Ретроспектива
16.02.2018
Пожарный тяжеловес
Появление этого автомобиля на Олдтаймер-Галерее – маленькая сенсация, так как он до этого никогда не принимал участие в выставке. Хотя и маленькой её можно назвать с нотками гротеска: пожарная цистерна на шасси ЯГ-6 тянет на звание самого большой и самой тяжелой советской «пожарки».
Ярославские грузовики всегда отличались исполинскими размерами, хотя простота их конструкции местами переходила в примитивность. Так, вместо привычных штампованных лонжеронов и поперечин, рама ЯГ-6 сваривалась из отрезков промышленного швеллера. Кабину сколачивали из досок и окрашивали масляной краской с помощью кисточки, а крылья делали из гнутых листов железа. В коробке передач и редукторе заднего моста работали прямозубые шестерни, которые на заводе даже не шлифовали – при движении они издавали сильный гул.
Почти все узлы трансмиссии и шасси были тяжелыми и металлоёмкими. Из-за этого ЯГ-6 весил 4940 кг, а его грузоподъемность составляла пять тонн. Двигал такого монстра силовой агрегат мощностью всего 73 л.с. и со скоростью не более 40 км/ч. Рулевое управление обходилось без усилителя, что требовало от водителя грузовика, полная масса которого равнялась трети веса танка Т-34, поистине богатырской силы. То же самое было и с тормозами – ими снабжались только задние колеса, а наличие сервоусилителя практически никак не сказывалось на эффективности торможения.
Использовались ярославские грузовики, как правило, в качестве специальной техники: самосвалов, автокранов, цементовозов, пожарных цистерн, поливомоечных машин и даже орудийных установок. И, несмотря на откровенный анахронизм, ЯГов хватило и на то, чтобы поднять народное хозяйство, и на то, чтобы выстоять в войне. Звездный час грузовиков из Ярославля пробил 17 июля 1944 года, когда поливомоечные машины ЯГ-6 смыли грязь с московского асфальта после прохода пленных немцев. Символически они смыли позор солдат и офицеров Вермахта.
Наш герой не так знаменит, как те поливомоечные машины, снимки с которыми стали хрестоматийными и вошли во многие альбомы о Великой Отечественной войне. Он всю жизнь трудился в пожарной охране и относительно недавно «вышел на пенсию», обосновавшись в экспозиции Военно-технического музея в подмосковной Черноголовке. Поэтому посетителям Олдтаймер-Галереи выпадает уникальный шанс увидеть эту пожарную реликвию с 7 по 11 марта в КВЦ «Сокольники».
Пожарная автоцистерна на шасси ЯГ-6 изготовили в мастерских Московской пожарной охраны. Объём цистерны для воды составлял 5000 литров, насос применялся самый распространенный на советских пожарных машинах того времени – центробежный Д-20. Автоцистерна отличалась от классических пожарных автоцистерн московских мастерских пожарной охраны увеличенным размером цистерны, за счёт чего было уменьшено количество мест пожарного расчёта.
Машина начинала свою службу в Москве и во время войны выезжала на тушение пожаров от немецких бомбардировок. Цистерна оказалсь в прямом смысле этого слова незаменима – она могла привезти к месту пожара максимальное количество воды, что было жизненно необходимо в районах, удаленных от водопроводной сети и водоемов. В послевоенное время автоцистерна была подвергнута модернизации или ремонту, в результате чего обзавелась цельнометалличской кабиной от британского грузовика Austin, которые в начале войны поставлялись к нам небольшими партиями по ленд-лизу. Такие кабины стояли на моделях Austin K2, K3 и K6 – у какого-то из них она и была позаимствована.
В связи с поступлением в пожарную охрану столицы автоцистерн следующего поколения, устаревший пожарный ЯГ-6 передали в одно из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, где он продолжал работать еще длительное время. Сохранились фотографии начала 70-х годов, подтверждающие исправное состояние пожарной цистерны, когда она принимала участие в региональных соревнованиях Добровольных пожарных дружин (ДПД), защищая профессиональную честь ДПД поселка Аксёнки Пушкинского района Московской области.
Вторая жизнь автомобиля началась в 1988 году, когда он, вместе с другой пожарной техникой, собранной на просторах Московской области, был восстановлен специалистами пожарной охраны к празднованию 70-летнего юбилея Советской пожарной охраны. Правда, реставрацией это все же трудно назвать. Так, неоригинальная британская кабина уступила место не очень удачно выполненному аналогу с крышей «домиком».
Но главное – уникальный автомобиль сохранился и не был сдан в металлолом. С тех пор автоцистерна хранилась на отдельном посту ПЧ-29 подмосковной Балашихи. Ближайший случай увидеть этого монстра вживую – это мартовская Олдтаймер-Галерея.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
S_Iones
ЯГ-6 - жемчужина черноголовской коллекции. Ярославские машины, дожившие до наших дней, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

17.03.2014 Ikarus-Mavaut
04.08.2013 Lingotto
Все статьи