Ретроспектива
16.02.2018
Пожарный тяжеловес
Появление этого автомобиля на Олдтаймер-Галерее – маленькая сенсация, так как он до этого никогда не принимал участие в выставке. Хотя и маленькой её можно назвать с нотками гротеска: пожарная цистерна на шасси ЯГ-6 тянет на звание самого большой и самой тяжелой советской «пожарки».
Ярославские грузовики всегда отличались исполинскими размерами, хотя простота их конструкции местами переходила в примитивность. Так, вместо привычных штампованных лонжеронов и поперечин, рама ЯГ-6 сваривалась из отрезков промышленного швеллера. Кабину сколачивали из досок и окрашивали масляной краской с помощью кисточки, а крылья делали из гнутых листов железа. В коробке передач и редукторе заднего моста работали прямозубые шестерни, которые на заводе даже не шлифовали – при движении они издавали сильный гул.
Почти все узлы трансмиссии и шасси были тяжелыми и металлоёмкими. Из-за этого ЯГ-6 весил 4940 кг, а его грузоподъемность составляла пять тонн. Двигал такого монстра силовой агрегат мощностью всего 73 л.с. и со скоростью не более 40 км/ч. Рулевое управление обходилось без усилителя, что требовало от водителя грузовика, полная масса которого равнялась трети веса танка Т-34, поистине богатырской силы. То же самое было и с тормозами – ими снабжались только задние колеса, а наличие сервоусилителя практически никак не сказывалось на эффективности торможения.
Использовались ярославские грузовики, как правило, в качестве специальной техники: самосвалов, автокранов, цементовозов, пожарных цистерн, поливомоечных машин и даже орудийных установок. И, несмотря на откровенный анахронизм, ЯГов хватило и на то, чтобы поднять народное хозяйство, и на то, чтобы выстоять в войне. Звездный час грузовиков из Ярославля пробил 17 июля 1944 года, когда поливомоечные машины ЯГ-6 смыли грязь с московского асфальта после прохода пленных немцев. Символически они смыли позор солдат и офицеров Вермахта.
Наш герой не так знаменит, как те поливомоечные машины, снимки с которыми стали хрестоматийными и вошли во многие альбомы о Великой Отечественной войне. Он всю жизнь трудился в пожарной охране и относительно недавно «вышел на пенсию», обосновавшись в экспозиции Военно-технического музея в подмосковной Черноголовке. Поэтому посетителям Олдтаймер-Галереи выпадает уникальный шанс увидеть эту пожарную реликвию с 7 по 11 марта в КВЦ «Сокольники».
Пожарная автоцистерна на шасси ЯГ-6 изготовили в мастерских Московской пожарной охраны. Объём цистерны для воды составлял 5000 литров, насос применялся самый распространенный на советских пожарных машинах того времени – центробежный Д-20. Автоцистерна отличалась от классических пожарных автоцистерн московских мастерских пожарной охраны увеличенным размером цистерны, за счёт чего было уменьшено количество мест пожарного расчёта.
Машина начинала свою службу в Москве и во время войны выезжала на тушение пожаров от немецких бомбардировок. Цистерна оказалсь в прямом смысле этого слова незаменима – она могла привезти к месту пожара максимальное количество воды, что было жизненно необходимо в районах, удаленных от водопроводной сети и водоемов. В послевоенное время автоцистерна была подвергнута модернизации или ремонту, в результате чего обзавелась цельнометалличской кабиной от британского грузовика Austin, которые в начале войны поставлялись к нам небольшими партиями по ленд-лизу. Такие кабины стояли на моделях Austin K2, K3 и K6 – у какого-то из них она и была позаимствована.
В связи с поступлением в пожарную охрану столицы автоцистерн следующего поколения, устаревший пожарный ЯГ-6 передали в одно из сельскохозяйственных предприятий Подмосковья, где он продолжал работать еще длительное время. Сохранились фотографии начала 70-х годов, подтверждающие исправное состояние пожарной цистерны, когда она принимала участие в региональных соревнованиях Добровольных пожарных дружин (ДПД), защищая профессиональную честь ДПД поселка Аксёнки Пушкинского района Московской области.
Вторая жизнь автомобиля началась в 1988 году, когда он, вместе с другой пожарной техникой, собранной на просторах Московской области, был восстановлен специалистами пожарной охраны к празднованию 70-летнего юбилея Советской пожарной охраны. Правда, реставрацией это все же трудно назвать. Так, неоригинальная британская кабина уступила место не очень удачно выполненному аналогу с крышей «домиком».
Но главное – уникальный автомобиль сохранился и не был сдан в металлолом. С тех пор автоцистерна хранилась на отдельном посту ПЧ-29 подмосковной Балашихи. Ближайший случай увидеть этого монстра вживую – это мартовская Олдтаймер-Галерея.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
S_Iones
ЯГ-6 - жемчужина черноголовской коллекции. Ярославские машины, дожившие до наших дней, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

21.08.2015 На старт!
10.12.2013 Ecurie Ecosse
20.03.2016 1964 Porsche 356C
Все статьи