Ретроспектива
18.02.2017
Царский гараж
Последний русский царь располагал самым многочисленным автопарком среди европейских монархов, что стало поводом для учреждения в 1907 году Собственного Его Величества гаража. 18 февраля 1907 г. министр Императорского двора В.Б. Фредерикс подал императору Николаю II записку по организации автомобильной части, на которой зафиксировал высочайшее распоряжение: «Повелеваю исполнить!»
Таким образом, сегодня исполняется ровно 110 лет с момента официального образования Императорского гаража, как подразделения Министерства Императорского Двора, на которое были возложены задачи автотранспортного обслуживания Императора и членов его семьи, высших должностных лиц государства, а также обеспечения свиты.

Через две недели в Сокольниках откроется выставка, посвящённая этому юбилею. Она продлится всего лишь пять дней – с 8 по 12 марта. Об экспонатах можно подробнее почитать здесь.
Что сегодня известно об Императорском гараже?

Увлечение императора Николая II «моторами», а именно так он называл в своих дневниках автомобили, началось с французского фаэтона «Делоне-Бельвиль» и нескольких немецких «Мерседесов» с кузовами разных типов. Позже к ним добавились «Роллс-Ройсы», «Рено», «Пежо» и другие марки, известные сегодня лишь историкам: «Тюрка-Мери», «Воксхол», «Бразье», «Серекс» и другие. Никто из европейских монархов не располагал в то время столь обширным и роскошным автопарком.
В гараже русского царя «несли службу» лучшие автомобили мира. Любимцами Николая II стали роскошные французские автомобили марки «Делоне-Бельвиль» с характерными капотами цилиндрической формы – самые совершенные и самые мощные на тот момент. На императорских машинах предусматривались немыслимые для других машин тех лет опции: откидные подножки-лесенки, пол с подогревом, электрическое освещение салона, жалюзи на окнах. Специально, чтобы Николай II мог стоять в салоне в полный рост, на крыше одного из лимузинов сделали стеклянную галерею.
Любовь к марке «Делоне-Бельвилль» Николай II сохранил до самой революции – даже «Мерседесы» и «Роллс-Ройсы» в Собственном Его Величества гараже оказались на вторых ролях, хоть и числились по разряду «императорских». Также в этой категории находились ландоле и лимузины «Пежо» и «Рено» – обе марки сегодня никак не связаны с премиум-сегментом, а тогда в их модельном ряду присутствовали и автомобили высшего класса, достойные того, чтобы возить российского императора и членов его семьи.
К 1917 году Собственный Его Императорского Величества гараж насчитывал больше полусотни автомобилей, не только императорских, свитских и фельдъегерских, но также и грузовиков с автобусами, а еще такие новшества для своего времени как автопоезд с прицепными повозками и автосани на гусеничном ходу.
Страна от императора значительно отставала. В 1913 году в Санкт-Петербурге насчитывалось только 2036 автомобилей – ничтожно малое число по сравнению с Берлином, Парижем и тем более Нью-Йорком. Но эти немногочисленные автомобилисты были людьми отчаянными. Самый знаменитый из всех – Андрей Платонович Нагель, не побоявшийся в минус 18 градусов стартовать на открытом всем ветрам «Руссо-Балте» из Петербурга в Монако. В те времена наши гонщики ставили рекорды скорости и частенько побеждали в европейских соревнованиях.
После революции гараж был национализирован, а царские автомобили стали достоянием республики. До наших дней мало что сохранилось, поэтому каждая реликвия тех времен по-настоящему уникальна.

Все вместе эти редчайшие автомобили и мотоциклы, а также коллекция велосипедов царской семьи впервые в истории нашей страны соберутся в одном зале на выставке «Первые моторы России». Здесь можно будет увидеть около 50 единиц техники, собранных для экспозиции со всего мира.

В витринах – ранее не публиковавшиеся фотографии и документы, призовые кубки Императорских гонок, костюмы пионеров моторизации, таблички исчезнувших заводов и накапотные эмблемы – орлы со спиленными коронами.

От тех времён мало что осталось – не берегли у нас «наследие царского режима». Тем ценнее для истории и дороже для нашей памяти уникальные экспонаты удивительной выставки под названием «Первые моторы России».
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

08.09.2013 Шляпы
03.03.2015 12:00:00 Война и мода
Все статьи