До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
22.08.2017
В поисках
«сталинской пирамиды»
Старый пожелтевший фотоснимок, как это часто бывает, дал импульс к началу интересного музейно-архивного расследования. Московский историк и журналист Сергей Ионес решил разыскать знаменитую «сталинскую пирамиду» и нашёл…сразу две!

Пару лет назад мы рассказывали об уникальной художественной композиции из шести моделей автомобилей, восходящих вверх к пятиконечной звезде по спирали, вьющейся вокруг центральной колонны. Это произведение искусства подарили И.В. Сталину на 70-летие работники Горьковского автозавода имени Молотова. К сожалению, сама великолепная спираль с едущими вверх автомобилями, представлявшими историю завода от ГАЗ-А до ЗИМа в комплектном виде не сохранилась. Но главный элемент композиции – сами уменьшенные копии машин, теперь мы можем сказать точно, до наших дней дожили.
Когда мы только получили фотографии исторической пирамиды, один из знатоков немедленно обратил внимание, что похожие модели ГАЗ-А, ГАЗ-АА, ГАЗ-М1, ГАЗ-51, «Победы» и ЗИМа выставлены в Нижнем Новгороде, в Музее истории и трудовой славы ГАЗа. Более того, там же есть выполненные в том же масштабе и в том же стиле макеты и других горьковских автомобилей. Потому первым делом мы обратились в заводской музей. Наталья Витальевна Колесникова – не просто директор музея и уникальный специалист по истории ГАЗа. Она настоящая хранительница истории и традиций завода, в её записных книжках – контакты всех ветеранов, в её архиве можно найти информацию о любых конструкторах и выдающихся работниках завода. О многих творцах истории ГАЗа она расскажет подробно и красочно, только назови имя. Кому, как не Колесниковой, досконально помнить самые громкие заводские легенды?
Ещё не зная ни о нашей предстоящей публикации, ни о будущей выставке, Наталья Витальевна начала свой рассказ… с истории подарка, который в 1949 году конструкторы и модельщики ГАЗа приготовили И.В. Сталину на его 70-летие! Её описание «сталинского» макета совпадало с его историческими фотографиями. Сразу же возник вопрос, каким образом модели автомобилей оказались в сегодняшней экспозиции Музея. По словам Натальи Витальевны, приказ о создании заводского музея директор ГАЗа подписал в 1964 году, и вскоре в огромном «сталинском» здании заводского Дома культуры открылась выставка, на которую работники разных бюро и цехов приносили исторические реликвии. Именно там и тогда снова вышли на свет те модели, что когда-то находились на той пирамиде со спиралью, а теперь украшают экспозицию Музея. Когда в 1981 году, к 50-летию завода Музей ГАЗа переезжал в своё нынешнее здание, старые модельщики КЭО, некоторые уже пенсионеры, взяли те машины на реставрацию, своими безошибочно умелыми руками отремонтировали и перекрасили макеты, придав им «свежий» выставочный вид. Также Наталья Витальевна назвала масштаб, в котором выполнены модели – 1:10.
Здесь нужно заметить, что в Музее ГАЗа выставлены не только шесть «сталинских» макетов. Посетители могут любоваться и другими горьковскими машинами, сделанными в том же стиле и масштабе. Здесь присутствуют уже существовавшие в 1949-м машины: трёхосная «полуторка» ГАЗ-ААА, пикап М-415, полноприводный грузовой ГАЗ-63, легкий танк Т-70, «самоходка» Су-78. Есть и автомобили более поздних выпусков: грузовики ГАЗ-53 и ГАЗ-66, «Чайка» ГАЗ-13, «Волга» ГАЗ-21. Постройкой деревянных макетов горьковские мастера занимались много лет после юбилея Сталина. А в начале 70-х «модельный ряд» завершила масштабная «Волга» ГАЗ-24, только выполненная по новой технологии – с прозрачными стёклами окон и воспроизведённым макетом салона.
Но самое интересное Наталья Витальевна поведала нам напоследок. От ветеранов Конструкторско-экспериментального отдела (КЭО) она в своё время точно слышала, будто макетов было… два! Первый отправили в Москву товарищу Сталину, другой остался в Горьком, на заводе. К огромному сожалению, непосредственных участников постройки той спирали, которые рассказали бы всю историю «из первых рук», беспощадное время не оставило.
При внимательном осмотре моделей из нижегородского музея нельзя не заметить, что они отличаются от аналогов, когда-то установленных на пирамиду. В том, что «Победа» целиком окрашена в бежевый цвет, а ЗИМ – двухцветный, хотя в 1949-м было точно наоборот, нет ничего удивительного – машины же перекрашивали. Но, почему тогда облицовка радиатора «Победы» нового образца М-20В, появившаяся только в 1955-м вместе с полноприводным М-72? И почему масштабный ГАЗ-51, стоящий сегодня в Музее ГАЗа, оснащён бортовой платформой нового типа, как у «позднего» ГАЗ-51А, а на снимках спирали видна платформа старого образца?
В разгар нижегородских поисков нас ожидала сенсационная новость. Известно, что не все подарки вождю оказались в Политехническом музее – часть попала в фонды Музея Революции (теперь – Музея современной истории России). Правда, в «Политех» передавались в основном «технические» экспонаты – механизмы, модели машин, электрические и радио устройства. В Музее Революции оставались подарки с художественным уклоном – картины, книги, изделия народных промыслов. По логике вещей макеты автомобилей ждала прямая дорога в Политехнический. Но, как это часто происходит, «логика вещей» не сработала. Сотрудники бывшего Музея Революции сообщили нам, что «где-то в глубинах запасников», «под слоем пыли» у них присутствуют «похожие» модели автомобилей.
Уникальные произведения золотых рук модельщиков КЭО ГАЗ возвращаются из полувекового забвения. Не осталось никаких сомнений – это они. Макетов, как совершенно верно заметила Н.В. Колесникова, было построено два! Извлечённые из фондов Музея Революции чёрные «Газик» и «Эмочка», зелёная «Полуторка», серый «Газон», бежевая с коричневым верхом «Победа», кремовый ЗИМ сошли с той самой легендарной спирали, компанию им составляет ещё один ЗИМ вишнёвого цвета. Как он появился на свет и очутился в столичном Музее Революции, нам пока неизвестно.
К сожалению, модели дошли до нас в исключительно плачевном виде, нашему взору открылось то, что некоторые любители технического ретро называют «хосписом». Оторванные и бесследно утерянные фары, бамперы, ручки дверей, сломанные молдинги, щётки стеклоочистителей, иногда – даже вырванные куски кузовов. «Полуторка» вообще разваливается пополам, у её кузова оторван задний борт. Покалеченные реликвии нуждаются в хирургическом вмешательстве умелых реставраторов.
И очень хочется верить, что старые фотографии, эскизы и чертежи позволят когда-нибудь возродить утраченные подиум, колонну и спираль, по которой когда-то поднимались эти великолепные модели наших родных советских автомобилей вверх, к сияющей звезде светлого коммунистического будущего.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

11.09.2013 Fiat 2300 S Coupe
12.09.2013 Quadrifoglio Verde
Все статьи