Ретроспектива
01.03.2017
Заводи «Баркас»!
Кажется, еще недавно они попадались в потоке машин, а сегодня стали автомобильной классикой. «Баркасы» – легкие грузовики, микроавтобусы и фургоны теперь разыскивают, реставрируют и берегут. Один из них займет место в экспозиции 26-й Олдтаймер-Галереи, которая пройдет с 8 по 12 марта в КВЦ «Сокольники».
Родину «Баркаса» бесполезно искать на карте мира. Страна под названием ГДР или Германская Демократическая Республика уже 27 лет как не существует. Социалистическое государство, основанное 7 октября 1949 года в советской зоне Германии, просуществовало более сорока лет, и объединилось с ФРГ 3 октября 1990 года. На немецком его название звучит как Deutsche Demokratische Republik или DDR. Остряки расшифровывали эту аббревиатуру как «Дафай, дафай, рапотай!», и ГДР работало: в стране существовала своя собственная автомобильная промышленность, представленная такими знакомыми всему социалистическому лагерю марками как Trabant, EMW, AWZ, IFA, Sachsenring, Melkus и Wartburg. И, конечно же, Barkas.
История марки Barkas уместилась между 1961 и 1991 годами. В год полета Гагарина в космос в городке Карл-Маркс-Штадт появилось новое предприятие, созданное на базе национализированного правительством ГДР автомобильного завода компании Framo. Под маркой Barkas выпускались фургоны, грузовики и микроавтобусы, завоевавшие репутацию простых и неприхотливых работяг. Почти 30 лет завод выпускал лишь одну модель – Barkas B1000 с двигателем воздушного охлаждения, звук которого стал характерной чертой грузовичков из Карл-Маркс-Штадта.
Мотор периодически пытались поменять. Так, в 1969 году собрали Barkas B1000 с силовым агрегатом от 412-го «Москвича». Но не сложилось – советская сторона отказалась от поставок данного двигателя, так как на него приходились более выгодные экспортные поставки. Также не удались попытки установки на «Баркас» и дизеля.
Впрочем, в социалистическом Карл-Маркс-Штадте и без дизеля с «Москвичом» всё было прекрасно. Отсутствие конкуренции и госзаказы избавили от необходимости обновлять продукцию и лишь изредка проводились небольшие технические усовершенствования. Но после объединения Германии, предприятие не смогло ничего противопоставить западным конкурентам. Однако, качество автомобилей оказалось настолько высоким, что даже спустя тридцать-сорок лет «Баркасы» не только сохраняются коллекционерами, но еще и иногда используются по прямому назначению.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Юрий
Двигатель Варкаса, аналогичный Вартбургу, не воздушного, а водяного охлаждения.
0
Юрий
Да и на "рентгеновском рисунке" виден радиатор. А характерный звук -это звук двухтактного двигателя.
0
S_Iones
За мою долгую жизнь официально в ГАИ на мое имя было зарегистрировано около десятка отечественных машин и только одна единственная иномарка - Баркас О623ХК 177, по докам 81 года, но, похоже, более ранний. Это - фургон с отдельными кабиной и закрытой будкой. Он давно "ушел по доверенности" моему знакомому, владеющему четырьмя Баркасами четырех разных типов. У него есть остекленный автобус, неостекленный фургон-вагонник, фургон с отдельным кузовом, зарегистрированный на меня и бортовой грузовик. Причем, у автобуса двигатель 1,8 от 213-й Нивы. Это был популярный тюнинг - ставить в Баркасы вазоские движки.
С мотором 412-го Москвича не срослось потому что уфимских моторов не хватало двум нашим заводам - АЗЛК и Ижмашу (потому долго выпускали 408-е моторы). Какие уж там поставки на сторону! Родной 3-цилиндровый мотор Баркаса с виду крохотный, как игрушка, и тарахтит несолидно. Но у немцев отличное качество обработки деталей и сборки. Поэтому движок считается надежным и тянет едва ли не лучше наших 4-цилиндровых. Кстати, я слышал, что баркасовско-вартбурговские моторы можно ставить на олдтаймеры ДКВ семейства Ф9, не нарушая историческрой достоверности, и этим не брезгуют даже серьезные реставраторы.
Как-то в Баркас сел мой товарищ, у которого как раз тогда был праворульный малотоннажник Ниссан-Атлас. Он сказал, что сидеть в Баркасе намного комфортабельнее, чем в Ниссане. А мне запомнилась открытая пробка радиатора перед ветровым стеклом, словно у машины из 30-х годов. У поздних выпусков Баркаса ее нет. Еще, как показал опыт, на 13-дюймовые диски Баркаса прекрасно становится когда-то очень массовая советская грузовая резина М-100, предназначенная для Москвичей-универсалов и ижевских каблуков.
0
shelby500
S_Iones, Насчет не нарушать, то только старые моторы. В первой половине 60-х двухтактные моторы ГДР серьезно изменились и аутентичность страдает. Например, они получили термостат в головке блока. До этого он был отдельной деталью.
0
shelby500
Я, как человек близкий к Баркасам не могу не написать пару строк) Во-первых на заглавном фото не родные диски). 2 бала горе-реставраторам! Во-вторых, про 412-й мотор. Для него пришлось бы серьезно переделывать моторный отсек, рассчитанный на 1 литровый трехцилиндровый мотор с плоской головкой (нет клапанного механизма). Может не хотели возиться? Правда в конце 80х "Баркасы" получили 1,3 литровый фольксвагеновский четырехтактный четырехцилиндровый двигатель. И стал он нормально.

Ну и не сказано про самую главную "фишку" Баркаса -- коробку со вторым автоматическим сцеплением (муфта свободного хода). Оно позволяет переключать передачи не выжимая основного обычного сцепления.
0
mouseTPAKTOPuCT
Иван Сидорофф, я сделал реплику баркаса с 412 мотором, моторный отсек по сути переделывать не пришлось совершенно, только под печкой немного вырезать. да кожух двигателя увеличить. в заводских условиях такое сделать было бы намного проще.

и да, несколько экземпляров таких баркасов было изготовлено, и они ездили.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

06.09.2013 Concours Queens
Все статьи