До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
20.02.2017
Свастика в автомобильной истории
Свастика традиционно считается украшением автомобилей фашистских бонз: она развевалась на флагштоках, закрепленных у передних крыльев «Мерседесов», «Хорьхов», БМВ, «Опелей» и прочих машин Третьего Рейха. Еще её можно было увидеть нарисованной на борту – расправивший крылья орёл держал в когтях венок, в котором красовалась развернутая на 45˚ свастика. Но это всё были украшения автомобилей – никогда, например, свастика не устанавливалась на пробку радиатора, даже на «Мерседесе» самого рейхсканцлера. На всех кадрах хроники видна фирменная трёхлучевая звезда Mercedes-Benz.
Но были в автомобильной истории и другие эпизоды, когда свастика являлась одной из деталей самого автомобиля. Именно этот знак являлся логотипом американской автомобильной фирмы Krit, существовавшей с 1909 по 1916 год. К персоне Адольфа Гитлера она явно не имела никакого отношения – тот в те годы еще рисовал картины в Вене. Появление свастики на пробке радиатора объясняется очень просто – владельцы фирмы выбрали этот древний символ благополучия в качестве знака своей марки.
В те годы, кстати, мало кто уделял этому внимание – большинство логотипов представляло собой обычную надпись. Если и были символы, то связанные с историей самой фирмы. Например, на французских автомобилях «Берлие» был изображен паровоз, а на радиаторах «Руссо-Балтов» – двуглавый орёл, своеобразный знак качества Российской Империи. Одним из первых символов в автомобильной истории стала и мерседесовская трёхлучевая звезда.
Кстати, автомобили марки Krit можно было купить и в Российской Империи – ими торговало техническое бюро «Бр. Кернер и К». Такую вот лаконичную рекламу можно было встретить в московском журнале «Автомобилист» в 1913 году. Еще братья Кернер являлись торговыми представителями марки «Хорьх», но торговля шла не очень – владельцев автомобилей Krit и Horch в дореволюционной Москве было по пальцам пересчитать.
А самыми заметными автомобилями со свастикой были «Делоне-Бельвили» императора Николая II. Свастика не являлась логотипом этой французской фирмы – её устанавливали на некоторые автомобили Собственного Его Величества гаража уже в России. Всего таких машин было четыре – два фаэтона «Делоне-Бельвиль» 45НР разных лет выпуска, лимузин «Делоне-Бельвиль» 45НР и маленький «Бебе-Пежо» наследника цесаревича. Первоначально фаэтон «Делоне-Бельвиль» 45HP, приобретенный в 1912 году, был без свастики. Вот фото 1912 года.
Нет её и в мае 1913 года, когда праздновалось 300-летие Дома Романовых. Зато она есть на лимузине, заснятом в июле 1913 года.
На фаэтоне же свастика то появлялась, то исчезала. Вот май 1914 года, поездка в Козьмодемьянский монастырь – свастика есть.
А во время визита президента Франции Раймона Пуанкаре в начале июля 1914 года её на автомобиле уже нет.
Не исчезала свастика только с капота фаэтона 1914 года выпуска – основного фронтового автомобиля Николая II.
Когда именно появилась свастика на автомобилях Николая II и по какой причине – можно только гадать. Произошло это примерно в конце весны или в начале лета 1913 года. Почему на фаэтоне 1912 года выпуска свастика то появлялась, то исчезала – тоже загадка. Наверняка, не обошлось без влияния Александры Фёдоровны, любившей этот символ. Нарисованные рукой императрицы свастики нашли и в комнатах Ипатьевского дома – последнего пристанища Романовых.
Свастика также присутствовала на обложке дневника императрицы и других её личных вещах, она помечала этим знаком письма и подарки. Примечательно, что свастики не было на автомобилях, которыми пользовалась Александра Фёдоровна – ландоле «Рено» и «Пежо».

Так что свастика остается если не загадкой императорской семьи, то уж Собственного Его Величества гаража – точно. Истории императорского гаража будет посвящена выставка «Первые моторы России», которая пройдет в Сокольниках с 8 по 12 марта в рамках 26-й «Олдтаймер-Галереи».
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

15.10.2013 Мундштук
Все статьи