный трипль-фаэтон 1906 года выпуска – таким термином в те времена обозначался открытый автомобиль с тремя рядами сидений. Еще через два года приобрели более новую модель с мотором мощностью 70 л.с. и кузовом ландоле работы парижской фирмы J. Rothschild et Fils, Rheims et Auscher («Ротшильд и сыновья, Реймс и Аушер»). Ландоле сделали по запатентованной самой кузовной фирме системе – его механизм позволял раскладывать верх в трех позициях: он мог быть закрытым или наоборот полностью открытым, а также в виде ландоле, когда открыта только часть крыши над задними пассажирами. При этом и салонная перегородка, и боковые рамки окон могли складываться. Появление этого автомобиля Николай II даже отметил в своем дневнике, вот завись от 26 июля 1908 года: «После завтрака отправился на новом 80-сильном моторе в Красное Село». Примечательно, что не только в царском дневнике, но и в документах гаража мощность мотора ландоле указывалась как 80 л.с. – на десять «лошадей» больше, чем в каталоге самой фирмы.
В 1909 году появился третий «Делоне-Бельвиль» – с кузовом лимузин, изготовленным фирмой Kellner et ses fils, название которой переводится как «Кельнер и сыновья». На этом автомобиле Собственный Его Императорского Величества Гараж потребовал предусмотреть двойные рулевые тяги, двойную систему зажигания, дисковое сцепление вместо конусного, запуск двигателя с места водителя, а также бесшумное и плавное трогание и такое же торможение. Последнее удалось осуществить, снабдив шасси сложной пневматической системой – сжатый воздух, подаваемый в цилиндры, приводил в движение автомобиль, а переключение двигателя в режим компрессора превращало его в пневматический тормоз.
На крыше лимузина находилась стеклянная галерея, позволявшая стоять в салоне в полный рост, на окнах присутствовали жалюзи, а в передней стенке – шкафчик с дорожным несессером. И еще электрическое освещение салона и водяное отопление от системы охлаждения двигателя. В автомобиле было три ряда сидений – средний представлял собой два кресла, а задний являлся сплошным диваном. Сам Николай II предпочитал сидеть на левом кресле.
Позже добавились еще пять «Делоне» модели 45HP – два ландоле, лимузин и два фаэтона. Один из фаэтонов 1914 года стал основной фронтовой машиной Николая II в Первую Мировую войну. Интересный факт: на трёх «Делоне» 45HP пробку радиатора украшала свастика – один из любимых символов императрицы Александры Федоровны.
После революции царские «Делоне-Бельвили» попали в автобазу Временного правительства, а оттуда уже к большевикам. В автомобильной базе Совнаркома и Гараже Особого назначения они использовались до конца 20-х годов – настолько надежными оказались эти машины. На выставке «Первые моторы России», которая пройдет в Сокольниках с 8 по 12 марта в рамках 26-й «Олдтаймер-Галереи», можно будет увидеть сразу два «Делоне-Бельвилля», точь-в-точь такие же, как те, что 110 лет назад начинали службу в Собственном Его Императорского Величества гараже.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

31.12.2013 Новый год
Все статьи