Ретроспектива
03.03.2018
Пожарные дела
Профессиональный журнал российских огнеборцев появился в 1894 году. Его основателем и первым редактором был Князь А.Д. Львов. Впервые к вопросам применения автомобиля для целей пожаротушения журнал обратился лишь в 1902 году, в заметке, посвящённой зарубежному опыту. С 1904 года на страницах журнала появляется достаточно много сообщений о первых российских пожарных автомобилей фирмы «Фрезе и Ко» и завода Г.А. Лесснера. На страницах журнала разгорелась жаркая дискуссия о перспективах применения пожарных автомобилей в условиях российских реалий.

Но по-настоящему к вопросам автомобилизации пожарного дела журнал обратился во второй половине 20-х годов, восстановив в 1925 году свой выпуск после революционных потрясений и трагедии гражданской войны. Он выполнил очень важную для того времени задачу – публикуя заметки об изготовлении пожарных автомобилей на местах, журнал убеждал сомневающихся в своих силах, способствовал переходу пожарного обоза на автомобильное шасси. На обложку журнала пожарная техника попадала не часто. Тем интереснее для нас посмотреть – на что обращали внимание редакторы журнала в разные годы.
На обложке «Пожарного дела» № 2 за 1933 год мы видим стилизованное изображение пожарного автонасоса на шасси «Магирус» – достаточно распространённого в СССР автомобиля. Применялись «Магирусы» в пожарных командах больших городов и крупных предприятий.
Журнал 1941 года помещает на обложку одну из первых автоцистерн с кузовом полузакрытого исполнения краснодарской пожарной команды, хотя подобная картинка к тому времени уже устарела – правильнее было бы разместить её на обложке журнала за 1939 год, когда пожарные команды Москвы, Ленинграда и Краснодара представили свои образцы автоцистерн с закрытым кузовом на суд взыскательной комиссии профессионалов. Победу одержал краснодарец В.Т. Кузнецов, чей автомобиль, признанный лучшим, участвовал в работе первой экспозиции Всесоюзной сельскохозяйственной выставки 1939 года. Машину высоко оценил М.И. Калинин, по указанию которого автоцистерну даже начали готовить к серийному производству. Но сначала Советско-финская война, а затем и Великая Отечественная поставили крест на хорошем начинании.
В 1942 году выпуск журнала прекращается и возобновляется лишь в 1955 году. Сообщения о достижениях в создании отечественных пожарных автомобилей всё чаще появляются на его страницах. На обложке первого номера журнала за 1956 год мы можем видеть спешащие на пожар автоцистерны ПМЗМ-3. Одну из трёх марок пожарных автомобилей, созданных московскими мастерскими пожарной охраны. В первой половине 50-х годов Управление пожарной охраны города Москвы, так и не дождавшись надёжной современной серийной пожарной техники, принимает беспрецедентное решение о выпуске крупной серии пожарных автомобилей для нужд столичного гарнизона. По разработанному проекту, на подготовленных шасси, московский завод АРЕМКУЗ изготавливает три вида специальных кузовов пожарных автомобилей для автонасоса ПМЗМ-1 и автоцистерн ПМЗМ-2 и ПМЗМ-3. Оснащённые самыми производительными современными насосами ПН-40 эти автомобили прослужили до середины 60-х годов, когда им на смену пришли новые серийные пожарные автомобили на шасси ЗИЛ-130.
Пожарные мастерские Москвы не оставляли своих изысканий и в конце 50-х годов ими был создан первый пожарный автомобиль с лафетным стволом на мощном и грузоподъёмном шасси того времени МАЗ-200. Ёмкость цистерны этого автомобиля составляла рекордные для того времени 5000 л, а насос ПН-40 позволял подавать воду на большие расстояния. Не мудрено, что такой пожарный автомобиль часто привлекался к тушению крупных пожаров, в том числе и в районы столичных панельных новостроек – символов 60-х годов прошлого века. Вот такая ситуация и изображена на обложке журнала «пожарное дело» за 1962-й год.
70-е годы прошли под знаком освоения областей Крайнего Севера. Страна нуждалась в разработке новых месторождений, расположенных порой в труднодоступных районах. В местах куда своим ходом пожарная техника прибыть не могла. Слишком велики были просторы СССР. И тогда на помощь приходила транспортная авиация, доставляя пожарные автомобили в удалённые районы.
К теме применения автомобилей газо-водяного тушения профессиональный журнал обращался постоянно. Его фотокорреспонденты любили снимать красочные столбы горящей нефти или фонтанирующего газа и работу мощных пожарных установок, усмиряющих эту стихию. Эти фотографии, сделанные на пике развития советской пожарной техники, впечатляют и сегодня, не оставляя читателей старых номеров журнала равнодушными. На обложке журнала № 4 за 1982 год к работе на пожарном полигоне готовится серийный пожарный автомобиль АГВТ-100(131)141.
Объекты широко развитой в СССР нефтеперерабатывающей промышленности имели высокую пожарную опасность. Это предъявляло серьёзные требования к техническому оснащению огнеборцев, охраняющих такие предприятия. Варианты такого оснащения мы можем видеть на обложке журнала № 5 за 1990 год. На переднем плане – тяжёлый лафетный ствол, установленный на специальной водопроводной сети. Струя такого ствола способна дотянуться до самых высоких отметок производственных сооружений и подаваемая им вода в случае пожара лишь охлаждает конструкции горящего и соседнего оборудования, а тушение осуществляет специальная пожарная машина пеноподъёмник на шасси артиллерийского тягача. На его платформе устанавливался комплект колен от пожарной автолестницы, на первом колене которого закреплялась специальная гребёнка с пеногенераторами, через которые воздушно-механическая пена подавалась на тушение пожара.

На «Олдтаймер-Галерее», посвящённой 100-летию пожарной охраны СССР, которая откроется в Сокольниках 7 марта, будет представлена небольшая выставка обложек журнала «Пожарное дело» разных лет.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи