Ретроспектива
17.02.2017
Свитские львы
Французская марка, известная сегодня как производитель автомобилей не выше среднего класса, в начале ХХ века поставляла свою продукцию к русскому двору. В списке автомобилей Собственного Его Императорского Величества гаража на 11 марта 1917 года значатся целых пять автомобилей марки «Пежо».
Первые два были приобретены на IV Международной автомобильной выставке в 1913 году – фаэтон и лимузин, причем, последний с кузовом парижской фирмы «Кельнер и сыновья», продукцию которой так любил Николай II. Оба автомобиля зачислили в состав Императорского гаража по разряду свитских. Отзыв об их работе за подписью гофмейстера Федосеева использовался в рекламе, публиковавшейся в прессе в течение 1914 года.
Появлению автомобилей «Пежо» в императорском гараже предшествовали некоторые события. В 1913 году фирма Peugeot открыла в Петербурге собственное представительство, а в её планах значилась даже постройка автомобильного завода в России. 8 мая 1913 года в Санкт-Петербурге в ресторане «Контан» состоялся банкет по случаю прибытия в Россию самого Армана Пежо, приехавшего для участия в IV Международной автомобильной выставке.
В число императорских автомобилей, которыми пользовались только члены царской семьи, входил и маленький Bébé Peugeot, подаренный наследнику цесаревичу в 1914 году – это был третий «Пежо» в царском гараже. Цитата из дневника Николая II от 9 октября 1914 года: «Видели Алексея в парке, который катался в подаренном ему 5 октября маленьком моторе». Судьба автомобиля после 1917 года доподлинно неизвестна, иногда упоминается, что «Бебе-Пежо» попал в ленинградский Дворец пионеров и погиб во время бомбежки в 1941 году, но достоверных данных на этот счет нет. Экземпляр «Бебе-Пежо», экспонировавшийся долгое время в Политехническом музее и принадлежащий коллекционеру Александру Ивановичу Хлупнову, не является автомобилем цесаревича, хотя долгое время его было принято считать таковым.
В списках гаража присутствуют ещё два автомобиля марки «Пежо»: ландоле 1915 года выпуска, а также дубль-фаэтон, изготовленный в 1914 году. Ландоле имел статус императорского автомобиля – им пользовалась императрица Александра Федоровна, в отличие от Николая II отдававшая предпочтение закрытым кузовам.
На выставке «Первые моторы России» будет представлен «Бебе-Пежо» 1913 года выпуска, аналогичный тому, на котором ездил наследник Алексей. Этот «Бебе-Пежо» попал в нашу страну ещё до революции и сохранился каким-то чудом. Автомобили французской марки были очень распространены в Российской Империи – к началу Первой мировой фирма Peugeot располагала главной конторой в Петрограде и фабричными складами в Москве, Киеве, Харькове, Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Одессе и Варшаве. Реклама фирмы продолжала публиковаться вплоть до 1916 года.
Выставка «Первые моторы России» пройдет в рамках 26-й «Олдтаймер-Галереи» с 8 по 12 марта в КВЦ «Сокольники».
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

20.08.2013 Volvo Amazon
Все статьи