Ретроспектива
15.02.2018
Чудом выживший
На советских автозаводах не берегли экспериментальные образцы машин. Никто не задумывался, что построенный в одном экземпляре автомобиль бесценен для истории. Подавляющее большинство опытных образцов утрачено навсегда. И настоящим чудом можно назвать неожиданную находку того самого единственного автомобиля нашей народной марки, но незнакомой модели. Рассказывает московский историк и журналист Сергей Ионес.

В истории марки «Москвич» немало тайн и загадок. Одна из не очень известных страниц – целое семейство полноприводных (4х4) автомобилей модели «Москвич-415». Ещё в середине 1950-х годов Главный конструктор МЗМА Александр Фёдорович Андронов получил правительственное задание сделать на базе «Москвича» малолитражный автомобиль для села, более лёгкий и экономичный, чем ГАЗ-69. Первый вариант – «Москвич-410» с несущим кузовом, унифицированным с базовой моделью «Москвич-402», попал на конвейер и несколько лет выпускался небольшими партиями. Но самих конструкторов завода эта сделанная с многочисленными компромиссами машина не удовлетворяла. Взамен они задумали другой внедорожник – «настоящий» с рамным основанием. За основу взяли Willys, отлично зарекомендовавший себя в годы войны. Многие люди, работавшие на МЗМА в 1950-х, отлично помнили эту американскую конструкцию, потому что в 1944-1945 годах будущий завод «Москвич» выпускал запасные части к автомобилям, поступавшим по Ленд-Лизу из США, в том числе к Willys.
Первый образец, построенный в 1957 году, даже внешне мало отличался от военного «Виллиса». Но все узлы и агрегаты у него были отечественные – двигатель от «Москвича-407», шасси насколько можно унифицированное с московской малолитражкой. Новинкой заинтересовалось Министерство обороны. Первый джип «Москвич» прошёл полный цикл испытаний военном автомобильном НИИ-21 в подмосковных Бронницах. Боевая «проверка на дорогах» показала полную работоспособность конструкции. Через год, к ноябрю 1958-го МЗМА приготовил новый вариант джипа с оригинальным внешним видом. Планировалось две модификации – открытый автомобиль «Москвич-415» и закрытый «Москвич-416». Опытные машины тоже прошли испытания и были рекомендованы к серийному производству, но вмешались «непредвиденные обстоятельства».
Выпускать на тесной «старой территории» МЗМА две базовые модели было физически невозможно. Производство «Москвича-415» поручили новосибирскому заводу «Сибсельмаш». К сожалению, сибирские производственники сделали всё, чтобы сорвать заказ, им даже удалось убедить Совет министров СССР в «высокой стоимости проекта». Страна потеряла самый маленький и дешёвый внедорожник, который так ждали в армии и в деревне. Правда, его место вскоре занял ЛуАЗ, построенный на агрегатах «Запорожца».

Прошло примерно 10 лет. Правительство снова задумалось о расширении модельного ряд советских полноприводных автомобилей. Требовалась новая базовая модель, по характеристикам занимающая «среднее положение» между ЛуАЗом и УАЗом. На конкурсной основе её поручили создавать трём заводам – АЗЛК, и новичкам ВАЗу и «Ижмашу». Конструкторы АЗЛК решили ничего не придумывать. У них в архиве находился полный комплект технической документации на «Москвичи» моделей 415 и 416, а в заводских гаражах в начале 70-х ещё работали сохранившиеся образцы.
Конечно, машину требовалось довести до современного уровня. Так возник проект «Москвича-415С». Прежде всего, его оснастили новым мощным двигателем от «Москвича-412». Коробку передач взяли перспективную КП-9. Для лучшей вместимости и управляемости удлинили колёсную базу. Над кузовом поработали дизайнеры во главе со знаменитым Борисом Ивановым. К облику машины, задуманной много лет назад, отлично подошли новые прямоугольные фары, контрольные и световые приборы. В остальном это остался честный автомобиль для русского бездорожья – с «неубиваемой» рамой, цельными балками мостов, рессорной подвеской. Благодаря 412-му двигателю, он мог использоваться военными, как артиллерийский тягач.
Единственный образец «Москвича-415С» увидел свет весной 1973 года. На ВАЗе только-только додумались, какой должна стать будущая «Нива». В заводских отчётах московские конструкторы подчёркивали, что перспективные машины «Москвич-415С» и ВАЗ-2121 не являются конкурентами. «Москвич» с его рамным основанием больше подходит для поездок от села до поля, и является отличным мобилизационным резервом для армии. При этом он значительно дешевле, чем УАЗ-469. Из того количества металла, который уходит на производство одного УАЗа, можно изготовить два джипа «Москвич». ВАЗ-2121, в свою очередь, значительно более «слабый» и капризный автомобиль. Его удел – поездки от города до села, к тому же, из-за несущего кузова, он может буксировать только «лёгкий» легковой прицеп. Остаётся добавить, что в активе у АЗЛК уже была просторная «новая» территория, введённая в строй в 1971 году. Там вполне можно было выпускать джипы наряду с легковыми «Москвичами». Как вариант, рассматривался филиал АЗЛК в Кинешме, тоже уже введённый в строй.
Однако, «Москвич-415С» так и остался в единственном числе. Чтобы лучше удовлетворить требованиям военных, конструкторы АЗЛК решили оснастить свой джип световыми приборами, одинаковыми с новыми моделями УАЗов и грузовиков. Тогда как раз разрабатывали унифицированные световые приборы для всей военной техники, при этом отвечающие всем мировым требованиям. В результате, пришлось всерьёз пересмотреть внешний дизайн.

Следующие два образца постройки 1974 года внешне заметно отличались от «Москвича-415С». Им дали индекс уже по новому ГОСту – открытой машине «Москвич-2150», закрытой – «Москвич-2150-1». Открытая машина прошла испытания в НАМИ, и снова показатели были отличные. Почему внедорожный «Москвич» так и не попал в серийное производство на этот раз? Самая достоверная версия звучит так. В 1975 году пост Министра автомобильной промышленности занял Виктор Николаевич Поляков, сильный авторитарный руководитель. Он принял волевое решение осваивать не две, а одну полноприводную машину, и приоритет, конечно же, отдал ВАЗу.
Проект «Москвича-2150» пытались возродить ещё раз в годы перестройки. Предлагалось рамы штамповать на КамАЗе, а окончательную сборку разместить в Кинешме. Развал Союза и трудности, с которыми столкнулось Производственное объединение «Москвич» не оставили уже никаких шансов.

Оба образца «Москвича-2150» дожили до «лучших врёмён», когда был открыт заводской музей, и стали его экспонатами. Предыдущий вариант «Москвич-415С» должен был сгинуть, подобно многим другим опытным образцам. Но ему повезло. Машину в 70-х выкупил некий работник завода. Правда, поставить её на учёт в ГАИ ему не удалось, и на ней так и остались заводские номера «проба». Уникальная машина на долгие годы прописалась на дачном участке владельца.
Уже в XXI веке её фотографии появились в интернете. Настоящие знатоки марки всполошились. На дачу владельца чередой поехали многочисленные коллекционеры и реставраторы. Но всё получали либо отказ продать уникальный автомобиль, либо им предъявляли откровенно неадекватный ценник. Благодаря поддержке руководителя исторического автоклуба «Москвич» Виктора Журлова, договориться с хозяином машины удалось известному московскому реставратору Сергею Симонову. В 2017 году уникальный внедорожный «Москвич» поехал в ателье Simonov motors. Эта уникальная находка предстанет перед посетителями на стенде реставрационного ателье на предстоящей весенней «Олдтаймер-Галерее» в Сокольниках.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
orion4
Интересно будет на него посмотреть

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

31.12.2013 Новый год
07.04.2014 Gmünd 356
05.07.2013 Coppa di Sicilia
10.07.2014 Mercer Type 35R
Все статьи