До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
15.02.2018
Чудом выживший
На советских автозаводах не берегли экспериментальные образцы машин. Никто не задумывался, что построенный в одном экземпляре автомобиль бесценен для истории. Подавляющее большинство опытных образцов утрачено навсегда. И настоящим чудом можно назвать неожиданную находку того самого единственного автомобиля нашей народной марки, но незнакомой модели. Рассказывает московский историк и журналист Сергей Ионес.

В истории марки «Москвич» немало тайн и загадок. Одна из не очень известных страниц – целое семейство полноприводных (4х4) автомобилей модели «Москвич-415». Ещё в середине 1950-х годов Главный конструктор МЗМА Александр Фёдорович Андронов получил правительственное задание сделать на базе «Москвича» малолитражный автомобиль для села, более лёгкий и экономичный, чем ГАЗ-69. Первый вариант – «Москвич-410» с несущим кузовом, унифицированным с базовой моделью «Москвич-402», попал на конвейер и несколько лет выпускался небольшими партиями. Но самих конструкторов завода эта сделанная с многочисленными компромиссами машина не удовлетворяла. Взамен они задумали другой внедорожник – «настоящий» с рамным основанием. За основу взяли Willys, отлично зарекомендовавший себя в годы войны. Многие люди, работавшие на МЗМА в 1950-х, отлично помнили эту американскую конструкцию, потому что в 1944-1945 годах будущий завод «Москвич» выпускал запасные части к автомобилям, поступавшим по Ленд-Лизу из США, в том числе к Willys.
Первый образец, построенный в 1957 году, даже внешне мало отличался от военного «Виллиса». Но все узлы и агрегаты у него были отечественные – двигатель от «Москвича-407», шасси насколько можно унифицированное с московской малолитражкой. Новинкой заинтересовалось Министерство обороны. Первый джип «Москвич» прошёл полный цикл испытаний военном автомобильном НИИ-21 в подмосковных Бронницах. Боевая «проверка на дорогах» показала полную работоспособность конструкции. Через год, к ноябрю 1958-го МЗМА приготовил новый вариант джипа с оригинальным внешним видом. Планировалось две модификации – открытый автомобиль «Москвич-415» и закрытый «Москвич-416». Опытные машины тоже прошли испытания и были рекомендованы к серийному производству, но вмешались «непредвиденные обстоятельства».
Выпускать на тесной «старой территории» МЗМА две базовые модели было физически невозможно. Производство «Москвича-415» поручили новосибирскому заводу «Сибсельмаш». К сожалению, сибирские производственники сделали всё, чтобы сорвать заказ, им даже удалось убедить Совет министров СССР в «высокой стоимости проекта». Страна потеряла самый маленький и дешёвый внедорожник, который так ждали в армии и в деревне. Правда, его место вскоре занял ЛуАЗ, построенный на агрегатах «Запорожца».

Прошло примерно 10 лет. Правительство снова задумалось о расширении модельного ряд советских полноприводных автомобилей. Требовалась новая базовая модель, по характеристикам занимающая «среднее положение» между ЛуАЗом и УАЗом. На конкурсной основе её поручили создавать трём заводам – АЗЛК, и новичкам ВАЗу и «Ижмашу». Конструкторы АЗЛК решили ничего не придумывать. У них в архиве находился полный комплект технической документации на «Москвичи» моделей 415 и 416, а в заводских гаражах в начале 70-х ещё работали сохранившиеся образцы.
Конечно, машину требовалось довести до современного уровня. Так возник проект «Москвича-415С». Прежде всего, его оснастили новым мощным двигателем от «Москвича-412». Коробку передач взяли перспективную КП-9. Для лучшей вместимости и управляемости удлинили колёсную базу. Над кузовом поработали дизайнеры во главе со знаменитым Борисом Ивановым. К облику машины, задуманной много лет назад, отлично подошли новые прямоугольные фары, контрольные и световые приборы. В остальном это остался честный автомобиль для русского бездорожья – с «неубиваемой» рамой, цельными балками мостов, рессорной подвеской. Благодаря 412-му двигателю, он мог использоваться военными, как артиллерийский тягач.
Единственный образец «Москвича-415С» увидел свет весной 1973 года. На ВАЗе только-только додумались, какой должна стать будущая «Нива». В заводских отчётах московские конструкторы подчёркивали, что перспективные машины «Москвич-415С» и ВАЗ-2121 не являются конкурентами. «Москвич» с его рамным основанием больше подходит для поездок от села до поля, и является отличным мобилизационным резервом для армии. При этом он значительно дешевле, чем УАЗ-469. Из того количества металла, который уходит на производство одного УАЗа, можно изготовить два джипа «Москвич». ВАЗ-2121, в свою очередь, значительно более «слабый» и капризный автомобиль. Его удел – поездки от города до села, к тому же, из-за несущего кузова, он может буксировать только «лёгкий» легковой прицеп. Остаётся добавить, что в активе у АЗЛК уже была просторная «новая» территория, введённая в строй в 1971 году. Там вполне можно было выпускать джипы наряду с легковыми «Москвичами». Как вариант, рассматривался филиал АЗЛК в Кинешме, тоже уже введённый в строй.
Однако, «Москвич-415С» так и остался в единственном числе. Чтобы лучше удовлетворить требованиям военных, конструкторы АЗЛК решили оснастить свой джип световыми приборами, одинаковыми с новыми моделями УАЗов и грузовиков. Тогда как раз разрабатывали унифицированные световые приборы для всей военной техники, при этом отвечающие всем мировым требованиям. В результате, пришлось всерьёз пересмотреть внешний дизайн.

Следующие два образца постройки 1974 года внешне заметно отличались от «Москвича-415С». Им дали индекс уже по новому ГОСту – открытой машине «Москвич-2150», закрытой – «Москвич-2150-1». Открытая машина прошла испытания в НАМИ, и снова показатели были отличные. Почему внедорожный «Москвич» так и не попал в серийное производство на этот раз? Самая достоверная версия звучит так. В 1975 году пост Министра автомобильной промышленности занял Виктор Николаевич Поляков, сильный авторитарный руководитель. Он принял волевое решение осваивать не две, а одну полноприводную машину, и приоритет, конечно же, отдал ВАЗу.
Проект «Москвича-2150» пытались возродить ещё раз в годы перестройки. Предлагалось рамы штамповать на КамАЗе, а окончательную сборку разместить в Кинешме. Развал Союза и трудности, с которыми столкнулось Производственное объединение «Москвич» не оставили уже никаких шансов.

Оба образца «Москвича-2150» дожили до «лучших врёмён», когда был открыт заводской музей, и стали его экспонатами. Предыдущий вариант «Москвич-415С» должен был сгинуть, подобно многим другим опытным образцам. Но ему повезло. Машину в 70-х выкупил некий работник завода. Правда, поставить её на учёт в ГАИ ему не удалось, и на ней так и остались заводские номера «проба». Уникальная машина на долгие годы прописалась на дачном участке владельца.
Уже в XXI веке её фотографии появились в интернете. Настоящие знатоки марки всполошились. На дачу владельца чередой поехали многочисленные коллекционеры и реставраторы. Но всё получали либо отказ продать уникальный автомобиль, либо им предъявляли откровенно неадекватный ценник. Благодаря поддержке руководителя исторического автоклуба «Москвич» Виктора Журлова, договориться с хозяином машины удалось известному московскому реставратору Сергею Симонову. В 2017 году уникальный внедорожный «Москвич» поехал в ателье Simonov motors. Эта уникальная находка предстанет перед посетителями на стенде реставрационного ателье на предстоящей весенней «Олдтаймер-Галерее» в Сокольниках.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
orion4
Интересно будет на него посмотреть

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи